Итоги работы Министерства нефти и газа за 2012 год и задачи на текущий год рассмотрены в понедельник в Мажилисе. Обсуждение проведено на Правительственном часе под председательством вице-спикера Палаты , передает пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК. С докладом на эту тему перед депутатами выступил министр нефти и газа Республики Казахстан . |
Добыча нефти и газового конденсата в прошлом году меньше, чем в 2011 году. Это связано как с естественными природными процессами, техническими и геологическими причинами на некоторых нефтегазовых месторождениях так и с незапланированными ремонтными работами на ряде предприятий, - отметил министр.
На снижение общего уровня добычи повлиял перенос сроков начала Кашаганской коммерческой добычи на 1-е полугодие 2013 года. Это основные факторы. На 2013 год по Стратегическому плану МНГ объем добычи установлен 82 млн.тонн.
По балансу нефти
В целом, цифры по 2012г. сопоставимы с итогами 2011 года. Есть некоторое снижение объемов экспорта по сравнению с аналогичным показателем 2011 года, что связано со снижением импорта российской нефти. В результате часть планируемого на экспорт объема направлена на внутренний рынок.
Экспорт по направлениям. Больших изменений нет. Снижение отгрузок по отдельным направлениям связано с общим снижением объема экспорта.
Снижение поставок на Оренбургский ГПЗ связано с вводом дополнительных перерабатывающих мощностей на КПО.
На 2013 год КПО продолжает обсуждение с ОГПЗ и Газпромом по поставкам газоконденсата. Вообще-то цель – минимизировать эти поставки в силу низких цен реализации конденсата.
О производстве нефтепродуктов на трех основных НПЗ в 2012 году.
По сравнению с 2011 годом в 2012 году было увеличено производство нефтепродуктов, пользующихся спросом на внутреннем рынке – бензин, дизтопливо, керосин. Были сложности с загрузкой нефтью ПНХЗ, поскольку он ориентирован на российскую нефть. Но в целом по НПЗ план выполнен.
Относительно баланса по видам нефтепродуктов
В течение всего года действовал запрет на экспорт всех светлых видов нефтепродуктов: бензина, авиакеросина и дизтоплива. Экспортировался только мазут и другие темные виды нефтепродуктов.
Как видно из баланса, кроме как по мазуту, мы импортозависимы, и особенно по авиакеросину и высокооктановому бензину.
19 сентября 2012г. была подписана методика встречной поставки нефти в РФ за ввезенные из РФ в РК нефтепродукты до 01.01.2014г. В соответствии с её условиями Казахстан должен поставить в РФ 1,2-1,5 млн. тонн нефти за импортированные в 2012 году нефтепродукты. Разумеется с оплатой, но цена на эту нефть ниже, чем экспортная цена в дальнее зарубежье. В настоящее время методика ратифицирована. Таким образом, поставка нефтепродуктов из РФ до 01.01.2014г. на самом деле обходится для РК дороже, чем те цены, по которым продаются у нас на рынке.
С целью снижения зависимости от российских поставок авиакеросина до окончания модернизации наших НПЗ Правительство планирует внедрить в РК международные стандарты сертификации авиакеросина JET A-1. В настоящее время на территории Казахстана согласно межгосударственному ГОСТу может потребляться только топливо марки ТС-1. Для этого требуется предусмотреть средства в Республиканском бюджете для разработки данных стандартов.
О розничных ценах на нефтепродукты в РК и РФ
В 2012 году действовали Правила определения предельных розничных цен, которые утверждают АРЕМ по согласованию с МНГ. Благодаря этому удалось сгладить зависимость от резких скачков мировой цены на нефть, особенно в сезонные пики потребления.
К сожалению, в отдельные периоды разрыв цен был столь значительным, что наблюдался обратный вывоз дизтоплива в РФ, что приводило к его кратковременному дефициту в РК.
Все поставки дизтоплива на посевную, уборочную - выполнены на 100%по сниженным ценам. Скидка, как вы видите была существенной.
В этом году данная работа уже начата – на весенне-полевые работы выделено – 360 тыс. тонн удешевленного дизтоплива. Отгрузка идет по графику (по сост. на 12.04.12г. выполнение графика 27,6%).
О газе. Возросла добыча, соответственно увеличилось производство сухого товарного газа на 2,3%.
Прогноз добычи сырого газа на 2013 год по стратегическому плану МНГ - 40,5 млрд.куб.м., планируется увеличение производства товарного газа до 22,1млрд.куб.м.
В соответствии с Соглашением о встречных поставках газа между «Газпромом», «Узбекнефтегазом» и «КМГ» весь импорт газа «свопируется» с Карачаганакским экспортом по равной цене и в равных объемах.
Объем экспорта газа из республики с учетом таких СВОП-операций составил 11,2 млрд. куб. м (101,8% к 2011 году).
Внутреннее потребление товарного газа в 2012 году возросло на 2,9% и составило 10,5 млрд. куб. м.
В 2012 году на развитие газотранспортной системы из республиканского бюджета было выделено 13,5 млрд. тенге, осуществлено строительство по 43 проектам, построено газопроводов общей протяженностью около 600 км. В результате чего, создана возможность газификации 60 населенных пунктов в 8 областях Казахстана.
В соответствии с Посланием Главы государства народу Казахстана от 27 января 2012 года прорабатывается проект строительства газопровода «Тобол-Кокшетау-Астана» для газификации г. Астана и северных регионов страны, что позволит обеспечить природным газом ранее не газифицированные регионы республики.
В качестве источника сырьевой базы Проекта планируется использовать природный газ российского происхождения, поставляемый в рамках СВОП – операции.
На стадии реализации находится проект строительства второго участка газопровода Казахстан-Китай по маршруту «Бейнеу-Бозой-Шымкент» и в целях исполнения поручения Главы государства с 1 августа 2012 года ведутся строительно-монтажные работы.
Участок Бозой-Шымкент мы планируем ввести к октябрю 2013 года. Будем ускоряться по участку Бейнеу-Бозой. Ранее начало строительства этого участка планировалось на 2014 год, этот срок будет перенесен на 2013г.
Общая информация по контрактам. В рамках действовавшего моратория новых тендеров не проводилось.
На сегодняшний день в Республике Казахстан зарегистрировано 203 контракта на недропользование углеводородного сырья, из них 172 (84,7%) контракта имеют цифровые обязательства по местному содержанию, в 31 (15,3%) контракте цифровые обязательства отсутствуют.
Из них по 21 контракту подписаны протоколы, согласно которым недропользователи с 01.01.2012 года приняли на себя (минимальные) обязательства по местному содержанию. В настоящее время МНГ РК проводится работа по закреплению цифровых обязательств в контрактах на недропользование.
Что касается казахстанских кадров, то Министерством в 2012 году организовано финансирование обучения 4 515 граждан Республики Казахстан по наиболее востребованным техническим специальностям нефтегазовой отрасли за счет неосвоенных средств недропользователей в размере 25,3 млн. долларов США. При этом, 4237 обучаемых будут трудоустроены.
По проекту реконструкции и модернизации Атырауского НПЗ проект «Строительство комплекса по глубокой переработке нефти (АНПЗ)». Все вопросы, включая финансирование, подписание контрактов с подрядчиками, по рабочей силе и т.д. решены. Надо только вовремя завершить физический объем работ. Нерешенный пока вопрос это - выделение средств Акимату Атырауской области на переселение людей в связи с расширением санитарно-защитной зоны.
По проектам реконструкции и модернизации Шымкентского и Павлодарского НПЗ разрабатывается проектно-сметная документация, были выбраны лицензиары на основные технологические установки
В целях ускорения реализации Проектов было принято решение о совмещении стадии разработки проектно-сметной документации со стадией раннего привлечения ЕРС-подрядчика, заказа долгоизготовляемого оборудования. Работа идет. Как результат срок окончания реконструкции этих двух НПЗ – декабрь 2015 года, т.е. в тот же срок, что и АНПЗ.
Главой гоосударства в Послании от 14 декабря 2012 года был поставлен ряд задач в нефтегазовой сфере. Для реализации их предполагается:
1) Разработать стратегию по эффективному управлению углеводородными ресурсами.
2) мораторий на недропользование уже отменен;
3) создать стратегический «резерв» углеводородного сырья;
4) уделить большое значение привлечению иностранных инвестиций, трансферту и применению новейших технологий в нефтегазовой отрасли. Это вопрос казахстанского содержания.
5) диверсифицировать инвестиции в глубокую переработку сырья, выпуск товаров с высокой долей технологического содержания и добавленной стоимостью.
6) обеспечить потребности республики качественными нефтепродуктами, соответствующими мировым экологическим стандартам. К концу 2016г. с завершением реконструкции всех 3-х НПЗ мы планируем 100% обеспечить внутренний рынок отечественным ГСМ по стандартам Евро-4,5.
***
Затем прозвучали содоклад председателя Комитета Мажилиса по вопросам экологии и природопользованию А. Милютина, ответы министра на депутатские вопросы. Заключительным словом Правительственный час завершил вице-спикер Мажилиса К. Джакупов.
С учетом депутатских замечаний и предложений парламентарии приняли по итогам Правчаса соответствующие Рекомендации.
Информационная служба ZAKON.KZ Время загрузки страницы 0.237 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |