В конце прошлого года «Литер» сообщал о возбуждении уголовного дела в отношении бывшего заместителя акима Сарыкольского района Алмаза Ауезбекова. Тогда финпол карты не раскрыл, обозначив лишь контуры провинности молодого председателя районной комиссии по распределению субсидий. Дескать, порадел знакомому КХ, которое не пахало, не сеяло, а почти миллион тенге с государственного куста срубило. Пикантности добавил тот факт, что за неделю до «предъявы» не проработавший в должности и года чиновник уволился по собственному желанию. Создавалось впечатление, что его уводят от ответственности. Тем не менее дело дошло до суда, который завершился несколько дней назад. Соискатель халявных субсидий получил три года условно и пять лет без права служить государству. Справедливость восторжествовала? Впечатление двоякое. Например, – мошенничество, совершенное группой лиц в крупном размере – предусматривает лишение свободы на срок от 5 до 10 лет с конфискацией имущества. Две других статьи, предъявленных Ауезбекову, и , предусматривают наказание от 200 МРП штрафа до двух лет лишения свободы. |
Впечатление от двойственности судебного приговора усиливается, когда знакомишься с протоколом заседаний. До прихода на госслужбу Алмаз Ауезбеков вел совместный с отцом бизнес – был хозяином ТОО «Сорочинское-2030» и КХ «Дария». Заняв кресло заместителя акима района и председателя комиссии по распределению субсидий, в мае прошлого года дает указание исполнительному директору ТОО составить фиктивный акт о посеве 800 гектаров рапса, который 14 июня лично утверждает, и областное управление сельского хозяйства перечисляет на счет ТОО 3 млн 40 тысяч тенге субсидий. КХ «Дария» на бумаге засевает поле льна, чиновник подписывает акт и на счет падают 944 тыс. тенге субсидий. На весенне-полевые работы КХ берет кредит под будущий урожай – 4,1 млн тенге. Понятно, что никаких работ не проводилось, кроме составления фиктивной отчетности. Вот так, не отрывая пятой точки от мягкого кресла, можно, не напрягаясь, за 2 месяца «срубить» 8 млн тенге – деньги со счетов, как установило следствие, снимал лично Алмаз Ауезбеков. Ущерб, нанесенный государству, погасил до суда, а вот вину свою не признал. О незаконности получения субсидий он якобы узнал только после снятия денег со счетов.
Заслуживают внимания его пояснения суду: «Я могу твердо заявить, что признаю себя виновным в совершении должностной халатности. Не должным образом исполнял служебные обязанности в силу небрежного отношения к службе, что повлекло причинение существенного вреда интересам государства. Я ненадлежащим образом проконтролировал фактические данные по посевам ТОО «Сорочинское» и КХ «Дария». В результате необоснованно выплачены субсидии». Дальше – больше: «Никто меня специально не учил госслужбе, я понимал ее в силу общего понимания функциональных обязанностей, возложенных на меня государством в силу занимаемой должности заместителя акима. Именно по этой причине мне затруднительно было отделить, где кончается госслужба и где начинается покровительство или содействие предпринимательской деятельности. Уже в октябре 2012 года я понял, что занятие госслужбой не по мне, и в добровольном порядке оставил должность заместителя акима района и уволился с госслужбы».
А теперь – по порядку. Став государственным служащим, наивный мальчик 39 лет от роду передает все хозяйственные дела и печати с правом первой подписи родному папе – Куаныш Ауезбеков теперь якобы единолично рулит ТОО и КХ, но субсидии с банковских счетов почему-то снимает сынок. «Никто меня специально госслужбе не учил…» А тут есть смысл познакомиться с биографией отца Алмаза – Куаныша Нуркановича. В 1972 году, после окончания института в Алма-Ате, Ауезбеков распределяется в Денисовский район Кустанайской области, где быстро делает карьеру: зоотехник отделения, главный зоотехник совхоза, заведующий сельхозотделом райкома партии, второй секретарь Денисовского райкома КПК, председатель Урицкого райисполкома – все за 10 лет! В суверенном Казахстане – глава Урицкой районной администрации, аким района, который в 1997 году переименовывается в Сарыкольский. Но за год до этого блестящая карьера неожиданно обрывается. На республиканском совещании Глава государства принародно подвергает убойной критике и освобождает акима Ауезбекова от занимаемой должности. До пенсии Куаныш Нурканович дорабатывает экономистом в областном департаменте сельского хозяйства и раскручивает «купи-продайский» бизнес. Первичный капитал позволяет перекупить Сорочинку с 10 тысячами гектаров плодородной земли, а связи в областных верхах – взять в СПК «Тобол» и АО «КазАгроФинанс» 533 млн тенге кредита для строительства молочной фермы на 500 породистых коров из Европы. Занимался проектом сын, который успешно загубил и его, и коров. Как? Зоотехники поймут: последние полгода в стаде не проводились ни случка, ни искусственное осеменение. Сегодня и Сорочинку, и ферму взяла в управление известная зерновая компания, но крайними остались жители некогда богатого села. Бизнес на субсидиях закончился судом: похоже, не тому учил сына отец, опыта госслужбы которому явно не занимать.
Знакомый юрист кратко прокомментировал «смешной» приговор суда: «В правовом государстве протест прокурора был бы неизбежен».
Но жизнь продолжается: на этой неделе в Аулиекольском районе начался судебный процесс над акимом поселка Кушмурун Михаилом Харченко, который обвиняется в хищении 7 млн бюджетных денег, выделенных на благоустройство поселка…
Владимир КАТКОВ, Костанайская область
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.442 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |