Вчера суд Караганды взыскал с Министерства внутренних дел и администратора бюджетных программ 010 резерва правительства РК Министерства финансов компенсацию морального вреда в пользу оправданного по сфабрикованному уголовному делу жителя Караганды. Мужчине килограмм героина и пистолет подкинули сотрудники управления по борьбе с организованной преступностью департамента внутренних дел Карагандинской области. В мае 2009 года, когда он вышел из парикмахерской в центре Караганды, к нему неожиданно подбежали несколько мужчин в гражданской одежде, схватили его и развели руки в стороны. |
– Полицейские подбежали ко мне и нагло сунули в трико пистолет. Другой сотрудник полиции накинул мне на плечо ремень спортивной сумки. Тут появились несколько понятых, и в их присутствии полицейские достали из сумки один килограмм героина, – рассказывает Еркин Сагитов.
Его обвинили не только в хранении наркотиков и пистолета, но и в совершении кражи металла с металлургического комбината АО «АрселорМиттал Темиртау». Следствие раздобыло доказательства его связи с одним фактом хищения металлопродукции. Специализированный межрайонный суд по уголовным делам приговорил Еркина Сагитова за хищение металла к 3 годам лишения свободы. По статье 259 УК «Хранение наркотических веществ» и по статье 251 УК «Хранение огнестрельного оружия» суд оправдал подсудимого. Отбыв наказание, Еркин Сагитов подал иск в суд.
– Свои морально-нравственные страдания я оцениваю в 50 миллионов тенге. Меня умышленно, по сфальсифицированному уголовному делу обвинили в хранении героина и пистолета. Это особо тяжкие обвинения, за которые мне грозило до 15 лет колонии, – говорит Еркин Сагитов. – Спасибо судье, который объективно разобрался в этом деле и установил, что героин не мой и пистолет тоже мне не принадлежит. Если бы судья поленился проанализировать эти липовые доказательства, я был бы осужден на 15 лет. Кто ответил бы за сломанную жизнь? Полицейские должны нести ответственность за свои преступные действия и прекратить практику подбрасывания наркотиков и оружия.
Представитель Министерства фи-нансов и юрист департамента внутренних дел области не признали исковые требования, заявив, что нести материальную ответственность должны те сотрудники, которые подбросили героин и пистолет. А вот кто именно подбросил – неясно. По закону после оправдательного приговора должно априори возбуждаться уголовное дело за незаконное привлечение невиновного к уголовной ответственности. Но нечистоплотные полицейские нередко уходят от наказания. Так, в этом году привлечь к ответственности полицейского из Шымкента Мамедова, инспирировавшего нападение на самого себя со стороны местного водителя, удалось только после вмешательства Главы государства Нурсултана Назарбаева.
Прокурор Асель Шакирова признала, что претензии оправданного законны, но посчитала, что 50 миллионов тенге за полицейские ошибки – это много. По ее мнению, невиновного вполне утешат 600 тысяч тенге. И ничего, что ему грозило за килограмм героина и пистолет 15 лет колонии.
Судья тоже решила, что требуемая сумма слишком велика.
– Требования истца о взыскании денежной компенсации за моральные страдания являются законными и обоснованными, однако сумму компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями сотрудников УБОП департамента внутренних дел, необходимо снизить с 50 млн тенге до разумных, по мнению суда, пределов, – огласила решение по гражданскому делу судья Алмагуль Нургалеева. – Истец Еркин Сагитов пережил глубокие морально-нравственные страдания. Отсутствие его вины нашло свое полное подтверждение специализированным судом по уголовным делам. Исходя из принципов справедливости и достаточности, суд приходит к выводу о необходимости снизить сумму компенсации до 800 тысяч тенге.
Сам невиновный Еркин Сагитов считает взысканную сумму недопустимо маленькой.
– Такая мизерная компенсация и длительный стресс, который я пережил, когда мне в период двух месяцев расследования и еще двух месяцев судебного разбирательства грозило лишение свободы до 15 лет, – это несоразмерные вещи, – говорит Еркин Сагитов. – Но главное, что суд наказал полицейских деньгами.
Документально суд наказал полицейских деньгами, а фактически – нас, налогоплательщиков. Потому что выплата оправданному 800 тысяч тенге, как и Рустему Коккозову, который отсудил год назад 5 млн тенге, Марату Омарову, который взыскал 2 млн тенге, будет производиться из финансового резерва правительства. Этот резерв формируется в том числе из налоговых отчислений.
Несправедливо еще и то, что полицейские за свои должностные преступления не наказаны не только материально, но и в порядке Уголовного кодекса.
– Почему до настоящего времени действиям сотрудников УБОП не дана правовая оценка? Откуда у полицейских был в наличии килограмм героина и огнестрельное оружие? – недоумевает адвокат Мейрам Шаймерденов.
Эти вопросы остаются открытыми. Прокуратура почему-то тянет время, делая вид, что килограмм героина подбросил Сагитову человек-невидимка.
Айнур Балакешова
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.220 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |