Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Основная функция Парламента – издавать качественные законы



Основная функция Парламента – издавать качественные законы

 

Кайрат Мами Праздник Наурыз знаменует собой приход весны, обновление в природе.

Но в современной политике наступление весны – это скорее не начало, а пик политического сезона. В канун праздника газета «Литер» обратилась к председателю сената Парламента Кайрату Мами с просьбой рассказать о текущей работе законодательного органа, прокомментировать наиболее актуальные законопроекты и политические инициативы.


Кайрат Абдразакович, с чем вступает в Наурыз-2013 Парламент нашей страны? Можно ли подвести какие-то промежуточные итоги законотворческой деятельности?

– Прежде всего, пользуясь возможностью, хочу поздравить сограждан с замечательным праздником – Наурыз мейрамы! Это яркий праздник наших предков, а сегодня он символизирует обновление нашей страны. Он вернулся к нам с обретением независимости и укоренился как любимый народом радостный день.

Что касается календаря политического, то, как вы знаете, в Парламенте ежегодная сессия начинается в сентябре и заканчивается в июне. В этом плане мы сейчас находимся в периоде наиболее активной законотворческой деятельности.

Если говорить о промежуточных результатах законотворческой деятельности, то с начала текущей сессии (т.е. с сентября) Парламент принял 51 закон. Из них 6 являются самостоятельными законами, 17 – о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, 28 – о ратификации международных договоров и соглашений. Безусловно, за сухими цифрами стоит большая работа депутатов обеих палат Парламента, членов правительства и экспертов. Для разработки, обсуждения и принятия законодательства проведено большое количество совещаний, заседаний и консультаций на уровне рабочих групп, комитетов и палат.

– Если говорить о конкретных направлениях деятельности, то каковы приоритеты законотворческой деятельности на текущий период? Какие наиболее значимые законы ожидать стране в ближайшем будущем?

– Качественное правовое обеспечение политического курса Главы государства – это неизменный стержень в нашей работе. Курс, неоднократно поддержанный народом и доказавший свою эффективность.

В этом году ожидается поступление в Парламент более 30 законопроектов, направленных на реализацию послания президента Нурсултана Назарбаева «Стратегия «Казахстан-2050». Всего в плане законопроектных работ правительства на 2013 год числятся более 50 законопроектов.

Среди планируемых законопроектов – пять кодексов в новой редакции: Уголовный, Уголовно-процессуальный, Уголовно-исполнительный, об административных правонарушениях и предпринимательский.

Ряд законов будет ориентирован на политику децентрализации управления. В частности, планируется внести изменения в законодательство по вопросам разграничения полномочий между органами госуправления и в конституционный закон о выборах. Как вы знаете, Главой государства ставится задача уже в этом году ввести выборность аульных акимов, усилить их полномочиями и ресурсами, в целом повысить качество управления на местном уровне.

Планируется рассмотреть законопроекты, направленные на предупреждение, регулирование и разрешение конфликтных ситуаций, создание эффективной модели социально-трудовых отношений. Предстоит модернизация законодательства о профессиональных союзах, разработка и принятие нового закона «О социальных рабочих местах». В обновленном законодательстве по вопросам государственной молодежной политики будут предусмотрены правовое определение статуса молодого специалиста, гарантированный минимальный социальный пакет и пакет системных социально-экономических мер по формированию социальных лифтов для молодых казахстанцев.

Также в рамках реализации «Стратегии-2050» будут внесены изменения в законодательство в части стимулирования развития малого и среднего бизнеса. Для граждан страны законодательно будут установлены минимальные социальные стандарты и гарантии, предусматривающие поэтапное повышение стандартов качества жизни с учетом роста экономики. В них будут включены услуги образования и здравоохранения, здоровое питание и здоровый образ жизни, удовлетворение интеллектуальных и информационных запросов.

Как видите, объем работы предстоит колоссальный. Но именно сейчас очень важно обеспечить издание качественных законов, ориентированных на долгие годы вперед.

– В своем послании народу три месяца назад президент отметил необходимость продолжения политики по усилению Парламента полномочиями. Имеются ли идеи о том, в каком направлении будет развиваться казахстанский парламентаризм?

– Дальнейшее развитие парламентаризма – это устойчивый процесс как в мировой политике в целом, так и в Казахстане в частности. Под руководством первого президента Казахстана создано эффективное государство с наиболее оптимальной политической и социально-экономической моделью, которая учитывает нашу историю, географию, состав населения, геополитическое окружение, а главное – нужды и чаяния народа. При этом роль и полномочия Парламента только возрастают, наиболее отчетливым свидетельством тому стала конституционная реформа 2007 года. Как вы знаете, назначения на ключевые должности в системе государственной власти осуществляются при согласии высшего законодательного органа, обеспечена отчетность правительства перед Парламентом.

Разработчикам (а, как правило, в качестве докладчиков выступают министры) бывает очень нелегко во время дискуссий с законодателями. Возникает очень много острых вопросов, касающихся вносимых законопроектов и текущих проблем отраслей.

В целом наш Парламент состоялся в качестве площадки для цивилизованных дискуссий и взаимодействия ветвей власти. Теперь стоит вопрос о том, как в дальнейшем улучшить законотворческий процесс, полностью ли задействован потенциал конституционных полномочий Парламента на благо страны, какими еще полномочиями, в том числе контрольными, нужно обеспечить законодателей для успешного развития государства.

В апреле мы планируем проведение конференции на тему «Современный парламентаризм: становление, развитие и совершенствование взаимодействия между ветвями власти в законодательном процессе». Это будет своего рода «мозговой штурм» по поводу состояния и перспектив казахстанского парламентаризма, в том числе с учетом передового мирового опыта.

При этом лично я стою на позициях обеспечения эффективного законотворчества на благо страны. Мы не должны смотреть на Парламент, как на место для удовлетворения политических амбиций и дешевого самопиара. Это прежде всего орган, который занимается вдумчивой законотворческой работой и несет ответственность за качество законов.

– В этой связи предвидите ли вы какие-либо изменения в работе сената?

– Я думаю, что с укреплением и развитием нашей государственности будет происходить не изменение, а, скорее, дальнейшая актуализация значения сената, большее понимание обществом роли верхней палаты.

Традиционно в двухпалатных парламентских системах сенат играет стабилизирующую роль, так как основные дебаты и политическая активность в основном происходят в нижней палате. Сенат, как правило, более консервативен и политически выдержан. Ведь здоровый консерватизм – не антоним прогрессивности, а большая осмотрительность и преемственность, особенно когда речь идет о принятии законов, регулирующих важнейшие общественные отношения.

Кроме того, с децентрализацией властных полномочий, я думаю, повысится политическая роль регионов, представители которых и составляют большую часть сената. Таким образом, если в мажилисе будет укрепляться многопартийность, то в сенате будет постепенный тренд на усиление интересов областей Казахстана.

– На одном из заседаний вы призвали депутатов не увлекаться «дешевой рекламой», зачитывая депутатские запросы. Как, на ваш взгляд, должны озвучиваться депутатские запросы?

– Депутатские запросы – это важное право депутата, но не главная его функция. Коль скоро мы говорим о профессиональном Парламенте, то наша основная обязанность – издавать качественные законы. У нас есть коллеги-депутаты, которые вообще редко выступают с публичными запросами, но ведут большую законотворческую деятельность и своими предложениями способствуют улучшению качества рассматриваемых законопроектов.

На пленарном заседании можно ограничиться короткой сутью запроса, а не зачитывать текст целиком.

– Парламент сейчас рассматривает законопроект «О внесении изменения и дополнения в закон «О правоохранительной службе», регламентирующий применение органами правопорядка полиграфа. Получается, через детектор лжи должен пройти каждый кандидат, поступающий на службу в правоохранительные органы. Законопроект уже вызвал бурную полемику в обществе. Одни заявляют, что необходимость использования полиграфа назрела, другие – что его использование ущемляет права человека. Каково ваше мнение по этому поводу?

– Данный законопроект одобрен мажилисом, скоро ожидаем его поступление в сенат. Насколько мне известно, первый в мире детектор лжи появился в 1921 году. С тех пор в обществе ведутся дискуссии о целесообразности его применения. Я же считаю, что законодательно закрепить порядок обязательного прохождения полиграфического исследования для кандидатов, поступающих на службу в правоохранительные органы, необходимо. Это позволит обеспечить более тщательный отбор сотрудников правоохранительных органов. Надо отметить, что прохождение этой процедуры является только одной из составляющих отбора.

Что касается ущемления прав человека, то такой опрос с использованием полиграфа проводится исключительно на добровольной основе.

– Не хочется быть некорректной… Но следующий вопрос так и просится: а вы согласились бы пройти испытание полиграфом?

– Если того потребует ситуация и есть целесообразность, то я не против того, чтобы пройти тестирование на полиграфе. Скрывать мне нечего.

– Г-н спикер, в последнее время участились явно заказные статьи в некоторых СМИ о представителях властного олимпа. Как вы относитесь к заказной публицистике и критике в свой адрес?

– Говорят: «Хочешь избежать критики – ничего не делай, ничего не говори и будь никем». Так вот, конструктивную критику я всегда воспринимаю адекватно и готов разъяснить свою позицию по любым актуальным вопросам. А на несправедливые замечания не реагирую. Зачем?

Хотя порой уровень некоторых публикаций, меня, честно говоря, печалит. Речь о тех материалах, которые готовятся наспех, основываются на непроверенных или вырванных из контекста фактах, не говоря уже об откровенной лжи.

– Перейдем к международной тематике. Вам не кажется, что дискуссии вокруг формирования Таможенного союза и ЕЭП уже излишне политизированы?

– Широкие дискуссии по такому жизненно важному вопросу, как интеграция – это не только нормально, но и полезно. Именно так выкристаллизовываются национальные интересы страны.

Однако согласен с вами, что присутствует излишняя политизация, ведь мы говорим об экономической интеграции, взаимном доступе товаров, услуг, рабочей силы. Наш стратегический вектор на совместное экономическое пространство с Россией и Белоруссией, а в перспективе и другими странами продуман и осознан. Нужно ли еще раз повторять тезисы о глобализации и регионализации хозяйства, чтобы убедиться в очевидной необходимости интеграционных процессов?

К слову, в апреле этого года завершается двухлетнее председательство Казахстана в Межпарламентской ассамблее ЕврАзЭС, которая в том числе обеспечивает правовую поддержку интеграционным процессам на евразийском пространстве. Мы по возможности гармонизируем наши национальные законодательства, чтобы облегчить деятельность бизнеса и граждан наших стран. Эта хорошо зарекомендовавшая себя мировая практика реально действует и в нашем регионе. За два прошедших года парламентариями сообщества разработано и принято 10 типовых проектов и 17 рекомендаций.

– Вы недавно побывали с визитом в Ватикане. А на днях был избран новый Папа Римский. Каковы ваши впечатления от аудиенции у прежнего понтифика Бенедикта XVI и что вы можете сказать о Папе Франциске?

– Мой визит в Ватикан состоялся за неделю до объявления о намерении Бенедикта XVI отречься от престола. По правде говоря, на тот момент ничто не говорило о его намерении покинуть престол. Конечно же, нас очень тронуло его апостольское благословение в адрес Казахстана, данное во время мессы с участием восьми тысяч паломников.

За избранием нового понтифика на прошлой неделе следил весь мир. Теперь персона Папы Римского Франциска привлекает все больше внимания, его стиль общения, мировоззрение, личная скромность и смиренность.

После избрания нового понтифика поздравил и Глава нашего государства. У президента Нурсултана Назарбаева с самого начала сложились хорошие, доверительные отношения как с Иоанном Павлом II, который, как известно, посетил Казахстан в 2001 году, так и Бенедиктом XVI. Ватикан последовательно поддерживает Съезд лидеров мировых и традиционных религий. Кстати, во время поездки в Ватикан я провел весьма содержательные переговоры с влиятельными кардиналами о дальнейшем развитии межрелигиозного диалога. Казахстан и Ватикан оперативно и плодотворно взаимодействовали в период казахстанского председательства в ОБСЕ, и, по мнению представителей Святого престола, наши государства могли бы использовать этот опыт в рамках других многосторонних структур. Таким образом, у казахстанско-ватиканских отношений имеются солидный задел и хорошие перспективы для взаимодействия.

Развивая тему межрелигиозного диалога, также хотел бы обратить внимание и на наше возрастающее сотрудничество с Альянсом цивилизаций ООН, с руководством которого я встречался недавно в Вене в рамках Глобального форума этой организации. В перспективе возможно проведение совместных мероприятий Альянса цивилизаций и Съезда лидеров мировых и традиционных религий.

Гульсум ЖУНУСОВА, Астана

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 23
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.363 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>