Двое казахстанских летчиков, не попавших в разбившийся в прошлом году в Иране самолет, накануне Нового года обрели, наконец, надежду получить зарплату, которой не могут добиться полтора года от казахстанской авиакомпании «Инвест Авиа», где они работали. Недавно пилоты Толеген МАХМЕТ и Евгений ИГНАТЧИК выиграли судебный процесс у бывшего работодателя. И теперь им должны наконец выплатить задолженность. В 2009 году Иран активно занялся поиском подержанной авиационной техники на мировом рынке: США и Евросоюз ввели экономические санкции против Исламской Республики и запретили корпорациям «Боинг» и «Эйрбас» продавать туда свои лайнеры. Тогда эта страна начала арендовать и скупать старую авиатехнику (в том числе и советскую) по всему миру. Предложение, от которого невозможно было отказаться, получили от Ирана и казахстанские авиакомпании, в том числе Deta Air, «Инвест Авиа» и «Саят». Летом 2009 года авиакомпания Aria Air Iran взяла в так называемый мокрый лизинг (вместе с техобслуживанием самолетов и экипажами) несколько стареньких самолетов. В Казахстане эти лайнеры были почти не у дел из-за их слишком большой прожорливости, а иранцам до этого не было дела - в этой богатой нефтью стране авиакеросин для внутреннего потребления стоит копейки. |
В числе отправленных в Иран оказались бортинженер-инструктор Толеген Махмет и второй пилот Евгений Игнатчик. 8 июня 2009 года «Инвест Авиа» заключает с ними трудовой договор. При приеме на работу пилотам был установлен оклад - 4400 долларов в месяц - независимо от налета.
8 июля 2009 года летчики вылетают в ОАЭ, чтобы перегнать в страну назначения находящийся в Эмиратах казахстанский Ил-62. 15 июля пилоты с лайнером были уже в Иране.
- Нам говорили: полеты начнутся со дня на день, - рассказывает Толеген Махмет. - Но в экипаже не хватало штурмана. Поскольку команда была укомплектована не полностью, разрешение на полеты нам не давали. И мы ждали. А нас все кормили завтраками: вот-вот пришлют штурмана.
Ждали летчики долго. Пока 24 июля 2009 года в аэропорту иранского города Мешхед не потерпел катастрофу Ил-62 казахстанской авиакомпании Deta Air, также арендованный местным перевозчиком Aria Air Iran (см. «Последняя посадка», «Время» от 28.7.2009 г.). В результате 16 человек, находившихся в носовой части самолета, погибли, в том числе опытнейшие пилоты - граждане Казахстана.
- Разбившиеся пилоты - Коля ОДИНЦЕВ, Абат ШАДЬЯРОВ и другие - успели проработать в Иране недолго - с 22 по 24 число, - рассказывает Толеген Махмет. - Но налетали они очень много - в день делали по 4 рейса! Это превышение всех норм! Aria Air Iran в погоне за деньгами выжимала из них все соки. И это привело к трагическим последствиям...
Помню, за день до катастрофы, 23 июля, в полночь Абат зашел ко мне попить воды. Он был страшно уставший, напряженный. А в 5 утра ему надо было снова лететь. Они тогда еще над нами подтрунивали: мол, вы так же будете пахать. Кстати, он был прав: если бы у нас был штурман, не исключено, что Aria Air Iran могла отправить нас именно в тот роковой рейс...
Но Махмету и Игнатчику не суждено было полетать в Иране. После катастрофы власти этой страны запретили полеты Ил-62.
- С 6 августа нам перестали платить суточные, мотивируя тем, что Aria Iran Air прекратила полеты и притока денежных средств нет, - говорит Толеген Махмет. - А жили мы, кстати, в простеньком общежитии. Вначале нам приносили еду, но она была очень плохой, самой дешевой, гнилой - и мы от нее отказались.
Только 2 сентября 2009 года Махмет и Игнатчик вернулись обратно в Казахстан. Придя в офис «Инвест Авиа», они испытали шок: оказывается, авиакомпания их уволила, причем сделала это 24 июля - в день катастрофы самолета Deta Air! Им прямо сказали: никаких денег за почти три отработанных месяца им не заплатят.
- Мы обратились в департамент труда и соцзащиты, - говорит Махмет. - Там нам сообщили, что факт невыплаты зарплаты подтвердился и компанию оштрафовали на 30 МРП, но нам так и не выплатили зар- плату. Тогда мы подали иск в суд.
10 сентября 2010 года суд Турксибского района Алматы принял решение: взыскать с «Инвест Авиа» в пользу Толегена Махмета и Евгения Игнатчика по 1 млн. 892 тыс. тенге заработной платы, по 98 тыс. 736 тенге пени за задержку зарплаты, по 217 тыс. 560 тенге суточных расходов и по 1 млн. 908 тыс. тенге компенсации в связи с потерей работы. В общей сложности - более 8 млн. тенге на двоих. Также суд обязал авиакомпанию признать незаконными уведомления о расторжении трудовых договоров от 24 июля 2009 года.
«Инвест Авиа» обжаловала решение суда.
- На днях апелляционная инстанция городского суда Алматы постановила: авикомпания должна нам заплатить все, кроме компенсации в связи с потерей работы, - говорит Толеген Махмет. - Мы с этим решением не согласны и будем его обжаловать. Считаю, мы должны получить и компенсацию. Ведь наши летчики и так работают за рубежом, как рабы, а их еще и работодатели с зарплатой обижают.
Мы позвонили гендиректору «Инвест Авиа» Берику ТАЗЫБАЕВУ.
- Берик, почему вы не платите зарплату своим летчикам, командированным в Иран?
- Причина в том, что иранская авиакомпания не отдает нам самолет. Кроме того, они не заплатили нам деньги за лизинг.
- А почему иранцы не отдают лайнер?
- Когда они брали самолет в лизинг, то установили туда дополнительное оборудование - кислородные маски. Теперь они требуют с нас деньги за это оборудование. А у нас нет денег.
- Кто будет платить за стоянку самолета?
- На нас это повесили - около 800 тыс. долларов!
- Но у вас есть учредители, есть уставной капитал, который они вносили.
- У учредителей трудности...
- Скажите, вы пробовали обратиться в Комитет гражданской авиации (КГА), чтобы он выступил посредником в решении проблем с иранской стороной?
- Да мы уже сколько раз просили! Но там ничего не могут сделать...
Дозвониться до руководства КГА Минтранскома нам вчера так и не удалось. Видимо, авиационное начальство уже празднует Новый год...
Виктор БУРДИН, фото Владимира ТРЕТЬЯКОВА, Алматы
Сайт газеты «Время»
Время загрузки страницы 0.658 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |