Странная сложилась ситуация. Чтобы обеспечить бензиновую независимость от России, часть нефти мы отдаем китайским НПЗ на переработку. Топливо из этой нефти приходит обратно в нашу страну. Но продается оно только на китайских АЗС. Казахстанские АЗС от продажи такого выгодного товара оказались отодвинуты.
|
Странный толлинг
Министр нефти и газа Сауат МЫНБАЕВ заявил в феврале, что ведомство практически разрешило проблему дефицита бензина в стране:
– Было принято решение об увеличении толлинговых операций с целью сокращения импорта из России. По расчетам, такие поставки выгоднее, в прошлом году мы из КНР поставили 26 тысяч тонн высокооктанового бензина, на 2013-й планируем переработать в КНР уже порядка 500 тысяч тонн нефти.
Одновременно, по данным, просочившимся в казахстанские газеты, министерство намерено вводить ограничения на ввоз топлива из России в 2013 году. Так Астана решила ослабить топливный рычаг, которым наш крупный товарищ по Таможенному союзу активно пользуется.
Переработка нефти по схеме толлинга – это когда сырье перерабатывают за рубежом, а потом всю продукцию возвращают в страну происхождения. За перемещение товара через границу налоги не берутся, значит, топливо должно быть недорогим для потребителя. Предполагалось, что толлинговыми операциями будут заниматься несколько казахстанских компаний. По крайней мере, так говорил сам Сауат Мынбаев в 2012 году. Пока же толлинговым ГСМ у нас в стране занимается только Sinoil – дочерняя компания китайской национальной нефтекомпании CNPC.
«Трубные» подсчеты
По информации, что удалось узнать «Каравану» в самой Sinoil, которая импортирует ГСМ из Китая, весь ввозимый бензин производится на НПЗ в Душанцзи. Он находится недалеко от казахстанской границы аккурат на нефтепроводе Атасу – Алашанькоу – Душанцзи – Карамай. CNPC построила здесь крупный НПЗ мощностью в 20 миллионов тонн нефти. То есть он предназначен для переработки именно казахстанской нефти.
При толлинговых операциях наибольшие расходы, оказывающие влияние на цену конечного продукта, – это стоимость транспортировки и расходы на переработку. По данным агентства «Атон», транспортировка по этой трубе стоит примерно 4–5 долларов за баррель. Это немного. У казахстанских экспортеров есть маршруты и подороже, например на Новороссийск. Стоимость переработки на китайских НПЗ тоже невелика. На казахстанских предприятиях она в два раза выше, чем среднемировые ставки. Значит, конечная цена получаемых ГСМ будет даже ниже, чем у казахстанских НПЗ.
Прибыль утекает за рубеж
Порядка 40 процентов высокооктановых бензинов – от Аи-92 и выше – заво-зится в Казахстан из России. Наши НПЗ не успели модернизироваться, поэтому не в состоянии покрыть всю потребность в нормальном топливе. Если судить по заявлениям чиновников Миннефти и газа, российскую долю бензина они хотят снизить до 10–15 процентов. Получается, 25–30 процентов мы все-таки будем импортировать. Но уже из Китая.
Розничные компании, с кем удалось поговорить «Каравану», в один голос говорят, что никто им не предлагал к реализации бензин Аи-93. Многие даже не слышали, что такой бензин производится в Китае. Правда, некоторые рассказали, что более дорогой китайский бензин – Аи-97 – на оптовом рынке есть. Но все-таки для нашей страны самый ходовой товар – это Аи-92/93. Он дает до 80 процентов всех продаж на АЗС.
В любом случае нерасторопность казахстанских чиновников и менеджеров «КазМунайГаза», похоже, привела страну к хронической бензиновой зависимости. Операции с толлингом предлагались как попытка разрешить эту зависимость. Но то, как отодвигают казахстанские компании, показывает, что мы попадаем в зависимость в бензине уже от Китая. Самое обидное, что нам продают бензин из нефти, которую выкачали из нашей земли. А прибыль от продажи нам нашей нефти уходит за рубеж.
Сайт газеты «Караван» Время загрузки страницы 1.039 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |