В 1944-ом Станиславу Сухоносу было всего 16, его старший брат уже воевал на фронте. Основные бои разворачивались на суше, а он грезил морскими сражениями. Узнав, что на Кавказе, в Очемчирах, (между Поти и Сухуми) открыта школа юнг, туда и направился. Как добирался он из Владивостока - отдельная история, но когда прибыл в расположение школы, набор уже закончился. Добрые люди шепнули - наведайся в порт, если произведешь впечатление, возьмут юнгой. Его взяли служить на корабль «Морской охотник 338». |
Во время войны катер сопровождал большей частью караваны грузовых кораблей. Конвою приходилось обеспечивать не только охрану, но и своевременную доставку провианта, оружия и боеприпасов на фронт. Оправдывая свое имя, охотился корабль и за фашистскими подводными лодками - для этого на катере установили современную акустическую аппаратуру американского производства «Дракон». В отличие от советских аналогов, она обнаруживала подводные лодки даже на полной скорости в 32 узла. Повоевать юнга успел не только на территории Союза, но и в Болгарии и Румынии. Кстати, в Констанце экипаж «Морского охотника» даже встретился с членами экипажа легендарного броненосца «Потёмкин».
Уже после войны корабль передали в аварийно-спасательный отдел Черноморского флота для того, чтобы экипаж занимался обнаружением и обследованием затонувших кораблей. С охотника, нагонявшего во время войны дрожь на немецких моряков, сняли пушки и бомбосбрасыватели, и установили водолазную станцию, металлоискатели, эхолот. Координаты, где надлежало искать, давали весьма туманные, поэтому тралить в заданном квадрате приходилось подолгу. Потом, когда водолазы обследовали суда, решался вопрос - подлежит корабль восстановлению или нет. Конечно, советские водолазы обследовали и немецкие корабли. И сталкивались с великим множеством интересных фактов.
«Немецкие карты, что попадали к нам в руки - они ведь хорошо сохранялись в специальных тубах, которые мы использовали вместо наших, советских. На них глубины и береговые линии были указаны намного точнее. Видимо, захватчики тщательно готовились к нападению. Поэтому гидролокационные службы просто адаптировали немецкие карты, нанося на них русские обозначения», - рассказывает сегодня ветеран Станислав Сухонос.
Всего Станислав Сухонос прослужил на корабле около девяти лет. Демобилизовался, женился. С супругой они отметят скоро бриллиантовую свадьбу. У них трое детей, шестеро внуков и пятеро правнуков. В свои годы он сохранил ясный ум, чувство юмора и энергичность. Морскими рассказами он нередко делится с учащимися средней школы № 5 г. Актау - живет ветеран недалеко от нее. Эти рассказы - красочное дополнение школьной программы - в них и наглядность, и примеры, в прямом смысле, из жизни.
Автор: Александра Данилова
Национальное информационное агентство «КазИнформ» Время загрузки страницы 0.404 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |