Создание транспортных коридоров, способных привязать экономики европейских и азиатских стран к международным коммуникационным артериям нашей страны, – один из возможных путей диверсификации экономики. Это позволит Казахстану стать по-настоящему интегрированным государством и, что немаловажно, заработать на транзите грузов. Страны, через которые сегодня следует транзит, по оценкам международных экспертов, получают ежегодно свыше 1 трлн. долларов. Как неоднократно отмечал Президент , Казахстан занимает выгодное географическое положение, поэтому использование транзитного потенциала будет мощным стимулом для социально-экономического развития страны. |
Действительно, у нашего государства есть все предпосылки для того, чтобы стать важным межрегиональным транзитным центром. Находясь в центре Евразийского континента, на стыке крупных экономических регионов, а также различных цивилизаций и культур, Казахстан должен активно встраиваться в современную систему глобальных политических и экономических взаимосвязей. Только с развитием современных средств коммуникаций, транспорта и инфраструктуры Казахстан может стать соединяющим мостом между Западом и Востоком.
Важным и крупнейшим проектом транспортной отрасли не только текущего года, но и начала этого столетия является строящийся по идее Главы государства Н. Назарбаева международный транспортный коридор Западная Европа – Западный Китай.
Основными преимуществами проекта по сравнению с существующими альтернативными коридорами – автодорожным Транссибом и морским путем через Суэцкий канал – является его протяженность и время нахождения в пути. Если при использовании морского коридора время нахождения в пути доходит до 45 суток, а по Транссибу – 14, то по коридору Западная Европа – Западный Китай, от порта Ляньюньгань до границ с европейскими государствами, время в пути составит около 10 суток. Этот расчет сделан на автомобиль, который будет двигаться со средней скоростью 80 км в час по 10 часов в сутки.
После завершения трансконтинентальный коридор будет обеспечивать грузоперевозки по трем основным направлениям: Китай – Казахстан (25%), Китай – Центральная Азия (35%), Китай – Казахстан – Россия – Западная Европа (40%).
Исследования, проведенные при разработке ТЭО проекта, показали, что к 2020 году объем грузоперевозок увеличится в 2,5 раза, то есть с 13 млн. тонн до 33 млн. тонн в год.
Довольно внушительна и оценка среднегодового суммарного экономического эффекта от реализации проекта. Так, сокращение времени пути даст 33,9 млрд. тенге, сокращение затрат на эксплуатацию автотранспортных средств – 9,5 млрд. тенге, а рост валового регионального продукта – 82,9 млрд. тенге. Важнейшими факторами являются сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и числа погибших в их результате. Так как в ходе реализации проекта планируется значительное улучшение качества дорог, которое в первую очередь подразумевает обеспечение безопасности, планируемый экономический эффект от улучшения двух последних показателей составит 49,9 млн. тенге и 19,3 млрд. тенге соответственно.
Общая протяженность нового Шелкового пути составляет 8 445 км. Из них по Казахстану проходит 2 787 км, в частности, по территориям Актюбинской, Кызылординской, Южно-Казахстанской, Жамбылской и Алматинской областей, где проживают 7,9 млн. человек, или практически половина населения нашей страны.
В нынешнем году работы по реконструкции коридора проводились на протяженности около 1,4 тыс. км. В соответствии с планом предусматривалось устройство 378 км покрытия новой дороги. Благоприятные погодные условия позволили обеспечить устройство покрытия на 417 км.
О масштабах строительства можно судить по тому, что на реализации проекта задействованы свыше 34,2 тыс. человек и около 4,5 тыс. единиц дорожно-строительной техники. А в 2011 году на проекте будет задействовано до 50 тыс. человек и планируется обеспечить устройство 1 000 км новой автодороги.
Другой важнейшей задачей отрасли является увеличение транзитного потенциала и экспорта отечественных товаров в другие государства железнодорожным транспортом. Реализация проектов по строительству железнодорожных линий Узень – государственная граница с Туркменистаном и Жетыген – Коргас как раз способствует решению этих взаимосвязанных задач.
В целом эти два проекта позволят значительно сократить расстояние перевозок по сравнению с существующими маршрутами перевозок. Если проект «Жетыген – Коргас» в направлении Европа – Азия сокращает плечо перевозки на 500 км и откроет второй пункт перехода с Китаем, то проект «Узень – государственная граница с Туркменистаном» сокращает международный транспортный коридор Север – Юг на 600 км и создаст альтернативный наземный маршрут данному коридору.
В связи с этим железнодорожная сеть Казахстана будет наиболее привлекательна для перевозок транзитных грузов. Ожидается, что в перспективе объем перевозок по железнодорожной линии Узень – государственная граница с Туркменистаном составит 12 млн. тонн в год, а по Жетыген – Коргас 15 млн. тонн в год.
За прошлый 2009 год железнодорожным транспортом перевезено 247,7 млн. тонн грузов, в том числе транзитом 14,8 млн. тонн. Реализация вышеназванных двух проектов позволит увеличить объем транзита ориентировочно еще на 2 млн. тонн ежегодно. При этом основными транзитными грузами будут являться металл, строительные и другие материалы.
Важную роль в развитии транспортной инфраструктуры сыграла реализация программы «Дорожная карта». В ее рамках по направлению «дорожно-ремонтные работы» в 2009 году было выделено 51,8 млрд. тенге на строительство, реконструкцию и ремонт автодорог областного и районного значения, а также городов и населенных пунктов общей протяженностью 2 874 км. Из выделенных средств 32,8 млрд. тенге составляют целевые трансферты из республиканского бюджета и 19 млрд. тенге – софинансирование из местных бюджетов. В рамках «дорожной карты» на дорожно-ремонтных работах областными акиматами создано 55 383 рабочих мест. Было отремонтировано 2 874 км и выполнено 1 691,1 тыс. квадратных метров ямочного ремонта. Важно отметить, что завершены все 1 119 проектов.
Программа «Дорожная карта» продолжена и в текущем году. По направлению «дорожно-ремонтные работы» предусмотрено 31,3 млрд. тенге на строительство, реконструкцию и ремонт автодорог областного и районного значения, а также улиц городов и населенных пунктов общей протяженностью 2 135 км. Из выделенных средств 19,5 млрд. тенге составляют целевые трансферты из республиканского бюджета и 11,8 млрд. тенге – софинансирование из местных бюджетов.
Согласно подписанным с акиматами соглашениям реализуются 884 проекта, из которых 14 проектов по строительству и реконструкции, 90 – по капитальному ремонту, 650 – среднему ремонту и 130 – текущему ремонту.
В дорожно-строительных работах задействовано более 27 тыс. человек, из них трудоустроено по направлениям органов занятости свыше 19 тыс. человек. С начала реализации проектов «дорожной карты» отремонтировано 2 133 км и выполнено 1 285 тыс. квадратных метров ямочного ремонта.
Всего за истекшие два года было построено 36 км новых автодорог и 6 мостов, отремонтированы 4 915 км дорог и выполнено 2 976 тыс. квадратных метров ямочного ремонта.
Новые направления и перспективы развития транспортно-коммуникационного комплекса предусмотрены в Программе по развитию транспортной инфраструктуры в РК на 2010–2014 годы, разработанной в рамках Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития на 2010–2014 годы. Обе эти программы соответствуют ключевым направлениям Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2020 года.
В основе реализации программы главной составляющей являются финансовые ресурсы, которые позволяют реализовать 58 инфраструктурных проектов, из которых 28 приходится на автодорожную отрасль. Общий объем выделяемых средств на реализацию программы составляет 2,8 трлн. тенге, в том числе за счет республиканского бюджета 1,1 млрд. тенге.
Ключевой целью программы является увеличение основных показателей транспортно-коммуникационного комплекса и достижение роста валовой добавленной стоимости по транспорту на 63%.
Исходя из утвержденного бюджета и поставленных задач, к 2015 году проектом программы запланирована реализация ряда мероприятий.
В автодорожной отрасли будет реконструировано около 5,5 тыс. км и отремонтировано 6 тыс. км автодорог республиканского значения и 10 тыс. км дорог местного значения. В 2013 году будет полностью реализован мегапроект «Западная Европа – Западный Китай». Программой предусмотрено привлечение частных инвестиций на реконструкцию отдельных участков автомобильных дорог на концессионной основе с введением платности за проезд.
В области железнодорожного транспорта к 2015 году будут построены 3 новые железнодорожные линии: Жетыген – Коргас, Узень – госграница с Туркменистаном и Ералиево – Курык общей протяженностью 453 км. За счет приобретения необходимого парка грузовых и пассажирских вагонов, обновления локомотивов, а также модернизации магистральной железнодорожной сети износ основных активов снизится с 70% до 60%.
Реализация программы, помимо вышеуказанных мероприятий, включает целевые индикаторы, согласно которым к 2015 году планируется приведение в хорошее и удовлетворительное состояние 80% автодорог республиканской и 65% – местной сети. Объем транзитных перевозок автомобильным транспортом по территории Казахстана возрастет в 1,5 раза. А рост объема транзитных перевозок по стране железнодорожным транспортом составит 25%. Доля казахстанского содержания в инвестиционных проектах по транспортной отрасли повысится до 86%. Число международных воздушных сообщений увеличится в два раза по сравнению с 2010 годом.
Реализация программы окажет положительный эффект на развитие всей экономики Казахстана и будет содействовать реализации ряда других отраслевых программ. Вся транспортная система перейдет на качественно новый уровень функционирования.
В целом транспортники страны успешно справились с основными задачами 2010 года, создав тем самым надежный задел для планомерной реализации не менее масштабных задач, определенных на 20-летний юбилейный год Независимости нашего государства.
Абельгази КУСАИНОВ, министр транспорта и коммуникаций РК
Сайт газеты «Казахстанская правда»
Время загрузки страницы 2.957 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |