Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров


Error: Incorrect password!
Error: Incorrect password!

Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Пойдешь по шерсть – вернешься стриженым. Так и ходим



Пойдешь по шерсть – вернешься стриженым. Так и ходим

 

 В ноябре минувшего года правительственный час в парламенте был посвящен перспективам развития животноводства в Казахстане.

Министр сельского хозяйства Акылбек Куришбаев назвал приоритетными производство и переработку мяса и молока, развитие птицеводства и тонкорунного овцеводства. По его словам, по каждому направлению разработаны специальные мастер-классы. В частности по племенному овцеводству: сегодня в общем стаде лишь 18 процентов овец – тонкорунные. Поставлена задача увеличить это соотношение до 30 процентов. Каким образом? За счет притока крови австралийских баранов. Приток самих баранов, понятное дело, пойдет по воздушным коридорам на турбореактивной тяге американских рублей. Но это уже новые ворота НХ «КазАгро», в которые не вхож даже австралийский баран. А кто же вхож?


Министр сельского хозяйства не так давно сказал парламентариям: «Если мы хотим развивать овцеводство, нам необходимо развивать тонкорунное овцеводство. Поэтому в РК разработан инвестпроект по развитию тонкорунного овцеводства, что позволит увеличить производство тонкой шерсти в Семипалатинском регионе и решить проблемы мясного и шерстного животноводства. Казахстан – вторая в мире страна по разведению овец. В Австралии тонкая шерсть – 23 микрона. Мы в уникальных погодных условиях Семипалатинского региона получаем от 19 до 23 микрон. Мы же имеем такого поголовья 15 процентов от общего. В СССР имели 50 процентов тонкорунных овец. 1 килограмм такой шерсти – 250 тенге». (Цитата с сохранением стиля пресс-релиза МСХ.)

 Насчет второй страны в мире по разведению овец глава Минсельхоза (или его помощники) хватил лишку: в 70-х годах прошлого века – в золотые годы казахстанского овцеводства – мы имели 36 млн блеющих голов и производили чуть больше 100 тысяч тонн шерсти. Австралия в ту пору имела отару в 163 млн голов, с которой снимала 920 тысяч тонн руна. А между двумя гигантами располагался, согласно справочнику «Мировое овцеводство», еще добрый десяток стран, зримо превосходивших по этим показателям одну из 15 социалистических республик. В 1979 году, на торжествах по случаю 25-летия целины в Алма-Ате генсек Леонид Брежнев пожелал казахстанцам довести овцепоголовье до 50 миллионов годов. Взяли под козырек, но козырек оказался плохо пришит к фуражке. А потом и фуражка скособочилась: в 2000 году Агентство РК по статистике насчитало около 10 млн овец и коз в основном на частных подворьях и 23 тысячи тонн в основном грубой шерсти. Спустя 8 лет соответственно 18 млн голов и 33 тысячи тонн грубой шерсти. Сегодня, по статистике, на миллион больше, но шерсть, как утверждает министр, преобладает грубая. Такими темпами лет через 25–30 на уровень 1990 года выйдем непременно.

Откуда такая уверенность? Вот еще одна цитата из республиканской газеты от 21 июля 2005 года: «Сегодня ночью в Международный аэропорт Алматы прибыл самолет с партией племенных овец в 219 голов из Австралии.

– Приобретение австралийских овец является одним из ключевых этапов реализации комплексной программы по созданию вертикально интегрированной производственной цепочки, – пояснил директор ТОО «АлРуно» Нуржан Токсеитов. – Овцы из Австралии специально подобраны для Казахстана и представлены несколькими элитными видами: австралийский меринос, австралийский мясной меринос, полварс, дохне и другими. Они будут направлены в племхозяйства «Алматы», «Жас Канат», «Бескарагай» и им. Алдабергенова… Предусмотрено создание племенного центра австралийских мериносных овец. АО «КазРуно» вступило в Международную организацию шерстяного текстиля».

А теперь информация к размышлению. В августе минувшего года заместитель директора КазНИИ овцеводства Темирхан Кенжибаев порадовал общественность: создана новая порода казахский мясной меринос. 20 лет потребовалось для того, чтобы объединить и усилить лучшие качества казахской тонкорунной и… немецкой дойче меринофлейшав. Новая порода отличается качественным мясом и тонкой шерстью для производства трикотажа. Кенжибаеву вторит генеральный директор Юго-Западного НИИ животноводства и растениеводства Абдирахман Омбаев: за последние 17 лет его ученые вывели породы, от которых можно получать каракуль 17 расцветок…

Всем овцам – по серьгам, баранам – по воротам. В том числе и австралийским.

 

Австралийский след

 

Пока глава Минсельхоза общался с парламентариями, в Алматинской области на базе племзавода «Каратал» обсуждались проблемы регионального развития племенного овцеводства. В докладе заместителя акима области Досымбекова с чувством глубокого удовлетворения отмечено, что за последние 5 лет поголовье овец в области выросло на 27 процентов и приблизилось к 4 миллионам. 80 процентов получаемой шерсти – тонкорунная. Причем племзавод «Каратал» дает продукцию с тониной 18–21 микрон супротив 23 австралийских. Ставка сделана на крестьянские хозяйства: в 2010 году организованы три новых, и теперь в области насчитывается 48 хозяйств, занимающихся племенным овцеводством. Понятно, что ядром является завод «Каратал» со 180 баранами-производителями австралийской тонкорунной породы и общей отарой в 6300 голов, из которых чуть больше половины – маточные. Хоть и мал золотник, да дорог. Но… академик НАН РК Копмагамбет Елемесов предупреждает: «Скрещивание животных от одной матки запрещено до пятого поколения, и чтобы достичь выведения элитного вида, мы должны завозить новых баранов». С учетом мастер-классов Минсельхоза долго будет Австралия сниться…

Между тем 36 лет назад была завершена работа отечественных селекционеров по созданию породы южноказахский меринос: гибрид казахской курдючной овцы с баранами разных мериносных пород. Достоинство: круглогодичное пастбищное содержание и хорошая продуктивность. Настриг шерсти с барана – до 10 кг, с овцы – вдвое меньше. Следом появляются две заводские линии североказахского мериноса. Он превосходит южного собрата по продуктивности: настриг шерсти с барана – до 15 кг, с овцы – вдвое меньше. Порода создавалась на базе племзавода «Сулукольский» Кустанайской области. Сам завод, организованный в 1929 году, к тому времени уже имел собственную породу – сулукольскую. Ее получили путем скрещивания местной казахской овцы с баранами тонкорунных пород: новокавказской, рамбулье, прекос, ставропольской и аскания. Самолеты тогда в Австралию не летали. Но овца получилась на загляденье: и шерсть, и мясо, и плодовитость – от 100 маток до 150 ягнят. До сих пор она ведется на севере и западе страны.

В 80-х годах Зеленый континент стал досягаем для самолетов и в «Сулукольский» завезли баранов типа «стронг»: каждый красавец по 5 тысяч долларов США, не считая стоимости авиабилетов. Цель скрещивания с североказахскими – увеличение выхода чистого волокна, повышение его качества и, внимание, получение белого и кремового жиропота как ценного сырья для парфюмерной промышленности. Мы могли тогда себе это позволить. Не порода получилась – песня! В начале 90-х годов. Кустанайский камвольно-суконный комбинат выполнил спецзаказ Ватикана: соткал 40 метров тончайшей шерстяной ткани сиреневого цвета для мантий папы римского. Из шерсти североказахского мериноса, которую перебрали вручную.

На торжествах по случаю 40-летия целины глава правительства Сергей Терещенко заявил: мы вкладываем в овцу 150 долларов, а получаем отдачу на 50 «зеленых» – зачем нам такое овцеводство? Как потом оказалось, он дал отмашку уничтожению товарного овцеводства в Казахстане, и в первую очередь – тонкорунного. 800-тысячная отара Кустанайской области, содержавшаяся в 27 специализированных совхозах, уже через два года после речи бастыка сократилась наполовину. Еще через два года счет перешел на тысячи голов с мелкими рогами. Вместе с отарами исчезали большие села и аулы. Совхоз «Уркашский» имел 60 тысяч овец и центральную усадьбу на 400 отстроенных в 80-е годы домов. Овец не стало, люди разъехались, на месте усадьбы – развалины. Аул Окан на сотню дворов с великолепной инфраструктурой областные семинары проводил. Не стало 30 тысяч овец – нет аула. Люди разъехались, добротные постройки разобрали на стройматериалы и свезли на центральную усадьбу бывшего совхоза. Остались только старые тополя и буйные кусты сирени, напоминающие о том, что еще 15 лет назад здесь кипела жизнь.

А два года назад лишен статуса племенного завода «Сулукольский», не доживший до своего 80-летия один год. Нет больше отечественной породы североказахский меринос. Именно в «Сулукольском» 15 лет назад предпринималась последняя попытка спасения потенциала отечественного овцеводства – был созван республиканский форум ведущих ученых и практиков. Итог дискуссии подвел президент объединявшего овцеводов страны АО «Асыл» А. Кусаинов: «Горько сознавать, но никто ничем нам не поможет, а выживать надо. Надо переходить с механизации и электрификации на… волов и лошадей. Надо подумать, нужен ли нам такой дотошный плем-учет. Надо искать рынки сбыта. На Лондонской бирже килограмм немытой тонкорунной шерсти стоит около 2 долларов, а мы мытую вынуждены продавать в Китай по 50 центов». Обращаясь к правительственным чиновникам во главе с заместителем министра сельского хозяйства К. Отаровым, патриарх отечественного овцеводства академик К. Медеубеков взывал: «Это не просто отрасль животноводства – это мощнейший этнический пласт казахов, их культура, быт, искусство, традиции. Это, наконец, тысячи безработных чабанов с семьями, которые кормились возле отар». В день проведения форума в Семиозерный район, в котором расположен «Сулукольский», была прекращена подача электроэнергии – за долги в 260 млн тенге. Долги были закономерными: лучший чабан «Сулукольского» зарабатывал за месяц 1995 года, но не получал, 3000 тенге. Диспетчер районного энергоучастка за свою непыльную службу в кабинете имел в месяц 18000 реальных тенге. С баранов драли по 10 шкур все, кому было не лень.

 

Хоть шерсти клок

 

Гигант легкой промышленности – Кустанайский камвольно-суконный комбинат – был построен под тонкую шерсть казахских мериносов и прочих тонкорунных пород, каковых в Казахстане насчитывалось более десятка. В год он превращал в ткани 6 тысяч тонн мытой шерсти. Из этой ткани в Чимкенте шили отличные и недорогие костюмы. Директор комбината Шамиль Капкаев договорился со швейниками, и они оснащали свои изделия ярлычками: «Костюм пошит из ткани Кустанайского КСК». Если добавить сотню овцеводческих хозяйств, Актюбинскую фабрику первичной обработки шерсти, получим мощнейший кластер, о каком сегодня и мечтать не приходится. Как и почему он развалился – читайте выше. Нас интересует завтрашний день. Что делать с золотым руном Семипалатинского региона, если таковое собрать и отмыть?

Ровно два года назад депутат мажилиса Амангельды Момышев подверг критике план мер правительства по устойчивому развитию АПК: в нем не предусмотрено формирование региональных кластеров по производству и переработке шерсти. Закупочная цена грубого волокна настолько мала, что не окупает даже затраты на стрижку – хозяева больших и малых отар его попросту сжигают. Тонкая шерсть в 5–6 раз дороже – около 80 центов за килограмм, а себестоимость – в пределах 2 долларов. Да, на мировых рынках сегодня существует достаточно большой спрос на тонкую шерсть, но на них еще нужно выйти.

Информация к размышлению. В приснопамятном 1995 году известная японская фирма купила тюк австралийской шерсти за 924 тысячи долларов. Из этого тюка произведено 255 фунтов пряжи, которой хватило на производство ткани, из которой пошили 30 мужских костюмов. Себестоимость каждого – более 30 тысяч долларов. Костюмы были распроданы в течение нескольких дней по цене в полтора раза выше себестоимости. Все дело в качестве шерсти, не имеющей аналогов в мире: она получена с овец, выращенных на специальной диете. Сможем ли мы вырастить на пастбищах Семипалатинского региона шерсть, за тюк которой нам отвалят хотя бы 1000 «зеленых»? Ответ заранее известен.

Практика мирового животноводства: нигде и никогда не удавалось создавать высокопродуктивные стада без хорошего кормления и условий содержания. Английские мясо-шерстные породы овец создавались в условиях обильного кормления в климате вечной весны. В итоге все их отличают скороспелость, высокая мясная и шерстная продуктивность. Советский академик М. Иванов, изучавший в 30-х годах прошлого века опыт английских фермеров, сделал вывод: «Гемпширы могут разводиться только в условиях обильного кормления. В противном случае все ценные качества теряются. При плохом кормлении порода вырождается». Наши аграрные генералы не устают заклинать: основа развития овцеводства в Казахстане – огромная территория естественных пастбищ в 182 млн га. Но… большинство этих миллионов га – деградированы, требуют восстановления. Пустите на них австралийских племенных баранов – они тоже деградируют, выродятся. Ибо привезли их не с пастбищ Зеленого континента, а с современных высокомеханизированных площадок с обильным и полноценным кормлением, с надлежащим уходом.

В середине 80-х годов в Кустанайской области овцеводческие хозяйства стали переходить на омский метод содержания отар – на механизированных площадках. Идеологом этого перехода был академик К. Медеубеков: «В районах с большой распашкой площадей при значительном увеличении поголовья овец и дальнейшей интенсификации производства процесс перевода на стойловое содержание неизбежен. Сегодня оно широко распространено в Ставропольском и Краснодарском краях, в Ростовской области и Западной Сибири. Только в Сибири более 400 ферм промышленного типа. Новые условия содержания позволяют концентрировать поголовье вблизи населенных пунктов, внедрять комплексную механизацию и современную организацию труда, создавать прочную кормовую базу и повышать эффективность отрасли». Написано в 1986 году.

Омский метод – название условное. С таким же успехом его можно назвать английским, европейским, американским, австралийским… Просто Омская область ближе других к северу Казахстана. В 70-х годах она имела 198 овцеводческих хозяйств. К 1985 году осталась 31 ферма-площадка, имевшая в среднем по 25 тысяч овец. Настриг шерсти по области вырос с 2,9 до 4,5 килограмма, производство мяса – почти вдвое. Затраты на строительство площадок окупились за 1–2 года.

Овца дарована человеку свыше, чтобы его кормить, поить, одевать, обувать. Она дает шерсть, овчину, смушки, кожу, мясо, молоко, сало, а теперь и сырье для парфюмерной промышленности. Из 800 видов пастбищных растений поедает более 400. Для сравнения: коровы – 150, лошади – 90. Узкая морда, тонкие губы и изогнутые резцы позволяют подбирать с земли самые мелкие зерна. Скороспелость: ярки достигают половой зрелости в 5–6 месяцев. Баранина достигает питательных кондиций к 6–8 месяцам, в 5-месячном возрасте снимают первую шерсть…

Владимир КАТКОВ, Костанайская область

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 12
Работа на дому


Время загрузки страницы 2.718 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>