Несмотря на неурядицы в Европе, не стоит списывать со счетов Старый Свет. Рано или поздно глобальный кризис будет преодолен, а значит, уже сейчас необходимо думать о завтрашнем дне. Отношения Казахстана с Европой носят хороший характер. Но на этом направлении можно достичь и больших результатов. Для этого в нашей республике была принята программа «Путь в Европу», цель которой активизировать сотрудничество со странами Старого Света. Но на ее пути есть проблемы. Одна из них – отсутствие прямого авиасообщения, из-за чего европейские бизнесмены добираются до Астаны и Алматы окольными путями. |
А это неудобно. Причина заключается в запрете на полеты в Европу для отечественных авиакомпаний, который в 2009 году был введен по итогам аудита Международной организации гражданской авиации (ИКАО). В итоге, чтобы Старый свет оказался ближе к нам, Министерство транспорта и коммуникаций решило активизировать свою работу и добиться снятия вето ИКАО.
Казахстан в 2008 году принял программу «Путь в Европу», цель которой – активизировать связи Казахстана со странами Старого Света, а заодно и с одним из крупных рынков глобальной экономики. В целом динамика отношений с европейскими партнерами неплохая. Но факт остается фактом: развитие сотрудничества сдерживают отсутствие исчерпывающей информации о нашей стране в европейских государствах и прямого сообщения со столицами Старого Света.
Сегодня экономика Польши считается самой динамичной в Европе. Отношения с этой страной можно быстро наращивать, так как Казахстан также входит в группу прорывных государств постсоветского пространства. Да и польские бизнесмены испытывают большое желание поработать на казахстанском рынке. В их глазах наша республика выглядит «бурлящим котелком», где постоянно что-то строится и возводится. И в этом смысле Казахстан сильно отличается от соседей. Дополнительным плюсом выступают разные преференции для инвесторов, работающих в нашей стране, особенно тех, кто занимается инновационным бизнесом. А поляки как раз готовы осуществлять трансферт технологий.
У нас есть общая воля, но нет прямого авиасообщения. Практически все деловые люди, с которыми удалось пообщаться в Варшаве и Кракове, сетуют на эту проблему, которая сдерживает как потенциал их компаний, так и экономические отношения между нашими странами. Эту проблему прекрасно понимают и в Казахстане. В прямом смысле слова он наступает на горло собственной песне. Наша республика приняла программу «Путь в Европу», которая должна сблизить Астану со странами Старого Света, но сделать это без прямого авиасообщения затруднительно.
В списке значатся
«Проблема из воздуха» возникла в 2009 году, когда казахстанские авиаперевозчики попали в «черный список» Европейской Комиссии, которая решила увеличить безопасность полетов над городами Старого Света. В итоге воздушная дорога в Европу нам была заказана. К слову, Казахстан оказался не единственной жертвой аудита. Кроме нас, сегодня в этот список попали еще 37 из 59 зарубежных авиакомпаний. Однако сидеть на обочине и ждать перемен – не самый лучший выход.
Не так давно отечественное Министерство транспорта и коммуникаций решило разорвать «воздушную блокаду» и пообещало до конца этого года повысить безопасность казахстанских авиалиний. Чтобы они смогли пройти очередной аудит Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и получить доступ к полетам в Европу. Такая надежда имеется. В середине 2010 года «Айр Астана» смогла покинуть «черный список» Европейской Комиссии. Смогут ли другие авиаперевозчики добиться такого же результата?
– К концу 2013 года у Казахстана есть шансы наконец выйти из международного «черного списка», где мы состоим уже несколько лет. В ноябре планируется провести совещание в ИКАО, на котором вновь будет поднят вопрос о Казахстане, – отметил заместитель председателя комитета гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Серик Мухтыбаев.
Он признает, что проблемы в отрасли существуют и они начались не 2009 году, а накапливались на протяжении 15 лет. В итоге авиапарк республики, где, по информации председателя комитета по экономической реформе и региональному развитию мажилиса Сеитсултана Аимбетова, числится 497 гражданских воздушных судов, сегодня морально устаревает.
– По данным экспертов, износ парка воздушных судов составляет более 80 процентов, а срок их эксплуатации превышает 20 лет, тогда как установленный срок службы судна – не более 30 лет. Устаревший парк воздушных судов, не соответствующих стандартам ИКАО, остается большим недостатком отечественной гражданской авиации, – заявил Аимбетов.
Первым делом самолеты…
Но есть и другая проблема. Как говорил вождь пролетарской революции: «Пытаясь решить частные вопросы, не решив прежде общие, мы будем вновь и вновь натыкаться на эти общие вопросы». Теперь ему вторит Жумагалиев. По его словам, мы сильно увлеклись решением текущих проблем авиации.
– Из этого еще одна вытекающая проблема – отсутствие общей стратегии развития отрасли, в которой бы были четко расписаны планы по дальнейшему развитию субъектов рынка гражданской авиации и построению законодательной базы, – сообщил Аскар Жумагалиев.
В итоге говорить о будущем приходится словами старой песни: «Первым делом самолеты, ну а девушки потом». До 2020 года казахстанские авиакомпании планируют приобрести порядка 50 самолетов. Более того, по словам Жумагалиева, обновление авиапарка страны уже идет.
– За прошлый год не только «Эйр Астана», но и другие авиакомпании закупили 16 судов. В этом году собираются закупить еще 14 судов. До 2020 года ориентировочное количество судов, которые собираются приобрести наши отечественные компании, – 56, – сообщил он.
Кроме того, будут ужесточаться требования к авиаперевозчикам, чтобы в будущем избежать подобных рисков, которые возникли на европейском направлении. По словам Жумагалиева, в случае несоответствия требованиям ИКАО к авиакомпаниям будут применены запретительные меры. Как сообщил министр, из-за несоответствия международным требованиям 14 судов теперь не могут оказывать услуги пассажирских перевозок.
– Все эти меры в комплексе привели к тому, что на регулярных пассажирских перевозках сегодня 80 процентов судов, если можно так говорить, западного производства функционируют. И понятно, что мы эту практику будем продолжать, не только для регулярных пассажирских перевозок, но и для всех авиакомпаний, – отметил глава Министерства транспорта и коммуникаций.
В прошлом году во время аудита казахстанской авиации, проведенного ИКАО, нашей стороне были высказаны претензии. Во-первых, отечественное законодательство не отвечает требованиям ИКАО. Во-вторых, нет должного контроля над авиакомпаниями со стороны уполномоченного органа. В связи с этим отраслевое министерство разработало проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам транспорта», которое отвечает требованиям ИКАО.
Ожидается, что принятые меры позволят преодолеть вето ИКАО в текущем году и исключить авиакомпании из «черного списка» Европейской Комиссии.
Прямой путь в Европу
– По «черному списку» министерство (Министерства транспорта и коммуникаций. – Ред.) занимается, но синусоидно. В какой-то период активно занимались, комиссия, которая приезжала, чуть ли не вывела все авиакомпании из списка, потом эта работа опять остановилась, – отметил в бытность заместителем премьер-министра нынешний глава правительства Серик Ахметов.
Каков подход к делу, таков и результат. Из европейского списка удалось исключить пока только одну казахстанскую авиакомпанию. Но, чтобы достичь реального успеха, надо менять отношение и от синусоидальной кривой переходить к прямой линии. Но удастся ли сделать это отечественному министерству, станет известно к концу года, когда ИКАО вынесет свой вердикт.
Ведь речь идет не только об авиаперевозчиках и отдельном бизнесе, но и о реализации программы «Путь в Европу» и наращивании отношений Казахстана со странами Старого Света. Глобальный кризис в мировой экономике рано или поздно пройдет, и, как считают эксперты, Европа выйдет на траекторию стабильного роста. А значит, сегодня нельзя тратить время напрасно. Тем более что результатов авиааудита ждут не только в Казахстане, но и в Европе.
Андрей ВЕРМЕНИЧЕВ, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.253 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |