Существует расхожее мнение, что взрослых от детей отличают лишь размер и стоимость игрушек. При этом о состоянии дел относительно своих насущных потребностей мы интересуемся регулярно, однако мир маленьких потребителей, может быть, в большей степени заслуживает нашего пристального внимания. И не только родителей, чье стремление приобретать самое лучшее для своих чад продиктовано заботой об их здоровье и будущем, но и государства, так как благополучие подрастающих поколений находится в сфере первостепенных его интересов. О тенденциях рынка, ориентированного на наших маленьких граждан, мы беседуем с президентом Казахстанской ассоциации индустрии детских товаров Дарьей Гайденрайх. |
ЛИТЕР-Неделя: Как и любой рынок, рынок детских товаров испытывает определенные сложности, какую из проблем вы можете выделить особенно?
Д. Г.: У нас самая большая проблема – контрафакт, который включает в себя контрабанду, подделку и серый импорт. В товарах для детей, а именно в игрушках, его просто больше, чем мы можем себе представить. Но должна отметить, что в нашем государстве немало сделано в этом вопросе для того, чтобы снизить его долю на рынке. Разработана масса приказов, которые объединяют действия таможенных служб, Министерства юстиции, органов сертификации. Другое дело, что это все в настоящий момент, может быть, не очень хорошо работает, но я думаю, со временем эта тенденция будет меняться.
ЛИТЕР-Неделя: Так уж повелось, что основная доля «белого» товара приходится на крупных поставщиков, ведь именно их легче всего проверить контролирующим организациям. Можно ли утверждать, что все завезенное не ими – контрафакт?
Д.Г.: Говорить о том, что у нас 80 процентов контрафакта, мы тоже не можем, потому что не доказано обратное. Мы можем утверждать, что на крупных игроков приходится в лучшем случае 20 процентов рынка, все остальное – это барахолка. Ну а насколько там качественный товар, мы сказать не можем. Безусловно, на барахолке присутствуют и достойные товары, завезенные правильными путями и способами. Никто не против, чтобы товары продавались в том числе и на рынках, только пусть эта торговля происходит цивилизованно.
ЛИТЕР-Неделя: Несмотря на изобилие детских товаров на прилавках, те, у кого есть возможность выезжать в другие страны, стараются приобретать детские товары за границей, с чем это связано?
Д. Г.: Товары для детей у нас действительно неоправданно дороги. Дело в том, что, с одной стороны, у нас политика налогообложения в государстве весьма и весьма гуманная. Порядка в ней больше, нежели в сравнении с ситуацией в других странах – членах Таможенного союза, но тем не менее. На категорию товаров для детей что в России, что в Белоруссии НДС – 10 процентов. У нас НДС – 12 процентов. То есть если до Таможенного союза у нас пошлины были 5 процентов на товары для детей, на игрушки в частности, то сейчас они составляют 15 процентов. Соответственно товар от этого только дорожает.
ЛИТЕР-Неделя: Очень часто можно услышать о том, что рынок наводнен некачественными товарами китайского производства, как вы видите данную проблему?
Д. Г.: Начнем с того, что 75 процентов мирового производства, если мы говорим об игрушках, производится в Китае. Все крупнейшие европейские, американские компании размещают там свои производственные мощности. С недавних пор (как направление) в этом отношении производители детских товаров ориентируются еще на Бразилию. Все объясняется просто: в этих странах дешевле производить, да и переориентация производства там происходит практически мгновенно. И даже несмотря на то, что уровень оплаты труда в Китае растет, вместе с тем растет и себестоимость товаров. Но тенденция не меняется. Другое дело, что на тех же китайских заводах используя те же матрицы непонятно из какого материала из-под полы гонят контрафакт. Здесь не стоит вопрос, покупать китайские игрушки или нет. Лично я очень положительно отношусь к китайским товарам. Но к тем товарам, которые соответствуют стандартам качества и безопасности.
ЛИТЕР-Неделя: Какова доля казахстанских производителей на рынке товаров для детей?
Д. Г.: В Казахстане практически нет собственного производства товаров для детей. Уровень импорта составляет 98 процентов. Выпускается немного одежды, немного обуви. Игрушки практически не выпускаются. Это сложилось не сегодня и даже не вчера. Есть единичные компании, которые занимаются издательской деятельностью, они что-то сами производят. В Астане открылась компания, которая выпускает мягкую игрушку. Ситуация, если даже немедленно мы начнем ее изменять, все равно не изменится в ближайшие годы. На самом деле это тоже не страшно, потому что в России, к примеру, 90 процентов импорта, и это при том, что страна не прекращала производство товаров для детей. А что говорить про нас?
ЛИТЕР-Неделя: В чем особенность рынка детских товаров?
Д. Г.: Рынок товаров для детей – это сложный сегмент. Потому что мы сначала ребенка накормим, вылечим, оденем, а потом уже будем покупать игрушки. А вот если будем рассматривать это в разрезе от нуля до трех лет, то тут уже родители, как правило, не экономят. При этом есть существенное различие. Если это первый ребенок – родители покупают все самое дорогое, все самое лучшее, в том числе какие-то, может быть, и ненужные вещи. Когда же рождается второй ребенок, на него уже тратят меньше, потому что он что-то за первым донашивает, опять же опыт позволяет родителям не приобретать вещей, без которых в принципе можно и обойтись.
ЛИТЕР-Неделя: Можете рассказать о динамике развития рынка и его перспективах?
Д. Г.: До кризиса рынок рос просто сумасшедшими темпами. В частности, рынок игрушек – порядка 40 процентов в год. Рынок товаров для новорожденных – 30 процентов в год. Умеренно росла одежда – 11 процентов в год. Это данные до 2008 года, когда каждый предприниматель, и не только, ощутил, что наступил кризис. Но стоит отметить, что и после кризиса этот рост не остановился, только темпы стали более умеренными. Сейчас рынок игрушек растет порядка 11 процентов в год. Однако рынок для новорожденных все равно показывает достаточно высокие темпы роста и стоит на первом месте.
ЛИТЕР-Неделя: Каков объем рынка товаров для детей в Казахстане и если есть данные, то сколько в среднем тратится на ребенка?
Д. Г.: В настоящий момент точных данных, сколько тратится на ребенка в год или в месяц, я не смогу предоставить. В среднем можем предположить, что 11 процентов своих зарабатываемых средств, как правило. Внутри расходы распределяются следующим образом: 48 процентов составляет одежда, 18 процентов обувь, 18 процентов игрушки. Что же касается примерного объема рынка, то, по нашим оценкам, это порядка 1,6 миллиарда долларов США в год. С учетом того, что в стране 4 миллиона детей, у рынка есть объективные причины для роста.
ЛИТЕР-Неделя: Что является определяющим фактором при покупке детских товаров и каково влияние брендов, известных марок на предпочтения потребителя?
Д. Г.: На детях экономить не принято, а на детях до трех лет не экономят вообще. Причем не только у нас, это мировая статистика. Если речь пойдет о сосках-пустышках, естественно, ты возьмешь лучшее, внимательно изучишь, из чего она сделана, получишь рекомендации. Если молодые родители приобретают коляску, то тоже, как правило, берут не самые плохие экземпляры. В каждом ценовом сегменте на сегодняшний день представлены хорошие вещи. Что касается одежды, то тоже все смотрят не столько на бренды, как в первую очередь на качество. Кстати, у нас производится детская одежда для новорожденных и малышей. И она пользуется популярностью. Что касается игрушек, то мы являемся покупателями игрушек, а дети – потребителями. Дети смотрят рекламу, общаются со сверстниками, и они уже просят купить то или другое.
ЛИТЕР-Неделя: На какого покупателя сегодня ориентируются производители детской продукции?
Д. Г.: Рынок детских товаров в нашей стране в большей степени ориентирован на средний класс, и я полагаю, что это нормально. Хотя, если зайти в специализированный магазин, то можно найти товары как для состоятельного покупателя, так и вполне бюджетные варианты. На самом деле сами производители заботятся о том, чтобы удовлетворить как можно более широкий спрос. Существуют игрушки стандартные, коллекционные, эксклюзивные. Но и вполне бюджетного товара на полках представлено в достаточном количестве. Сам производитель об этом заботится, и вопрос дистребьютора только, в каком количестве рынку требуется тех или иных игрушек.
ЛИТЕР-Неделя: Кто следит за качеством ввозимой и производимой продукции для детей?
Д. Г.: За этим следят органы сертификации и стандартизации. Но дело в том, что и сам потребитель должен помнить, что вред, нанесенный товаром для детей, не мгновенно наступает, это не таблетку съел и отравился. Последствия проявляются спустя какое-то время – попробуй сходи и докажи. Скажу больше того, в мире всего несколько случаев, когда удавалось засудить компанию-производителя за игрушку. Не так давно одну из компаний с мировым именем судили за то, что ребенок проглотил магнитики из сломанной игрушки. Ему пришлось пережить сложную операцию. В мировой практике такие случаи единичны, а чтобы в Казахстане кто-то обратился с претензией по детским товарам в суд, я ни разу не слышала.
ЛИТЕР-Неделя: В каком направлении, на ваш взгляд, стоит двигаться предпринимателям, занятым в сфере детских товаров?
Д. Г.: С учетом того, что среди детских товаров, представленных в Казахстане, 98 процентов импорта, у нас стоит вопрос о развитии собственного производства. Это стратегически важно. С одной стороны, нужно поддерживать национальную культуру, ведь воспитывать и прививать ценности необходимо с младенчества. Речь не идет о том, чтобы заменить весь товар, да этого и не нужно. Сегодня речь идет о том, чтобы хотя бы заложить основы. Если бы я этим занималась, я бы начала с элементарных вещей. Пусть это будут машинки, кубики, мячики – то, что востребовано постоянно. Эта ниша пустует. Речь не идет о том, чтобы сразу ставить какое-то высокотехнологичное производство. За счет емкости внутреннего рынка это производство в жизни не разовьется. Поэтому необходимо ориентироваться в целом на Таможенный союз. Любое производство создается за счет внутренних ресурсов, а потом уже выходит на внешние рынки. Российские компании очень активно приходят на наш рынок. Каждый год регистрируют большее количество компаний и филиалов. За счет этого у нас рынок развивается еще более быстрыми темпами. Я имею в виду не в плане денег и емкости, а в плане насыщения. В любом случае от любой конкуренции всегда выиграет только потребитель. Поэтому это не плохо и не хорошо.
Серик БАЕВ, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.315 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |