Сегодня в Мажилисе под председательством Дариги Назарбаевой состоялось заседание комитета Палаты по социально-культурному развитию, на котором рассмотрены вопросы занятости населения и оптимизации системы высшего образования, сообщает пресс-служба аппарата Мажилиса Парламента РК. По докладу министра труда и социальной защиты населения Серика Абденова, парламентарии обсудили проект Дорожной карты занятости 2020. Документ разработан в целях решения проблем безработицы, малообеспеченности, повышения доходов самозанятого населения. До 2020 года для обеспечения пятипроцентного уровня безработицы необходимо обеспечить занятость 508 тыс. человек. |
Проект дорожной карта предусматривает: планирование и мониторинг рынка труда, создание рабочих мест через строительство и реконструкцию, создание рабочих мест через развитие инфраструктуры и ЖКХ, через развитие предпринимательства, обеспечение экономики квалифицированными трудовыми кадрами.
Ожидаемые результаты: обеспечение уровня безработицы не выше 5%; снижение уровня малообеспеченности на 0,5% ежегодно; обеспечение занятости высвобождаемых работников; увеличение доли участия в программе самостоятельно занятого населения на 30% ежегодно.
Программа рассчитана на безработных, малообеспеченных, самостоятельно занятых, частично занятых, инвалидов, сохранивших трудоспособность, вновь входящих на рынок труда, выпускников общеобразовательных школ 11 классов текущего календарного года, выпускников организаций высшего и послевузовского образования.
В приоритете - молодежь в возрасте до двадцати девяти лет, воспитанники детских домов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до двадцати девяти лет.
Предпочтение отдается пенсионерам, вышедшим на пенсию до общеустановленного возраста, лицам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными (особо) и (или) опасными условиями труда и являющихся получателями государственных пособий.
На поддержку государства по проекту могут рассчитывать также лица, уволенные из рядов Вооруженных Сил РК, лица, освобожденные из мест лишения свободы и (или) принудительного лечения, оралманы и другие.
Задачи проекта: планирование потребности в рабочих местах, в т.ч. при массовом высвобождении; планирование и создание рабочих мест (постоянных, временных); планирование средств и микрокредитование; планирование внутриобластной и внутрирайонной миграции; планирование привлечения внешней рабочей силы (из других областей и иностранной рабочей силы); мониторинг выполнения планов и ситуации на рынке труда.
Парламентарии рассмотрели также вопрос оптимизации системы высшего образования.
Как отмечалось на заседании, разработан механизм оптимизации сети вузов. Процесс оптимизации вузов будет осуществлен по следующей схеме: объединение, слияние с другими вузами; переход на уровень колледжа; отзыв лицензии в судебном порядке.
В процессе закрытия вузов с 2011 года конфликтных ситуаций не возникало. На сегодняшний день в 7 регионах страны остались по 1 - 2 частных вуза, а в Северо-Казахстанской области нет ни одного частного вуза.
В результате оптимизации, в большинстве регионов, за исключением городов Алматы, Астаны, Южно-Казахстанской и Карагандинской областей, будут функционировать один крупный государственный вуз и один, не менее крупный, частный вуз, т.е. укрупненные центры науки и знаний, работающие с учетом реальных потребностей региональных экономик.
Общее количество вузов составит 100, в том числе частных – 31, государственных 40, акционированных – 14, негражданских – 13, Назарбаев университет и Международный казахско-турецкий университет.
Данные меры позволят сохранить конкурентную среду в предоставлении образовательных услуг и значительно повысить качество высшего образования. По информации вице-министра образования и науки Мурата Орунханова, в 1991 году в Казахстане функционировало 55 вузов, к 2001 году их число возросло до 182.
На сегодняшний день Казахстан опережает мировые темпы массификации высшего образования. В развитых странах на 1 миллион населения приходится от 1 до 6 вузов, а в Казахстане в 2011 году было 9 (149 вузов). За полтора года количество вузов в стране снизилось со 149 до 136. В казахстанских вузах обучается 572 тысячи студентов. Доля обучающихся на платной основе составляет 75%.
Преобладание обучающихся на платной основе ориентировано не на потребности рынка труда, а на неверно сформированные желания абитуриентов. Практически в каждом вузе плата за обучение является единственным источником финансовых ресурсов данного вуза, что не соответствует лучшей мировой практике.
Наблюдается сильный перекос в сторону платной формы обучения по экономическим, юридическим специальностям, специальностям услуг, гуманитарным специальностям. 80% частных вузов готовят по вышеуказанным специальностям, так как для обучения не требуется закупка дорогостоящего материально-технического и лабораторного оборудования. 56 вузов (88,8%) из 63 частных вузов готовят экономистов, 44 вуза готовят юристов. 61% всех специальностей в регионах дублируется.
В регионах мало узкоспециализированных вузов (академия, институт), которые могли бы развивать рынок труда, присущий данному региону. Из 63 частных вузов 42 имеют статус университета.
Анализ государственного контроля вузов в 2012 году показывает на наличие ряда системных проблем. Так, преобладание обучающихся по заочной форме обучения, дефицит учебных площадей и учебников. Изучение результатов комплексного тестирования, проведенного в ходе государственной аттестации вузов за 2012 год, показал, что студенты частных вузов имеют слабые знания.
По 17% специальностям студенты полностью провалили тестирование. Министерством принимаются меры по защите интересов студентов ликвидируемого вуза, обеспечивается перевод их в другие вузы без изменения размера оплаты за обучение. В этих целях создан республиканский общественный совет по оптимизации вузов из числа депутатов Парламента, ректоров вузов, представителей НДП «Нур Отан», отраслевых ассоциаций и СМИ.
Информационная служба ZAKON.KZ Время загрузки страницы 0.555 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |