Участники из Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и руководство координационной службы совета командующих пограничными войсками СНГ с 27 по 29 марта обсуждали обстановку на участках внешних границ государств–участников СНГ Центрально-Азиатского региона, определили динамику развития ситуации, конкретные приоритетные задачи, которые необходимы для принятия мер и тенденции ее развития на ближайшую перспективу. Также в повестку дня были включены вопросы эффективности взаимодействия пограничных ведомств с международными организациями в сфере укрепления государственных границ. Совещание глав пограничных ведомств государств–участников СНГ и Центральной Азии, которое состоялось в Астане, ответило на вопрос: кто и что нарушает покой рубежей родины? Причин для беспокойства много, но главными стали угроза терроризма, наркотрафик и дефицит доверия между пограничниками разных стран. |
По итогам мероприятия главами пограничных ведомств были выработаны совместные меры по противодействию вызовам и угрозам на участках внешних границ государств–участников СНГ Центрально-Азиатского региона. Одним из ощутимых результатов встречи стало подписание главами погранведомств стран СНГ Протокола по усилению охраны внешних границ. Принятый документ предусматривает разработку определенных целевых программ по улучшению качества охраны границы на внешних рубежах. Рекомендации протокола планируется рассмотреть на 69-м заседании Совета командующих пограничными войсками 16 мая 2013 года в городе Одесса.
Две беды
Говоря о достигнутых результатах, нельзя обойти и проблемы, которые остаются на границе. Так, по-прежнему актуальными остаются вопросы наркотрафика, незаконной миграции, деятельности экстремистских организаций. Именно на этих аспектах заострил внимание руководителей пограничных ведомств государств–участников СНГ Центрально-Азиатского региона глава Комитета национальной безопасности нашей страны Нуртай Абыкаев.
– Нас тревожит сохраняющаяся активность террористических и экстремистских организаций в регионе, особенно в преддверии вывода сил НАТО из Афганистана, – сообщил он, отметив, что деятельность террористов напрямую связана с контрабандой наркотических средств.
В свою очередь наркоситуация в Афганистане, а также намеченный вывод войск НАТО из этой страны в 2014 году дают основание полагать, что в ближайшей перспективе в регионе ситуация с транзитом наркотиков будет оставаться стабильно напряженной. Известно, что основным источником поступления наркотиков в Центральную Азию по-прежнему остается Афганистан. По данным ООН, на территории этой страны ежегодно скапливаются тысячи тонн опиума, из которых более половины перерабатывается в героин. Являясь мировым лидером по производству опиатов, ИРА ежегодно производит порядка 150 млрд разовых доз героина и около 30 млрд разовых доз гашиша. В свою очередь из Афганистана наркотики поступают в республики Центрально-Азиатского региона.
В результате в странах Центральной Азии ситуация остается напряженной. Так, правоохранительными органами и силовыми структурами Таджикистана в 2012 году было изъято из незаконного оборота около 6 тонн наркотиков, в том числе героина – 515 кг, опия-сырца – 630 кг и наркотиков каннабисной группы – 4,8 тонны. Как сообщает Агентство по контролю за наркотиками при президенте Таджикистана, по сравнению с 2011 годом объем изъятых наркотиков увеличился на 41,1 процента.
Сложившуюся тяжелую наркоситуацию в регионе нужно решать как региональную проблему и необходимо дальнейшее расширение сотрудничества между как антинаркотическими структурами, так и пограничными ведомствами государств–участников СНГ Центрально-Азиатского региона и России.
Вместе с тем комплекс существующих проблем не ограничивается угрозами, вытекающими из Афганистана, существуют и другие вопросы, решение которых не терпит отлагательств.
Пограничная ситуация
У Казахстана относительно спокойные границы, чего не скажешь о соседях. Так, по словам главы Государственной пограничной службы соседнего Кыргызстана Токона Мамытова, наиболее «беспокойная» граница, находится на узбекском и таджикском участках. А самой спокойной границей он назвал казахстанскую и китайскую.
– Большинство пограничных инцидентов с 2010 по 2013 годы произошли на границе Кыргызстана с Узбекистаном – 102 и Таджикистаном – 62, – сообщил он в ходе заседании коллегии ведомства в середине марта.
Несмотря на это, в общем и целом, по оценке Мамытова, имеет место стабилизация «пограничной ситуации».
– Если распределять по годам, то с января 2010 года по февраль 2013 года произошло 172 инцидента. Из них зафиксировано: в 2010 году – 63, 2011 году – 54, 2012 году – 46. С начала 2013 года зарегистрировано 9 инцидентов, – сообщил он.
Это положительная тенденция, если брать во внимание неопасные тренды в нашем регионе. Тем не менее еще рано переводить дыхание. Как показывает мировой опыт, эскалация насилия на государственных границах носит опасный характер для стран и способна спровоцировать локальный вооруженный конфликт между ними. Все сказанное можно отнести и к нашему региону. Тем более что уже имели место серьезные инциденты. В одних случаях некие бандформирования штурмом брали госграницы, в других – в перестрелку оказывались втянутыми пограничники соседних стран. Причем последний инцидент произошел в середине прошлого года на кыргызско-узбекской границе. Тогда жаркий спор военнослужащих прервала автоматная очередь. В итоге один пограничник был убит и двое местных жителей, задумавших провести дорожно-ремонтные работы, ранены.
Хотя в Астане встречались главы пограничных служб СНГ и Центральной Азии, тем не менее приходится констатировать факт: на местах хрупка атмосфера доверия, и между самими пограничниками нет обмена информацией о ситуации на рубежах родины. О проблемах на границе говорит тот факт, что инцидент на кыргызско-узбекском участке до сих пор не исчерпан. Две страны закрыли контрольно-пропускные посты, по понятным причинам страдают местные жители. Сейчас идут переговоры о возобновлении работы на границе, и, по оценкам представителей пограничных служб, имеется взаимопонимание. Но факт остается фактом: граница остается закрытой. Все это результат низкого доверия между представителями пограничных служб нашего региона.
Пограничную ситуацию усугубляют анклавы – небольшие части территории страны, которые уходят в глубь соседнего государства. В результате гражданам, чтобы попасть из одного населенного пункта в другой, нередко приходится преодолевать контрольно-пропускные пункты. С одной стороны, это дополнительные хлопоты, с другой – источник всевозможных инцидентов на границе. Ведь часто серьезное происшествие возникает на почве бытовой ссоры. Конечно, Центральная Азия не европейская Шенгенская зона, где действует общий для стран-участниц визовый режим, а люди свободно пересекают госграницы. Но с другой стороны, странам региона следует стремиться к упрощению порядка пересечения границ. Чем прозрачнее они, тем свободнее дышит приграничный бизнес! А значит, людям в военной форме следует чаще встречаться и сообща решать проблемы.
Возможно, что эти и другие вопросы найдут свое отражение в Ашхабаде, где в I квартале 2014 года намечено проведение следующего, четвертого регионального совещания руководителей пограничных ведомств государств–участников СНГ.
Андрей КОРОЛЕВ, Марат МАМАЕВ, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.482 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |