Я думаю, мы все заинтересованы в том, чтобы новая пенсионная система была работоспособной и эффективной на максимально длительный период. Эту эффективность может обеспечить только смешанная система, в которой присутствуют элементы как накопительной, так и солидарной систем, по примеру ведущих европейских стран. Об этом на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК в ходе рассмотрения законопроекта «», сказал руководитель фракции ДПК «Ак жол» Азат Перуашев, сообщает пресс-служба партии. |
«Прошло 15 лет, как в нашей стране была реформирована пенсионная система. За это время накопились просчёты и проблемы, которые необходимо решать. Правда, Нацбанк и Правительство уверяли нас, что никаких проблем нет. Однако то, что низкая доходность накопительных пенсионных фондов вот уже на протяжении ряда лет не покрывала даже уровень инфляции - говорит о другом. О том, что есть и проблемы, и ошибки, и те, кто эти ошибки совершал. В этой связи, решение о формировании единого государственного накопительного пенсионного фонда, на мой взгляд, правильное», - сказал он.
Во-первых, продолжил Перуашев, консолидация средств в государственном фонде позволит уменьшить административные расходы, а главное – гарантировать сохранность накоплений граждан и их защиту от инфляционного влияния. Во-вторых, более рачительное использование этих средств может получить серьёзное инвестиционное значение для экономики и обеспечить дополнительную доходность для будущих пенсионеров.
«Более того, надеюсь, что со временем обновленная пенсионная система сможет на более высоком и цивилизованном уровне вернуться к принципам конкурентности, что повысит её финансовые показатели и укрепит отечественный фондовый рынок. Это касательно создания единого государственного накопительного фонда. Теперь хотелось бы остановиться на вопросе унификации пенсионного возраста. Я думаю, мы все заинтересованы в том, чтобы новая пенсионная система была работоспособной и эффективной на максимально длительный период. Эту эффективность может обеспечить только смешанная система, в которой присутствуют элементы как накопительной, так и солидарной систем, по примеру ведущих европейских стран», - говорит Перуашев.
По его словам, в смешанной системе трудоспособный гражданин получит ту пенсию, которую он заработал. Но при этом с государства не снимается ответственность и за тех соотечественников, кто не смог самостоятельно заработать на достойную старость. Эта часть пенсий ложится на бюджет, а точнее – на работающих налогоплательщиков. И если для накопительной системы стабильность обеспечивается гарантиями сохранности, то эффективность солидарных начал может быть обеспечена только при одном экономическом условии: когда коэффициент замещения равен ставке пенсионных взносов, делённой на число пенсионеров к одному работающему налогоплательщику.
Эти показатели (отношение пенсии к зарплате, ставка пенсионных взносов и коэффициент возрастной нагрузки) прямо взаимосвязаны. Поэтому невозможно увеличить размер пенсии, или число получателей пенсии, без увеличения числа работающих налогоплательщиков и/или роста их отчислений в солидарную часть.
«В нашей стране, как и во многих других странах мира, происходит процесс старения населения. По всем прогнозам к 2050 году в Казахстане будет более 30% людей старше 60 лет. С учётом других нетрудоспособных категорий (дети, инвалиды) и незанятого населения, на одного работающего налогоплательщика придётся 3 и более социальных клиентов.
Следовательно, сокращающиеся поступления по солидарной системе придётся делить на возрастающее число получателей. А это неизбежно ведёт к критическому сокращению размеров пенсий, которые и сегодня трудно назвать достойными.
Надо честно признать, что эта тенденция будет только нарастать. Это экономика, и другого результата при нынешней системе ждать не приходится.
Конечно, можно встать в страусиную позицию и делать вид, будто ничего не происходит. Но это путь не рыночный и бесчестный по отношению к своим согражданам. Потому что в таком случае день «Х» наступит незаметно и выльется в экономический коллапс наподобие греческой или киприотской катастрофы. И это не страшилки, а как видим, реальная жизнь, особенно с учётом полученных ответов на наши вопросы. Для меня удивительно, почему правительство так долго не хотело объяснить гражданам и нам, депутатам то, что происходит на самом деле. Все озвученные сегодня вопросы фракция «Ак жол» задавала и главе Нацбанка Григорию Марченко, и вице-премьеру Кайрату Келимбетову, и министру Серику Абденову с момента первой презентации законопроекта. Несмотря на это, конкретные данные впервые прозвучали только сегодня. И эти ответы настолько неожиданны и красноречивы, что мне пришлось пересмотреть свою позицию. Я вообще-то готовил другое выступление. Как сейчас ответил на мой вопрос г-н Марченко, дефицит бюджета по пенсионным выплатам в ближайшие 10 лет составит 19,6 млрд.долларов США. Но ведь это сумма, идентичная сумме всех пенсионных накоплений наших граждан за предыдущие 15 лет! Иными словами, наша хвалёная пенсионная система стоит перед реальной перспективой банкротства и перед угрозой социального провала!
И все неуклюжие попытки уйти от наших вопросов видимо, были связаны с тем, что авторам пенсионной реформы 1997 года не хочется сегодня признавать свои просчёты относительно падения значения солидарной пенсии и охвата населения накопительной системой.
Мы потому и были настойчивы в своих вопросах, что только конкретные цифры позволяют реально оценить нарастающие риски и предпринять адекватные меры, которые позволят перейти к приемлемой пенсионной системе в оптимальном режиме, без внезапных выбросов на улицу тысяч новых безработных», - сказал на заседании он.
Но не менее важно и другое – если правительство сегодня предлагает такой вариант, то оно обязано взять на себя и ответственность за поддержку сотен предприятий, особенно с традиционно «женской» спецификой – это швейная, текстильная, пищевая промышленность, сфера услуг, сельское хозяйство.
Правительство. по мнению Перуашева, должно взять на себя ответственность за создание десятков тысяч новых рабочих мест, как и за адресную социальную поддержку тех пожилых людей, которые не смогут работать по объективным причинам, таким как подорванное здоровье или низкая трудоспособность. Только такой путь позволит нашим гражданам стать полноправными участниками внятного пенсионного процесса и обеспечить себе достойную старость.
«Ни нам, ни нашим пенсионерам с неба ничего не упадёт. В нормальной экономике выплаты из воздуха не появятся, они должны быть сформированы трудом и здоровой финансовой политикой. Не видеть и не понимать этого – значит не понимать основ рыночной экономики, которая единственная даёт нам шанс на прогресс и развитие современного государства. Видеть это, но скрывать от других – значит лицемерить и поощрять ложные ожидания. Исходя из сказанного, полагаю целесообразным одобрить данный законопроект, с учётом высказанных нашими коллегами замечаний и с условием срочного принятия Правительством специальных программ занятости и социальной поддержки малообеспеченных», - подытожил он.
Информационная служба ZAKON.KZ Время загрузки страницы 0.237 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |