Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Казахстанские разведчики отметили столетие легендарного коллеги



Казахстанские разведчики отметили столетие легендарного коллеги

 

Казахстанские разведчики отметили столетие легендарного коллегиО деятельности Абдуллы Турсунова на его родине практически не известно ничего. Все данные о работе знаменитого разведчика в свое время напрямую уходили в Москву. Однако именно Абдулла Муталипович, не имевший даже специального образования,  по праву считается основателем особой, казахстанской школы разведки.

В это году исполнилось бы 100 лет легенде отечественной разведки Абдулле Турсунову. В рамках празднования юбилея коллеги Турсунова, знавшие его при жизни, а также молодое пополнение из рядов казахстанской внешней разведки, провели ряд памятных мероприятий. В минувшее воскресенье состоялось возложение цветов к могиле «казахстанского Абеля», а в понедельник прошли торжественное собрание и памятный ужин.


Будущая легенда разведки Абдулла Муталипович Турсунов родился 6 мая 1913 года в Алма-Ате. На его долю выпало немало испытаний. Когда мальчику едва исполнилось пять лет, белогвардейцами был зверски убит его отец. Несколько лет Абдулла жил с мамой, а после ее смерти отправился в детский дом. Однако потом парню, можно сказать, повезло. Советское правительство направило сироту на учебу в Крым, в Феодосию. Там он провел четыре года, после чего снова вернулся в Казахстан. Несколько лет Абдулла Турсунов работал в Чилике на табачной фабрике. Однако в мае 1940 года Турсунов, окончательно решив связать свою жизнь с ЧК,  поступил на курсы КГБ СССР, по окончании которых пришел работать в органы контрразведки.

Как уже говорилось ранее, до сих пор основная часть деталей многолетней работы группы Турсунова в Синьцзян-Уйгурском автономном районе в 40-х годах не известны. Как отмечают военные историки, в те годы СУАР был китайским де-юре. По факту же регион существовал вполне самостоятельно, и отношения с СССР были самыми доброжелательными. За несколько лет там был построен целый ряд совместных предприятий, где трудились советские специалисты. Однако в начале Великой Отечественной войны и с первыми неудачами советской армии на фронтах позиция властей СУАР резко поменялась. Граждан СССР пришлось вывозить в спешном порядке. Вместо них в СУАР было решено направить несколько разведывательных групп для выяснения обстановки.

Как отметили в своих докладах коллеги Абдуллы Турсунова, именно он фактически основал школы подготовки резидентов. Стоит учитывать, что  «разведчик в те годы был штучным товаром». Поэтому подбор кандидатов и дальнейшая работа с ними были процессом специфическим. Абдулла Турсунов и создал уникальную технологическую базу, которая используется и по сей день.

Кстати, стоит отметить, что в те годы как такового китаеведения для будущих разведчиков не преподавалось. Подготовка осуществлялась в сжатые сроки, поэтому Абдулле Муталиповичу пришлось очень много времени посвятить самообразованию. В частности он самостоятельно изучил не только географические и ментальные нюансы СУАР, но и выучил арабскую письменность, которую до сих пор используют тюркские народы, населяющие Синьцзян-Уйгурский автономный район.

Всего на территории СУАР было организовано 6 резидентур. Работать казахстанским разведчикам пришлось в тяжелейших условиях гражданской войны в Китае. Как уже говорилось, подробности проводимых нашими разведчиками спецопераций под руководством Турсунова наверняка так и останутся в тайне.  Турсунов отправлял свои отчеты напрямую в Москву, лично Лаврентию Берии. К слову, все донесения подписывались псевдонимами. Например, сам Берия был известен в узких кругах как Павел. Что касается Абдуллы Турсунова, то его подпольным именем было Ярцев. Также использовались специфические названия и для государственных объектов. Например, «Большой мечетью» разведчики называли всю полицию СУАР, «средней мечетью» – полицию округа и, наконец, «малой мечетью» – полицейское управление города.

– Ярцев много разъезжал как по Северному, так и по Южному Синьцзяну, – рассказал некоторые детали деятельности Ярцева ветеран внешней разведки Казахстана, подполковник в отставке Виктор Кривоногов. – Дело в том, что советская резидентура в Северном Китае на тот период не обладала серьезными позициями, она только начинала выстраивать связи, и поэтому Ярцеву приходилось самостоятельно обобщать и анализировать полученные по крупицам разведсведения.  Ему удалось заполучить важные сведения о намерениях гоминьданского режима, а также данные о руководителях государственных структур Синьцзяна, которые затем были использованы руководством СССР. Для передачи сообщений им использовались как специальные связные, так и прикрепленный к нему радист.

По рассказу Виктора Кривоногова, в этот период по Синьцзяну прокатилась волна арестов. Стараясь снискать расположение тогдашнего лидера Китая Чан Кайши, генерал Шэн Шицай 12 апреля 1942 года провел массовые аресты прогрессивных деятелей, сторонников советско-китайской дружбы, китайских коммунистов, работавших в Синьцзяне. Многие из них были впоследствии казнены. К сожалению, в рядах наших агентов не обошлось без жертв. Один из подопечных Абдуллы Турсунова, Гани Истаев, допустил значительный промах. В результате он был схвачен китайскими властями и после долгих пыток казнен. В гоминьдановских застенках также погибла и казахстанская разведчица Эмилия Романова. В те годы китайские власти не церемонились с раскрытыми иностранными агентами, казня их в короткие сроки одного за другим. К счастью, других жертв группе Турсунова удалось избежать. Правда, и сам Абдулла Муталипович через некоторое время попал в тяжелую ситуацию, и в 1946 году его с большим трудом удалось вызволить с территории СУАР и переправить в СССР.

Как уже говорилось ранее, никаких специальных учебных пособий для разведчиков в те годы не существовало. Поэтому, как отметил Виктор Кривоногов, Абдулла Турсунов щедро делился со своими учениками собственными знаниями и собственноручно разработанной информационной базой. Сам Виктор Михайлович, которому в этом году исполнится 83 года, пришел под руководство Турсунова в далеком 1969 году.

– Несмотря на то что мы все были очень молоды, Абдулла Муталипович общался с нами на равных, – отметил Виктор Кривоногов. – Нам все это очень льстило.

Кстати, в единодушно порыве все выступающие с речами на памятном собрании отмечали невероятное обаяние и исключительное чувство юмора, которым отличался Абдулла Турсунов.

Особо следует отметить важную роль в жизни Абдуллы Турсунова его супруги Рузии Исмаиловны. Внук Абдуллы Муталиповича Таир, например, рассказал занятную семейную историю. Оставшись одна с тремя детьми, Рузия со свойственной ей прямолинейностью отправилась напрямую к руководству КГБ Казахской ССР и выдвинула ультиматум. Женщина заявила, что по милости начальства мужа она осталась одна с тремя детьми. «Или старого мужа обратно возвращайте, или нового мне ищите!» – заявила женщина. Невероятно, но руководство КГБ пошло ей навстречу. Для Абдуллы Муталиповича была доработана легенда, и вскоре Рузию с мальчиками переправили в Китай для воссоединения с главой семейства.

Супруги Турсуновы прожили долгую и счастливую жизнь и вырастили трех  детей – двух сыновей и дочь. Старший сын Абдуллы Турсунова Рабик Абдуллаевич, кандидат физико-математических наук, до сих пор работает в институте высоких энергий. По стопам отца пошел второй сын Равиль Абдуллаевич, 1936 года рождения, который дослужился до генерала ФСБ России, ушел из жизни в декабре 2005 года. Дочь супругов Турсуновых, Софья Абдуллаевна, всю жизнь проработала в Научно-исследовательском институте минерального сырья, на пенсию ушла в 1998 году. Внуки также выбрали для себя разные пути. Таир Каримович предприниматель, Лейла – преподаватель вуза, Анвар – юрист, Карина закончила Политехнический институт, Равиль и Александра – бизнесмены.

Стоит отметить еще один немаловажный факт из жизни Абдуллы Турсунова. Традиционно разведчикам в СССР никогда не присуждали звания Героя Советского Союза. Считалось, что постоянный риск и лишения – это норма для данной профессии. За свою героическую деятельность в Китае Абдулла Турсунов был награжден орденом Ленина – наивысшей наградой для разведчика. Правда, сам орден он получил лишь спустя… 22 года после подписания наградного приказа.

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 21
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.287 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>