Сегодня в Мажилисе состоялся Правительственный час на тему «Защита прав потребителей – приоритет государственной политики», на котором после доклада председателя Агентства содоклад сделал председатель Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Сейтсултан Аимбетов, сообщает пресс-служба палаты. Как отметил Аимбетов, во время выезда депутатов Мажилиса в регионы и в своих письмах избиратели часто и остро поднимают вопросы, связанные с обеспечением качественной питьевой водой, тепло- и электроснабжением. По их мнению, качество предоставляемых коммунальных услуг не улучшается на фоне постоянно растущих тарифов. К сожалению, это так. |
«Не секрет, что в сфере защиты прав потребителей имеются определенные вопросы, негативно отражающиеся на эффективности принимаемых государственными органами мер. Во-первых, сегодня одним из жизненно важных вопросов, затрагивающих все слои населения, остается регулярное повышение тарифов на коммунальные услуги.
И поэтому, естественно, у потребителей возникает правомерный вопрос: существует ли прозрачность процесса формирования тарифов и контроль за целевым использованием средств, получаемых от роста тарифа? И как вообще формируются тарифы и в чью пользу? В целях защиты прав потребителей необходимо активно привлекать неправительственные организации, а лучше население для контроля за выполнением субъектами естественных монополий своих обязательств, особенно инвестиционных, формированием коммунальных тарифов, качеством предоставляемых регулируемых услуг.
Тем более, что Законом «О государственном социальном заказе» четко определено о необходимости формирования и реализации государственного социального заказа по защите прав и законных интересов потребителей через неправительственные организации, а также создания советов по взаимодействию и сотрудничеству с НПО. Вместе с тем, по информации уполномоченного органа в сфере государственного социального заказа, на сегодняшний день Агентство не пользуется данными механизмами», - говорит он.
Во-вторых, отметил депутат, Главой государства поставлена задача по усилению работы, связанной с ликвидацией сверхнормативных и оптимизацией нормативных потерь электроэнергии и воды.
По данным Агентства, в 2012 году по сравнению с предыдущими годами наблюдается тенденция ежегодного снижения нормативных технических потерь. Однако, несмотря на это, экономия от снижения нормативных потерь в 2012 году не увеличивается, а наоборот уменьшается. Так, если в 2011 году экономия по воде составила 633 млн. тенге, то этот показатель в 2012 году – уменьшился в 12 раз и составил всего 54,2 млн. тенге. Аналогично, также по электроэнергии в 2011 году экономия составляла 703 млн. тенге, а в 2012 году – всего лишь 444,6 млн. тенге, т.е. уменьшение на лицо – это в 1,6 раза. Возникает справедливый вопрос: почему при ежегодном снижении нормативных технических потерь, а также поэтапном ликвидации сверхнормативных потерь не происходит увеличение экономии воды и электроэнергии?
«В-третьих, считаем необходимым активнее привлекать в этот сектор инвестиции для ввода в строй новых теплотрасс и водо-, энергетических сетей с использованием современных энергосберегающих и инновационных технологий, позволяющих экономить природные ресурсы. Тем более перед нами поставлена задача перехода к «зеленой экономике». Как известно, в настоящее время тариф включает в себя затраты на эксплуатацию и инвестиционную составляющую, направленную на модернизацию существующих инженерных сетей и ввод новых мощностей. По мнению монополистов, не повышая тарифы невозможно обновить изношенную инфраструктуру. И это говорится постоянно! Да и с высоких трибун. Между тем, напрашивается справедливый вопрос: полученные ими по инвестсоставляющим статьям доходы вложены ли на модернизацию и обновление объектов жизнеобеспечения?
Как вы помните, на прошлом Правительственном часе депутатами была выражена обеспокоенность о нецелевом использовании доходов, полученных энергопроизводящими организациями от применения предельных тарифов и вложении их в инвестиционные программы.
Обоснованность тревоги депутатов подтверждается проверками Генеральной прокуратуры и Агентства по регулированию естественных монополий, в ходе которых выявлено, что доходы от повышения тарифов энергопроизводящими организациями в размере 2,7 млрд. тенге пошли на выплаты дивидендов своим учредителям и празднично-культурные мероприятия. Хотя, на наш взгляд, все эти средства должны были направлены на модернизацию основных средств.
К сожалению, из-за таких ситуаций на практике модернизация активов, включая тепловые, водохозяйственные и электрические сети, а также теплоисточники осуществляется из бюджета, то есть опять же из кармана налогоплательщиков-потребителей», - отметил он.
На сегодняшний день, продолжил Аимбетов, несмотря на рост тарифов, выделения бюджетных средств на модернизацию жилищно-коммунального хозяйства (в 2011 году – 46,7 млрд. тенге, в 2012 году – 26,3 млрд.тенге), износ основных средств по всем сферам естественных монополий коммунального сектора на протяжении многих лет остается на одном уровне - это в среднем 60-65 процентов.
«По нашему мнению, сфера естественных монополий должна стать современной эффективной отраслью, а не кормушкой для монополистов. Поэтому пора Правительству разобраться и рассмотреть целесообразность укрупнения на местах энергопередающих организаций для оптимизации расходов.
В-четвертых, одной из острых проблем для малого и среднего бизнеса продолжает оставаться получение технических условий при подключении к дополнительным мощностям. Так, при обращении представителей малого и среднего бизнеса к субъектам-монополистам, последние постоянно стараются навязать свои технические условия доступа к услугам. Данная проблема является барьером для развития предпринимательства. Здесь, на наш взгляд, необходимо рассмотреть целесообразность передачи функции контроля выдачи технических условий для подключения к услугам Агентству по регулированию естественных монополий. Так как при наличии нарушений Агентство сможет своевременно применить меры реагирования. В-пятых, сегодня поступает большое количество жалоб на качество коммунальных услуг (температура, давление, уровни напряжения).
Поэтому необходимо приступить к разработке системы мониторинга, оценки и контроля качества коммунальных услуг. Она должна стать одним из основных инструментов защиты прав потребителей.
Нельзя не отметить, что жалобы поступают и на уровень сервисного обслуживания. Считаем, что время диктует необходимость создания соответствующей законодательной и нормативно-технической основы для разработки стандартов сервисного обслуживания населения при оказании коммунальных услуг.
Также необходимо разработать комплекс мер, направленных на информирование граждан об их правах и обязанностях в сфере осуществления деятельности субъектов естественной монополии, жилищно-коммунального хозяйства, а также о способах их реализации.
В-шестых, слабое использование механизмов жилищной помощи и возрастание социальных недовольств повышением тарифов.
Здесь необходимо усовершенствовать процедуры оформления и получения жилищных пособий с упрощением порядка, минимизацией перечня подтверждающих документов и увеличением периодичности их актуализации.
Также продолжить практику применения пониженных тарифов на электрическую энергию для пенсионеров, одиноких людей. Хотелось бы, чтобы такие льготы применялись и на другие услуги.
В-седьмых, под лозунгом защиты конкуренции – поддерживается постоянный рост цен на ряд товаров и услуг, например, уголь, мазут. При этом необходимо отметить, что уголь и мазут составляют порядка 70 процентов в тарифах на услуги по производству электрической и тепловой энергии. Поэтому их удорожание приводит к значительному росту тарифов на регулируемые услуги, что, в конечном итоге, негативно сказывается на материальном состоянии потребителей. Об этом мы уже говорили на прошлом правительственном часе. Поэтому предлагаем - передать АРЕМ функции по внесению в Правительство предложений по Номенклатуре продукции, товаров и услуг, на которые применяются регулируемые государством цены.
Завершая свое выступление, хочу подчеркнуть: да, защита прав потребителей – это не противостояние с субъектами естественных монополий. Это – равноправные гражданско-правовые отношения. Но в таких отношениях потребитель, как правило, более слабая сторона и всегда в проигрыше. Поэтому нам нужно создавать такие правовые механизмы, чтобы был обеспечен баланс интересов потребителей и субъектов естественных монополий», - подытожил он.
Информационная служба ZAKON.KZ Время загрузки страницы 0.222 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |