Как чиновники Талдыкоргана «воюют» против предпринимателей Все описанное ниже происходит в одной из самых бедных областей Казахстана, где каждый второй взрослый житель – «самозанятый», а каждый четвертый занят в малом бизнесе. Средняя зарплата в области на треть ниже, а налогов в пересчете на душу населения собирают вдвое меньше, чем в среднем по республике. |
Цены на рынках столицы Алматинской области вполне столичные – такие же, как в Алматы, а то и выше. В то же время работа за 45–50 тысяч тенге в месяц считается неплохой – если удается ее найти. Но городских чиновников, похоже, волнует не это…
Операция «Красная линия»
В 2004 году был утвержден новый генеральный план застройки и развития Талдыкоргана. Готовило его алматинское ТОО «Урбостиль» – разработчик генплана южной столицы. Однако, по словам президента ассоциации «Талдыкорганский союз предпринимателей «Атамекен» Кайрата Дузгенбаева, до 2008 года об этом плане мало вспоминали. Но два года назад городские власти внезапно начали масштабную «сверку» состояния городского хозяйства с когда-то созданным проектом.
– В 2004 году я купил землю и прошел всю процедуру оформления купленного участка, – рассказал «Каравану» глава Ассоциации рестораторов Талдыкоргана Рустам Хакимов. – Спустя четыре года меня обвинили в нарушении «красной линии» и потребовали снести постройки.
– Когда я обратился в суд по своему делу, то с удивлением узнал, что большая часть чиновников, в том числе архитекторов, о его существовании вообще не знает. Но претензии к предпринимателям город выставил! – говорит он.
Суд постановил вернуть городу землю Хакимова, ушедшую за «красную линию», и… тут же отдать ее ему обратно во временное землепользование на правах долгосрочной аренды. На ныне арендуемом участке земли у ресторатора находится летняя площадка кафе.
– Штрафы – это полбеды, но ведь требуют снести уже построенные здания – кафе, рестораны, автомойки, – отмечает Кайрат Дузгенбаев. – Формально это делается ради расширения дорог. Но зачем, имея на руках генплан, надо было выдавать заведомо незаконные разрешения? Мы считаем, что это просто еще один способ «придавить» малый бизнес.
По его словам, сейчас городские власти пересматривают около 70 выданных разрешений, связанных с «красной линией». Получается, что чиновники, зная о существовании генплана, годами, нарушая все законы, раздавали земли общественного пользования Талдыкоргана в частную собственность.
Например, в 2008 году некоему гражданину была продана… часть городской улицы имени Репина. Бизнесмен установил поперек проезжей части забор, оставив жителям проход шириной в полтора метра. Возмущенные люди обратились в прокуратуру, и землю вернули городу. Убытки бывшему хозяину никто не возместил.
Мы пытались узнать мнение по этому вопросу заместителей акима Талдыкоргана Ермека Алпысова (ведающего вопросами ЖКХ и строительства) и Кайрата Булдыбаева (предпринимательство), однако в течение недели времени на общение с «Караваном» они так и не нашли…
Видимо, дело в том, что и выдают, и отбирают землю одни и те же люди. А как иначе – аким Сакен Жылкайдаров руководит городом уже более десяти лет.
«Водяные» Жетысу
Если закон что-то запрещает, но не прописывает механизм исполнения запрета, то «на местах» этим активно пользуются. Например, согласно подпункту 13 статьи 72 Водного кодекса РК, запрещено использовать питьевую воду на производственные нужды «без соответствующего обоснования и решения уполномоченного органа».
В Талдыкоргане «обосновывать» водные вопросы надо в АО ГКП «Жетысу-Водоканал» – единственном поставщике воды для города.
– Мой автосервис работает семь лет, но только сейчас мне сказали, что мыть машины питьевой водой нельзя, – рассказал нам предприниматель Сергей Ильницкий. – А чем можно? Техническую воду «Жетысу-Водоканал», к сожалению, не поставляет никому – нет технической возможности.
– Да, технической воды у нас нет и не было, – подтвердил «Каравану» директор «Жетысу-Водоканал» Валерий Ким. – Но по закону владельцы моек обязаны очищать воду сами и вторично ее использовать! Я три года пытаюсь заставить их это делать!
Чтобы вторично использовать воду, пользователи должны поставить так называемые системы «замкнутого стока». Такая система стоит от 10 тысяч долларов. Она «отбивается» на крупных предприятиях, но не в маленьком автосервисе.
По словам Валерия Кима, до сих пор (спустя три года!) ни одна из полусотни талдыкорганских автомоек «замкнутого стока» не имеет.
Почему же мойки и сервисы «без стока» просто не закроют? Ответ прост: тогда их нельзя будет регулярно проверять. Для чего? Чтобы находить нарушения…
– «Жетысу-Водоканал», начислив многотысячные штрафы, признал, что объективности их ведомственным лаборантам действительно не хватает, и предложил Ассоциации предпринимателей открыть свою лабораторию, – говорит Сергей Ильницкий. – За наш, разумеется, счет. И если лаборатория не будет открыта, то пробы снова начнут проверять специалисты «Водоканала».
Затем «водники» направили Ильницкому письмо, требуя срочно установить «замкнутый сток» и сообщив, что «в противном случае «Водоканал» будет действовать в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами РК».
Тут прижатый к стенке предприниматель вспомнил, что у монополиста тоже есть автохозяйство – гаражи, и там тоже моют машины.
– Наша ассоциация через акимат добилась права официально посетить этот объект. Там не было никакого «замкнутого стока»! Значит, они сами нарушают закон?
Светлое будущее
Еще одна головная боль местных предпринимателей – электроэнергия.
С 2005 года местный энергетический монополист – ТОО «Жетысу Энерготрейд» – ежемесячно требует с юридических лиц полную предоплату за поставленную электроэнергию. А поскольку брать деньги за свет вперед по закону вообще-то не полагается, то крупные предприятия города начали судиться с ТОО «Жетысу Энерготрейд», и не без успеха.
Например, ТОО «Фирма «Саттилик» еще в 2008 году выиграло в суде дело против энергетиков и с тех пор платит за свет в конце месяца. Аналогичным образом поступило большинство крупных коммерческих структур Талдыкоргана. Коммунальные службы и госконторы предоплату не делали изначально. К 2008 году деньги в кассу энергетиков за еще не полученный товар стал нести главным образом малый и средний бизнес города.
Кое-кто пытался протестовать. Так, ИП Комлева пыталось по закону изменить условия. Она все сделала правильно – направила свое письменное несогласие за месяц до предполагаемой даты изменения договора (п. 3 ст. 399 ГК РК) и стала ждать ответа. Но у «Жетысу Энерготрейд», как выяснилось, свои кодексы: монополист ничего обсуждать и пересматривать не стал, а просто пригрозил отключить свет.
Получается, что местные энергетики не только получали от коммерсантов беспроцентный кредит в виде предоплаты, но и поставили их в жесткие «штрафные» рамки: если ты использовал больше света, чем записано в договоре, – плати «неустойку» в 1,5 цены, использовал меньше – деньги не возвращаются.
В феврале этого года Госагентство по защите конкуренции по факту жалоб провело расследование. Выяснилось, что по закону потребители света все же имеют право не вносить предоплату. Более того, покупатели энергии, согласно ст. 488 Гражданского кодекса РК, должны платить лишь за фактически потребленный свет. А лимиты на использование и штрафы за них антимонопольщики посчитали «злоупотреблением доминирующим положением и ущемлением законных прав потребителей».
После такого расследования судебные тяжбы против «Жетысу Энерготрейд» начали выигрывать и малые бизнесмены. Однако поставщик энергии оспаривает решения судов.
Вот так в отдельно взятом областном центре коммунальные монополисты и чиновники пытаются решать проблемы за счет мелких торговцев и предпринимателей. Выживут они или нет – никого, похоже, не волнует. Сколько рабочих мест исчезнет после закрытия конкретного ИП или ТОО – никто не считает…
Талдыкорган
Сайт газеты «Караван»
Время загрузки страницы 0.230 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |