На телевидении в таких случаях надевают на героев маски. Нам придётся спрятать их за инициалами – пусть это будут А и Б. Они представляют группу учёных, получивших такие результаты в научной работе, за которые вообще-то дают Нобелевскую премию, но могут дать и по голове. В условиях полной конфиденциальности А и Б ответили на вопросы корреспондента газеты . Ученые заявили, что опасаются покушения на жизнь или утечки информации, ведь коммерциализация полученных результатов обещает многомиллионные прибыли. И попытки завладеть технологией, так или иначе, вполне реальны. От получения патентов ученые отказались, ссылаясь на то, что в патентовании есть слабое место: чтобы зарегистрировать ноу-хау, надо раскрыть его суть, что и требуется нечистым на руку людям. |
«Только одно создаёт им препятствия – технологией получения исходного сырья не владеет никто, кроме нас. И всё же мы воздержались от получения патентов до лучших времён. Испытания проводились в очень серьёзном российском институте. Было выращено несколько алмазов со средним размером около 8 карат.
Совершенно новый, уникальный по своим свойствам материал, а именно – сверхчистый углерод. Его физические свойства были исследованы и подтверждены в специальных лабораториях. Чистота 99,99 процента является большим достижением. Соответствующий протокол у нас есть. Дополнительные исследования показали, что полученный нами углерод близок по структуре к карбину, созданному в 80-е годы в России.
Карбин - это тоже одна из форм углерода с характерной для неё линейно-цепочечной структурой. Именно такая структура присуща и нашему материалу. Она придаёт ему уникальные свойства. Разработчики карбина получили аттестат на открытие, но оно не было признано в мире. Позднее интерес к линейно-цепочечному углероду многократно возрос, и начались поиски технологии его получения. Мы в этом плане опередили всех», - говорят ученые.
– Каковы перспективы использования сверхчистого углерода?
А: – Они огромны и исчисляются сотнями областей. Например, уже разработан процесс получения синтетических алмазов. В мире существует несколько «алмазных» технологий, основанных на представлениях о формировании кристаллов в земной коре. Согласно кимберлитовой теории это происходит при очень высоком давлении и температуре. Такие же условия – температуру до 1700 градусов и давление от 20 до 70 тысяч атмосфер – стали воспроизводить в специальных установках, что дало возможность получать кристаллы небольшой величины, в основном два-три карата.
Опасения, что производство синтетических алмазов обрушит добычу природных материалов, оказались беспочвенными: себестоимость искусственных алмазов слишком высока. К тому же существующие технологии не позволяют получать алмазы нужного качества. Они имеют жёлтый цвет, что связано с наличием в них примеси азота. А осветление ещё больше увеличивает затраты.
Есть технология получения алмазов путём осаждения углерода в газовой фазе на затравочный кристалл. Её недостаток – малая скорость роста алмазов, которая также делает процесс экономически невыгодным.
– Удалось ли вам избежать этих проблем?
А: – Полученный нами материал наряду с высокой чистотой имеет свойства, которые обещают сделать его применение неограниченно широким. Испытания своей технологии мы проводили в очень серьёзном российском институте. Было выращено несколько алмазов со средним размером около 8 карат. Скорость роста оказалась в десятки раз выше, чем в уже известных технологиях. Использовалась установка высокого давления и высокой температуры, но дальнейшие наши разработки связаны с поиском путей получения синтетических алмазов при более мягких условиях – температуре до 500 градусов и давлении, близком к атмосферному. Такая возможность реально существует.
Проведено теоретическое обоснование процесса кристаллизации алмазов в жидкой фазе, который также можно реализовать в промышленных условиях. Это требует продолжения исследований, создания специализированной установки и, естественно, финансирования, которое мы пытаемся обеспечить силами частных инвесторов. Затраты на создание такой технологии мы оцениваем в сумму, равную примерно миллиону долларов, а сроки её создания, по нашим расчётам, не превысят одного года, максимум полутора лет. По меркам науки это очень маленький срок.
– Как ещё может использоваться углеродное сырьё?
А: – Например, для создания искусственной крови. Эта проблема сейчас очень актуальна во всём мире. Развитые страны давно ищут кровезаменители. До сих пор одним из лучших на мировом рынке является созданный в СССР перфторан. Но он имеет высокую стоимость (500 долларов за литр) и нежелательные побочные действия из-за присутствия в нём фтора. С этим приходится мириться, поскольку другого столь же эффективного переносчика кислорода в природе не существует.
Страна, создавшая технологию получения искусственной крови, получит огромные преимущества и признание в мире как действительно инновационное государство.
Наши разработки позволяют делать искусственную кровь без вредных примесей. Никаких принципиальных сложностей здесь нет. Надо перевести полученный углерод в наносостояние и создать несущие среды. Но далее нам не обойтись без партнёра, обладающего опытом производства кровезаменителей и способного взять на себя весь процесс испытаний и сертификации. Нам уже предлагали свои услуги индийские и южнокорейские компании, но прежде чем заключать соглашения с ними, мы должны закончить свою часть работы.
И производство синтетических алмазов (и алмазных плёнок на подложках), и производство искусственной крови могут стать основой многомиллионного бизнеса. Теоретическая и практическая база для быстрой коммерциализации этих направлений есть.
Но существуют и десятки других возможностей использования наших разработок. Можно получать нанотрубки очень дешёвые по сравнению с теми, что уже получают в мире; применять углерод в качестве присадки для смазок, продлевающих жизнь механизмов, и в производстве красок по технологии «стеллс», делающих невидимой для радаров военную технику. Переведённый в наносостояние сверхчистый углерод может использоваться в косметической промышленности при создании омолаживающих средств и в медицине для вживления протезов, заменяющих кости.
– Знает ли руководство страны о достигнутых вами успехах?
– Работая, мы никого не ставили в известность, потому что есть вещи, с которыми до поры до времени лучше не высовываться. Но, получив и подтвердив результаты, мы дали информацию наверх, и по этому поводу, очевидно, будет созвано специальное совещание.
Ряд компаний США и Южной Кореи предлагает нам помощь в выезде за рубеж, обещая создать условия для дальнейшей работы и комфортного проживания. Но мы понимаем опасность таких посулов и не бросаемся в их объятия.
На этом можно было бы поставить точку, но к разговору подключился руководитель группы. Он сообщил, что сверхчистый углерод – не единственный полученный учёными материал. Есть и другой, ещё более ценный и тоже с чистотой «четыре девятки». Но эта информация огласке не подлежит.
Подготовила Анна Лаврова, Алматы
Сайт газеты «Мегаполис» Время загрузки страницы 0.242 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |