Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров


Error: Incorrect password!
Error: Incorrect password!

Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Похищенные средства подлежат возврату. Как остановить утечку казахстанского капитала за границу?



Похищенные средства подлежат возврату. Как остановить утечку казахстанского капитала за границу?

Происходящие в последнее время в казахстанском обществе процессы хищения национальных средств приобрели масштабный характер. Ущерб, наносимый ими, выражается в деградации государственных учреждений и подрыве доверия к ним, ухудшении инвестиционного климата и упадке систем социального обеспечения, в частности систем здравоохранения и образования. При этом широко распространено перемещение похищенных средств за границу.

Перемещение похищенных средств осуществляется в разных формах, но для национальной экономики современного Казахстана необычайно остро стоит проблема вывода финансовых активов из страны в форме бегства. Это и вклады в иностранных банках, и недвижимость за рубежом, и собственные иностранные компании, и многие другие виды имущественных и интеллектуальных ценностей.


Так, например, Мухтар Аблязов, бывший совладелец и председатель совета директоров «БТА Банка», вывел из него активы на 10 млрд. долларов. Эта сумма выглядит потрясающей даже рядом с другой цифрой – 110 млрд. долларов, что составляет весь валовой внутренний продукт Казахстана. То есть Аблязов вывел почти десятую часть от того богатства, что создала вся страна за год. Сам бывший совладелец банка косвенно это подтверждает, говоря, что совокупные международные активы банка стоят 10 млрд. долларов.

Казахстанский банк при Аблязове действовал как насос по перекачке денег за рубеж. Такая стратегия выбрана сознательно: инвестиции внутри Казахстана, очевидно, казались финансисту менее привлекательными, поэтому были куда меньшими. Может быть, потому что сред­ства, выведенные за пределы Казахстана, вернуть стране гораздо сложнее.

Следует отметить, что ежегодно в разных странах за границу выводится 1–1,6 трлн. долларов средств, полученных в результате криминальной деятельности, коррупции и уклонения от уплаты налогов. Практически во всех странах хищение национальных средств серьезно усложняет финансовую систему, препятствует иностранным инвестициям, сдерживает экономический рост, усиливает социальное неравенство, снижает доверие к законодательным системам. По данным ООН, только из африканских стран похищено и сокрыто за рубежом более 400 млрд. долларов.

Бегство капитала из страны крайне негативно сказывается на уровне жизни населения, объеме капитальных вложений, доходах бюджета, размере золотовалютных резервов.

Существует ряд причин бег­ства капитала из Казахстана. Но одной из главных, на наш взгляд, является специфика сложившегося в Казахстане экономического механизма, при котором собственники не заинтересованы в судьбах своего предприятия, а преследуют исключительно свои корыстные цели. Говоря о собственниках, мы имеем в виду узкую группу основных акционеров, которые могут принимать решения, игнорируя интересы остальных акционеров и трудовых коллективов предприятий. Данный процесс обычно возникает при кризисной ситуации в экономике, в том числе стран, переходящих к рыночной экономике.

Противостояние хищению средств на территории отдельных государств перемещает его многообразные виды в соседние и более отдаленные страны. Нарастает разнообразие форм проявления транснациональной преступности, их изощренность, получивших в Конвенции Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» более 15 лет назад термин «отмывание доходов», хотя в современных условиях он существенно расширил свои рамки. Опубликованы данные об объеме средств, заработанных противоправным путем. В общепланетарном обороте они составляют от 2 до 5%.

Хищение национальных средств предполагает участие финансовых организаций различных типов, проведение многочисленных финансовых операций, использование посредников, создание подставных корпораций и сервисных организаций и множество других вариантов. Мировая практика свидетельст­вует, что хищение национальных средств и их перемещение за границу переросло в механизмы «очищения» денег; оно приобрело более гибкий и совершенный характер, искусно маскируя внешний облик экономики. Во многих странах оно стало масштабным явлением. Несмотря на периодически принимаемые меры, хищение национальных средств и их перемещение за границу приобретают все новые формы.

Несмотря на наращивание международных усилий по противостоянию хищению национальных средств, расширяется роль и значение всевозможных посредников, предоставляющих все более востребованные в определенных кругах услуги. Это банкиры, бухгалтеры, адвокаты и другие лица, скрывающие свое участие в хищении национальных средств и перемещении их за границу, но крайне заинтересованные в его поддержке. Особую роль они выполняют в оффшорных зонах, поддерживая коррумпированную политическую элиту в отмывании и сбережении их средств, заработанных незаконным путем. Именно они выступают соучастниками в дорогостоящих коррупционных сделках.

В последние годы борьба с этим явлением принимает все более разнообразные формы – от пропаганды антикоррупционных кодексов поведения до исполнения национальных законов об уголовной ответственности за взяточничество и преследование по закону коррумпированных граждан из всех слоев общества. Страны «большой восьмерки» разрабатывают новые способы лишения коррумпированных чиновников доступа к богатствам, накопленным противозаконно.

В странах, где сравнительно недавно сформировался рынок, а это СНГ, в том числе Казахстан, хищение национальных средств и их перемещение за границу принимают угрожающие масштабы, даже более того – системный характер, что активно обсуждается в обществе.

Правоприменительная практика показывает, что действующее законодательство и имеющиеся силы и средства в борьбе с хищениями национальных средств способны выявлять эти преступления, раскрывать и расследовать, а также осудить виновного, но не способны возвратить похищенные средства. Поскольку последние сложно, а порой невозможно найти, если своевременно не принять соответствующие меры. Эти средства попадают в международную финансовую систему, почти мгновенно перемещаясь из одной страны в другую.

Страны, куда выводятся похищенные активы, не всегда могут оказать юридическую помощь пострадавшей стороне, поскольку не имеют необходимого законодатель­ства, в частности о конфискации похищенных национальных средств вне уголовного производства. В ситуациях, когда уголовное расследование затруднено из-за смерти официального лица, наличия у него правового иммунитета, или в тех случаях, когда этот человек скрывается от правосудия, процесс возврата активов может стать еще более сложным.

Только относительно недавно мы стали понимать, возможно, с некоторым опозданием, что хищение национальных средств и перемещение их за границу несут в себе угрозу финансовым системам, целым экономикам и даже основам самого общества.

Поиск выхода из создавшейся ситуации – основная задача, стоящая перед Казахстаном. Ее решение предполагает осознание национальных интересов, целей и приоритетов, ослабление жесткой зависимости от неблагоприятных внешних факторов, сведение до минимума неэквивалентного обмена и оттока ресурсов из страны, использование имеющихся ресурсов во благо общества. Решение этой проблемы требует радикальных действий по оздоровлению всего государственного аппарата, по искоренению коррумпированных элементов и введению действенного контроля над движением национальных средств, как частных, так и государст­венных.

Важнейшими условиями развития экономики страны являются сокращение размеров хищения национальных средств и перемещение их за границу, а самое главное – это возврат национальных средств в Казахстан, которые были незаконно созданы и незаконно вывезены. Республика вправе рассчитывать при возврате похищенных национальных средств на содей­ствие правительств и правоохранительных органов зарубежных государств.

 

Саркытбек МОЛДАБАЕВ,

директор Института Генеральной прокуратуры

Республики Казахстан, профессор

 

Сайт газеты «Казахстанская правда»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 7
Работа на дому


Время загрузки страницы 1.003 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>