Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


В искусстве, как и во всем другом, не должно быть искусственности



В искусстве, как и во всем другом, не должно быть искусственности

 

В искусстве, как и во всем другом, не должно быть искусственностиКак настоящий творческий человек, автор в хорошем смысле нашумевших картин «Келин» и «Шал», Ермек Турсунов следит за общественной жизнью страны, он выхватывает из действительности темы для сценариев и воплощает их на экране.

В интервью «ЛИТЕР-Неделе» кинорежиссер поделился своими мыслями, оставшимися за кадром. Они касаются грядущих социально-экономических преобразований в республике. Но все же большая часть беседы посвящена творчеству, ибо, как говорится, красота спасет мир.


«Я жил на Западе, – говорит Ермек Турсунов, – там люди с радостью ждут выхода на пенсию, чтобы на свои накопления путешествовать по разным странам. На мировых курортах можно встретить пожилых французов, немцев, кого угодно, а наших соотечественников там нет. Хочется, чтобы на их улице тоже был праздник».

ЛИТЕР-Неделя: В Австрии, говорят, можно наших встретить, в Швейцарии…

Е.Т.: Ну те, которые там, еще не такие старые, а я говорю именно о пенсионерах, честно пытающихся скопить свои кровные.

ЛИТЕР-Неделя: Вот государство и решило собрать накопления в едином пенсионном фонде, чтобы деньги работали и были под контролем, ведь деятельность большинства пенсионных фондов начала буксовать. Вы с этим согласны?

Е.Т.: Так-то оно так, но я прочитал, что упразднение частных пенсионных фондов повлечет за собой сокращение штата, это порядка 12 тысяч человек, профессиональных финансистов, они ведь пополнят число безработных. Поэтому чиновникам, реализующим поручение президента, в частности господину Марченко, нужно над этим задуматься.

ЛИТЕР-Неделя: Но ведь неоднократно говорилось, что штаты этих пенсионных фондов были раздуты, да и что такое 12 тысяч по сравнению с миллионами заинтересованных вкладчиков?

Е.Т.: Нужно думать о каждом человеке, кроме того, с увольнением этих людей сократятся и налоговые отчисления в бюджет Алматы, где находятся главные офисы пенсионных фондов. Это первое. Второе: пенсионные фонды все-таки конкурировали между собой, боролись за качество обслуживания, доходность. Где гарантия, что госчиновники Нацбанка будут более эффективными менеджерами, чем частники? Марченко говорит, что нашу пенсионную систему надо реформировать, в противном случае ее ждет банкротство. Но возникает вполне резонный вопрос: кто эту систему создавал? И кто за это будет нести ответственность? И если никто, то почему за это должны нести ответственность простые граждане, например казахстанские женщины, которым хотят увеличить пенсионный возраст и сократить выплаты декретных? Нужно заботиться о социальном благосостоянии наших людей. Не следует уходить от этих вопросов. Вместо этого  неожиданно  Григорий Марченко озаботился проблемой строительства курорта Кок-Жайлау. Мне смешно наблюдать за его высказываниями. Думаю, что он стал рассуждать на тему Кок-Жайлау, чтобы отвлечь внимание казахстанцев от насущных проблем, это неудачная организация пиара. Пусть вопросами Кок-Жайлау занимаются экологи, другие специалисты, ответственные за это дело, а глава Нацбанка должен решать вопросы, находящиеся в его компетенции.

ЛИТЕР-Неделя: На Кипре, как и в большинстве стран Европы, довольно высокие социальные выплаты, но к чему это привело? Государство катится к краху финансовой системы.

Е.Т.: По моему мнению, Кипр, Греция, Испания – искусственно создаваемые проблемы. Здесь другое – масштабная геополитика, в которую играют государства-тяжеловесы.

ЛИТЕР-Неделя: А какие бы идеи вы предложили нашим чиновникам по развитию пенсионной системы, тому же господину Марченко, например?

Е.Т.: Я не финансист, не политик, а художник и просто говорю о том, что наболело, у меня нет готовых рецептов. Я  тихо играю в углу на своей свирели, меня, может быть, плохо слышно, может быть, я не на те ноты нажимаю, но это моя  мелодия, не похожая ни на какую другую, я занимаюсь своим делом. Есть определенная отдача, люди смотрят мои фильмы, читают мои книги, я получаю множество откликов, мне пишут со всей страны, иногда и из-за пределов страны. Кого-то я задеваю своим творчеством, кто-то поменял свой образ мышления, кто-то даже поменял свой образ жизни. Поэтому считаю, что каждый должен заниматься своим делом, финансисты – финансами, а творческие люди – творчеством.

ЛИТЕР-Неделя: Тогда, если не возражаете, поговорим о творчестве. Вы сейчас снимаете новый фильм «Кенже», насколько я знаю, это история о парне, который переезжает из аула в большой город. В этом сюжете, по логике, снова должны раскрываться социально значимые темы – миграции, трудоустройства…

Е.Т.: Абсолютно. Мои фильмы – остросоциальные драмы.  Расскажу немного о будущей картине. Это логическое завершение трилогии.  «Келин», «Шал», «Кенже», то есть мать, отец, сын. Фильм, к которому мы приступаем, своеобразная эволюция этноса, мои рассуждения на тему, откуда мы вышли и к чему мы пришли. Там обычный  же земной сюжет: два мальчика остаются сиротами, им надо как-то выживать, и они бегут в город. И там начинается их борьба за выживание. Фильм основан на реальных событиях. Это судьба сотен тысяч аульных пацанов, которые бегут в город, начинают свою карьеру с базара, возят тачки, потом как-то выбиваются в люди, правдами и неправдами. И в какой-то момент вливаются в население наших городов, более того, начинают составлять большую часть населения.

ЛИТЕР-Неделя: Я слышал, что вы долго не могли найти актера на главную роль, почему возникли такие сложности с кастингом?

Е.Т.: Знаете, меняется антропология людей, жизнь ее меняет. Мы выросли на таких фильмах, как «Они сражались за Родину». «Освобождение». Помните образ капитана Цветаева, который раскрыл Николай Олялин – это правдоподобно, очень убедительно. Поэтому картины тех лет про войну в нас сидят. А сейчас я смотрю новые российские фильмы на тему Великой Отечественной войны и не верю. Дело в том, что совершенно поменялись лица. Поэтому я долго не мог найти молодого актера. Что не кандидат, то слишком красивый, слишком ранимый, а я не люблю сладкое.

ЛИТЕР-Неделя: Помнится, вы как-то рассказывали, что нашли мальчика для съемок в фильме «Келин» на рынке, он тележки возил, может быть, и здесь нужно было по такому пути пойти?

Е.Т.: Действительно, так и было, мальчик благодаря своей индивидуальности смог слиться с человеком древней эпохи, было в его взгляде нечто первозданное. А здесь все-таки нужен был человек с внутренним стержнем, главное не нарцисс. К сожалению, нарциссизм – это тенденция и у актрис, и у актеров. А так много талантливых.

ЛИТЕР-Неделя: Я обратил внимание, что у вас короткий съемочный период, всего несколько месяцев, а как же Алексей Герман, который десятилетиями снимал фильм «Трудно быть богом»?

Е.Т.: С Германом трудно тягаться, ему простительно все, это же совершенно гениальный человек. Конечно, сегодня ни один современный продюсер таких сроков не выдержит, но, повторюсь, Герману можно. Что касается нескольких месяцев, то самое главное в работе над той или иной картиной – подготовительный период. Если все учтено, то двухмесячный срок – это нормально для полного метра. Хотя, конечно, нагрузка большая – физическая и в первую очередь моральная, но современная ситуация не позволяет больше над такими картинами работать.  Съемки – это всегда маленькая война, зато все сконцентрировано, драйв, а когда съемочный период увеличивается, то ощущение драйва теряется, поэтому лучше не растягивать творческий период.

ЛИТЕР-Неделя: Чарли Чаплин говорил Эйзенштейну, что завидует советским кинематографистам, которым государство предоставляет много времени для съемок и дает большие финансовые средства. У вас нет ностальгии по советскому периоду, когда вы учились во ВГИКе?

Е.Т.: В каком-то смысле да. Моими преподавателями были Валерий Семенович Фрид, Александр Наумович Митта, Мотыль, Черных, Лотяну. Те люди, которые подняли советское кино. И та система, несмотря на цензуру, подарила нам великих мастеров и великие картины. А что происходит в творчестве сегодня? Многие приняли свободу за вседозволенность. У людей абсолютно отсутствует внутренний цензор. Нужна школа, база, которая не позволит заниматься ерундой. Сейчас у многих художников постсоветского пространства внутренний цензор напрочь отсутствует. Кино поменяло свое предназначение. Оно на потребу дня. А нас учили, что художник должен мыслить, должен заставлять мыслить других, ты должен заставлять сомневаться, рефлексировать. Сегодня эти вопросы, к сожалению, не задаются.

ЛИТЕР-Неделя: Так все плохо?

Е.Т.: Я не говорю, что все плохо, если я смотрю отечественное кино и вижу несколько удачно решенных сцен, то радуюсь, потому что это уже много. Просто сейчас технологическое развитие на таком уровне, что любой человек со средним образованием может снимать фильм. Если у него будет бюджет, он наймет оператора, который сделает картинку, сценариста, который создаст сюжет, напишет диалоги, композитора, и так далее. Но это будет не шедевр, а ширпотреб, поэтому надо четко определяться в терминах, что есть кино, а что не кино. В этом смысле я по Советскому Союзу скучаю, там были требования. По сути, это все комплексные проблемы, в девяностые снизился уровень образования, появилось ЕНТ, люди перестали мыслить, я, конечно, не говорю за всех, но такая тенденция есть. И в итоге ширпотреб пришел на замену высокому искусству, которым интересуются все меньше и меньше.

ЛИТЕР-Неделя: Конечно, ширпотреб заполонил экраны, но в Алматы, например, в театрах аншлаг. Значит, есть потребность в высоком искусстве…

Е.Т.: Почему люди пошли в церковь и мечети? Потому что хотят испытать катарсис – духовное очищение. И, естественно, нормальный человек нуждается в театре. Нужна какая-то отдушина, чистота, театр ведь как храм. Аватары надоедают.

ЛИТЕР-Неделя: Мы начали беседу с социальных вопросов, затем поговорили об искусстве. Но общей сюжетной линией было то, что снижается уровень профессионализма как чиновников, так и творческих людей. Что же будет дальше?

Е.Т.: Просто и тем и другим анализировать свои профессиональные шаги, думать о людях, и тогда все будет меняться к лучшему.

Георгий ХИНИЧ, фото Павла МИХЕЕВА, Алматы

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 19
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.277 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>