В.Р.: Все, что происходит в возрасте до 11 лет, нельзя рассматривать как намеренное самоубийство, по большому счету, это несчастный случай или копирование какого-то поведения.
На вопрос, в чем причина участившихся случаев детских суицидов, пока однозначного ответа нет ни у одного специалиста в мире. Мы лишь предполагаем, что за тягой к смерти стоят современная жизнь, стрессы, информационная нагрузка и вкупе с этим сложности поддержания контакта родителей с детьми. Сейчас все чаще доводится слышать о том, что эти связи нарушились. Проблема отцов и детей существовала и раньше, однако со временем она усложнилась. Пришло новое поколение молодых родителей, которые уже охвачены современными тенденциями, они воспитывают новое поколение детей-подростков, о которых, собственно, и речь. Сейчас мы пытаемся понять, что происходит с их психическим здоровьем и почему они идут на крайние меры. ЛИТЕР-Неделя: Каким образом можно определить ту самую ситуацию, симптомы склонности к суициду?
В.Р.: На самом деле признаков суицидального настроения у подростка достаточно много, и скорее сложно не заметить их, чем наоборот. Просто сегодня большинство родителей не так внимательны к своим детям.
Любые изменения в поведении ребенка должны привлечь внимание родителей. Ребенок вдруг стал слишком подавленным, грустным, у него резко снизилась успеваемость, он стал прогуливать занятия или начал курить и употреблять алкоголь – нельзя все это списывать на «обычный» юношеский максимализм или трудный переходный возраст! Искать причину изменившегося настроения, поведения ребенка нужно незамедлительно.
ЛИТЕР-Неделя: Как складывается ситуация с детскими суицидами в Украине, как у вас борются с бедой XXI века?
В.Р.: Я отслеживаю ситуацию с суицидами во всех странах бывшего Союза. Хочу заметить, что в Казахстане, России, Украине ситуация с детскими самоубийствами похожа. Возможно, это связано с тем, что наши страны входят в одну группу стран с достаточно высоким уровнем развития, охваченных так называемым экономическим прорывом. А вот в менее индустриализованных странах, таких, как Туркменистан, Таджикистан, а также странах Кавказа довольно низкий уровень самоубийств. Безусловно, нельзя всю ситуацию с детскими самоубийствами объяснить только лишь экономическим развитием страны. Помимо прогресса, который влияет на психическое здоровье всего человечества, есть и другие причины того, что сейчас происходит. Мы растеряли слишком много ценностей, которые раньше занимали большое место в нашей жизни.
То, что сегодня делается в Казахстане, – один из немногих примеров на постсоветском пространстве государственного подхода к данной проблематике (в Казахстане на государственном уровне утвержден межведомственный план действий по предупреждению суицидов на 2012–2014 годы. – Авт.). Чаще проблемой детских суицидов, как, к примеру, у нас в Украине, занимаются волонтерские движения, общественные группы, которые сами ищут пути решения проблемы. Однако для того, чтобы добиться значительного эффекта в борьбе против детских суицидов, необходимо взаимодействие не только родителей и школьных психологов, но и детских врачей, социальных работников, специалистов по правам детей. То есть как можно больше специалистов, работа которых связана с детьми, должны быть проинформированы о такой проблеме, как суицид, и о том, как можно его не допустить. В Казахстане в этом направлении уже начата работа, причем на государственном уровне.
ЛИТЕР-Неделя: Какую практическую рекомендацию вы бы могли дать казахстанцам, воспитывающим детей-подростков?
В.Р.: Динамика жизни просто невероятная, она разрывает всяческие связи в семье, родители не общаются с детьми. А ко всему прочему прибавился Интернет со своими социальными сетями. Я, конечно, не хочу сказать, что это главная причина всех бед, но свою лепту «онлайн-дружба» внесла. Вместо того чтобы после работы и школы вместе поужинать, пообщаться, возможно, даже сыграть в какие-то игры или просто вместе посмотреть передачу, а потом ее обсудить, родители уходят на страницы своих соцсетей, дети – на свои. В виртуальном мире дети делятся своими переживаниями, советуются, ищут ответы на вопросы... А как иначе, если мама и папа постоянно заняты своими делами?! Им некогда не то что поиграть с ребенком, а даже поговорить с ним или хотя бы выслушать. Срочно проверить электронную почту, важные новости, которые нужно посмотреть, приготовить на завтра обед, перегладить белье… у родителей всегда есть причины отказать ребенку во внимании, перенести разговор на завтра. У меня простой совет: родители, выбросите из своего лексикона слово «завтра», ребенку вы нужны здесь и сейчас. А завтра может быть поздно.
ЛИТЕР-Неделя: Планируете ли в дальнейшем сотрудничать с казахстанскими специалистами?
В.Р.: Уже точно знаю, что буду участником большой конференции, которая состоится в мае в Астане. В ней примут участие самые разные государственные ведомства вашей страны, а также ряд международных экспертов.
Их нравы
Любопытные данные опубликовало британское национальное статистическое бюро (ONS) по результатам опроса Time Use Survey, проведенного среди 4950 жителей Великобритании в возрасте от 16 лет и старше.
Как выяснилось, работающие родители (подразумевается полная занятость) проводят со своими детьми ни много ни мало, а ровно 19 минут в день. Как правило, за эти неполные 20 минут родители с ребенком успевают быстренько позавтракать или рассказать пару сказок перед сном. Да, существуют еще так называемые побочные 16 минут – время, которое родители проводят с ребенком, одновременно занимаясь чем-то другим, например делая покупки в супермаркете.
В тему
Роспотребнадзор проанализировал почти 1,7 тысячи сайтов на содержание запрещенной информации о способах самоубийств. В итоге более 1,5 тысячи сайтов было рекомендовано внести в реестр запрещенных.
Роспотребнадзор проводит экспертизу сайтов на предмет наличия запрещенной информации о детских суицидах. Такие сайты могут быть заблокированы по решению судов или Роскомнадзора.
Между тем 20 марта этого года в Роспотребнадзоре заявили, что не все представители интернет-индустрии сотрудничают с государством для противодействия распространению запрещенной информации о детских самоубийствах. «Наибольшее количество решений – около 40 процентов от всего количества роликов – принято Роспотребнадзором в отношении видеоматериалов, размещенных на видеохостинге YouTube, который принадлежит Google», – сообщили в Роспотребнадзоре.
В ведомстве призвали представителей интернет-индустрии к «созданию и развитию инструментов саморегулирования, включая разработку отраслевого кодекса», чтобы оградить детей от вредной информации.
В феврале сервис YouTube обратился в Московский арбитражный суд в знак несогласия с тем, что один из роликов после экспертизы Роспотребнадзора попал в «черный список».
1 ноября прошлого года в России вступил в силу закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в части ограничения доступа к противоправной информации в Интернете. Он предусматривает возможность блокировки сайтов по IP-адресам. В реестр могут быть включены сайты, если они содержат информацию, запрещенную судом. Также реестр может пополняться и по решению уполномоченных органов.
К слову, казахстанские психологи заявляют, что сегодня в стране в открытом доступе десятки сайтов, содержащих информацию о способах самоубийства, и их необходимо закрывать и блокировать.
Беседовала Оксана ЛЫСЕНКО,
фото Константина КНЯЗЕВИЧА, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.440 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |