У нас этот показатель сложился на уровне 36,6 процента от ВВП. Другими словами, около 50 млрд долларов в прошлом году республика затратила на выплаты работникам. Если сравнивать этот показатель с другими странами, то мы находимся в выгодном положении. С одной стороны, в той же России зарплатоемкость ВВП 39,5 процента. С другой стороны, в Бельгии – 38,1 процента, в Норвегии – 37,5, на Мальте – 38,1 и в Испании – 37,7 процента. При этом большинство из этих государств существенно превосходят нашу страну не только по уровню развития, но и по производительности труда, передает . Эксперты отмечают, что впервые за последние десять лет зарплатоемкость ВВП Казахстана снизилась. Так, в 2000 году этот показатель равнялся 23,6 процента, в 2008-м вырос до 35,2 процента, а еще через год составил рекордные 40,3 процента. По итогам 2012 года – 36,6 процента, что на 3,7 процента меньше предыдущего значения. Впрочем, как бы то ни было, зарплатоемкость ВВП в Казахстане по-прежнему неоправданно высока по отношению к производительности, это особенно заметно в сравнении с развитыми странами Евросоюза. |
Эксперты такую динамику объясняют по-разному. Так, высокая доля зарплаты в ВВП объясняется значительным повышением уровня социальной поддержки населения в 2009–2011 годах, а также ростом мировых цен на нефть, который позволил увеличивать зарплаты без повышения производительности труда.
Не следует забывать, что производительность труда – главный фактор стабильного роста экономики. Тем более что в Казахстане на протяжении вот уже почти сотни лет этот показатель оказывается в 4–5 раз ниже, чем в развитых странах. По подсчетам консалтинговой компании McKinsey, за последние десять лет производительность труда в Казахстане выросла в 1,7 раза, но все еще кратно отстает от лучших мировых показателей. В частности, составляет лишь 28 процентов от уровня США. Мы спросили у специалистов, с чем может быть связана такая ситуация.
– Безусловно, тому есть несколько причин, – говорит финансовый аналитик Алдамберген Кудияров. – Начнем с того, что именно в Казахстане, а не в какой-нибудь другой стране мира, на протяжении 70 с лишним лет осуществлялся эксперимент под названием «советская власть», когда режим наглядно демонстрировал особенности своего учения, морально и физически уничтожая наиболее прогрессивную, мыслящую часть населения. Тем временем пять десятков стран, в которых живет «золотой миллиард», в XX веке социалистических экспериментов над собой не ставили и связанных с ними страшных людских потерь не понесли. Потому и процент высококачественной рабочей силы там значительно выше.
Переход к рыночной экономике лишь отчасти стимулировал рост производительности труда в Казахстане. Многие проблемы были смягчены двумя благами – приватизационной и сырьевой. В 90-е годы в ходе приватизации ловкие люди практически даром получили не ими созданные производства, здания, активы. А простые люди точно так же, как говорят в народе, на халяву, приватизировали ставшее теперь весьма дорогостоящим жилье.
– В 2000-е годы пришло второе благо – мировая конъюнктура цен на сырьевые ресурсы, – продолжает господин Кудияров. – После многих десятилетий нищеты и социалистической уравниловки пришло изобилие. Короткий шок 1998 года быстро прошел под теплыми золотистыми лучами греющего душу нефтегазометаллического потока денег, в том числе в виде кредитов. Можно было делать одну и ту же работу с одной и той же производительностью, а результаты труда сами по себе начинали вдруг стоить в 10–15 раз больше. Получив свалившиеся с неба деньги, обладатели принимались тратить их, оплачивая различные товары и услуги – тои в ресторанах, туристические поездки, автомобили, коттеджи и квартиры.
Расставаться с такими доходами было нетрудно. Они же достались так легко. И такое мировоззрение распространялось подобно эпидемии, от большего к меньшему. Магнат купил втридорога автомобиль у дилера, дилер втридорога купил шубу у коммерсанта, коммерсант втридорога купил колбасу у колбасника и так далее.
Можно ли было двадцать лет назад понять, что вечной халявы не бывает? Разумеется. Однако для глубинного осознания этой аксиомы обществу необходимо было все это «прожить». А уже по итогам сделать выводы. Сейчас понятно лишь то, что даром производства и другие ценные активы больше раздавать никто не будет; дешевого жилья отныне можно не ждать, цены на сырье в любой момент могут рухнуть.
Казахстанское процветание (как и мировое) по-прежнему циклично. И чем менее развита страна, тем более оно неустойчиво. Благосостояние страны определяется производительностью труда. Кризис обострил конкуренцию между отдельными людьми, компаниями, народами и государствами. Побеждать и повышать свое благосостояние будут более трудоспособные, мотивированные, целеустремленные. Чем быстрее это будет осознано в Казахстане, тем выше шансы не опоздать с правильными выводами. Не случайно ведь Глава государства Нурсултан Назарбаев в своем недавнем послании народу Казахстана объявил бой тунеядству и призвал правительство сделать все возможное для роста производительности труда в стране.
Евгения МИХАЙЛОВА, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.354 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |