В начале текущего года по распоряжению Главы государства был отменен мораторий на добычу твердых полезных ископаемых. Решение это принято для того, чтобы сделать регионы более привлекательными для инвесторов. Кроме того, в недрах двух министерств идет работа над новой редакцией Закона «О недрах и недропользовании», который призван облегчить деятельность компаний, занимающихся освоением богатейших недр страны. О том, какие изменения ждут недропользователей и в целом всю геологоразведочную отрасль, в интервью нашему изданию рассказал вице-министр индустрии и новых технологий Нурлан Сауранбаев. |
– Нурлан Ермекович, прежде чем вести разговор о законодательных переменах, хотелось бы узнать о состоянии отечественной геологоразведочной отрасли в целом...
– Нет смысла скрывать, что из-за ограниченного финансирования геологическая отрасль в Казахстане в последние десятилетия оказалась в кризисном положении. Судите сами: за последние 8 лет на геологоразведку твердых полезных ископаемых было направлено лишь 3 млрд. тенге. По сути, этой суммы хватит лишь на обследование территории с небольшое село, а если учесть огромные площади Казахстана...
Именно поэтому в настоящее время для вывода геологической отрасли из кризиса по поручению Главы государства разработана Концепция ее развития. Она была утверждена постановлением Правительства. На ее основе будет базироваться отраслевая программа на 2015–2019 годы, нацеленная на восполнение минерально-сырьевой базы страны. Там же будут прописаны объемы финансирования отрасли. Для разработки программы поручением Премьер-Министра создана рабочая группа.
– О каких суммах, которые должны возродить отечественную геологоразведку, идет речь?
– Пока могу сказать только примерно. Так, на развитие геологической отрасли планируется отчислять ежегодно до 5% от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Это около 60 млрд. тенге. То есть в 20 раз больше, чем за последние восемь лет.
Хочу также добавить, что в Казахстане в рамках развития геологоразведки будет принята программа, связанная с поиском нетрадиционных видов газа. Поясню, о чем речь. Общеизвестно, что на угольных месторождениях, расположенных в Центральном Казахстане, присутствуют огромные запасы газов. И сегодня встает вопрос об экономической целесообразности их разработки. Если расчеты покажут, что такое направление выгодно, то это может поменять всю экономику Центрального Казахстана. Тогда, к примеру, вопрос газификации Астаны может быть решен за счет использования нетрадиционных газов.
Кроме этого, в республике планируется создание научного геологического центра под эгидой Назарбаев Университета, Фонда «Самрук-Казына» и крупных недропользователей. Это будет так называемый центр компетенции, где сосредоточатся последние достижения науки в сфере геологии и недропользования.
Необходимость в создании такого центра связана с тем, что на сегодня вся приповерхностная территория республики практически изучена. Новые месторождения полезных ископаемых залегают на большой глубине, а это уже совсем иные технологии, чем те, которые применялись раньше.
Нужны новые технологии, новое оборудование, и создаваемый центр будет нацелен на решение этих задач. Премьер-Министр поручил заняться разработкой данного проекта уже в этом году.
– Мораторий на выдачу лицензий на недропользование был введен в 2007 году, когда Правительство приступило к разработке нового налогового законодательства. Через пять лет, в ноябре 2012 года, Глава государства поручил исполнительной власти подумать над тем, чтобы снять мораторий на добычу некоторых полезных ископаемых. Действительно ли за время моратория не было выдано ни одной лицензии на разработку месторождений?
– В начале текущего года по распоряжению Главы государства мораторий снят. С 2007 года ни один контракт на право недропользования не был подписан, исключение делалось лишь для национальных компаний.
Но хочу напомнить, что главная цель, которую преследовал мораторий, – это наведение порядка в сфере недропользования. Как показала практика, среди недропользователей затесались так называемые «сырьевые туристы», которые брали недра и, не вкладывая инвестиции в их разработку, перепродавали месторождения в десятки раз дороже с учетом роста цен на сырье.
Министерством индустрии проведена огромная работа с недропользователями в рамках моратория на выдачу контрактов на разработку недр. Только в 2012 году состоялось 929 проверок деятельности компаний, выдано 611 уведомлений о неисполнении контрактных обязательств, а за 3 года расторгнуто 119 контрактов.
Кроме того, когда специалисты нашего министерства стали рассматривать проекты по твердым полезным ископаемым в рамках нового закона, то смогли ввести дополнительно в контракты обязательства на 12 млрд. долларов. До конца года планируется увеличить этот показатель еще на 15 млрд., то есть в целом компании-недропользователи дополнительно должны выполнить обязательства на 27 млрд. долларов.
– О каком количестве компаний идет речь?
– На сегодня в министерстве числится порядка 600 контрактов по недропользованию, из которых 400 – это контракты по твердым полезным ископаемым, оставшиеся 200 – по подземным водам. Из 400 компаний порядка 70% имеют технические проекты.
Вообще, ранее многие контракты по недропользованию подписывались без предоставления проектов по освоению, что позволяло недропользователям нести минимальные для себя затраты. Теперь порядок поменялся: вначале – проект освоения, потом – контракт. Понятно, что предпринятые нами шаги по отзыву контрактов от недобросовестных недропользователей вызвали среди некоторых из них недовольство. Но таковы издержки нашей работы.
– На днях в министерстве состоялось расширенное заседание рабочей группы по выработке предложений о внесении изменений и дополнений в Закон «О недрах и недропользовании». О чем шла речь? Что именно будет изменено в новой редакции закона?
– Для начала поясню: необходимость во внесении изменений и дополнений в действующий Закон «О недрах и недропользовании» была вызвана тем, что нынешняя редакция документа была написана с уклоном на нефтегазовую отрасль. Понятно, что наша «нефтянка» – локомотив экономики, и закон о недрах был написан в первую очередь под нее.
Согласно действующему закону, чтобы получить контракт на щебень и песок, надо было пройти те же процедуры, что и для получения контракта на разработку нефтяного месторождения. Существующие нормы закона правильны для нефтяной отрасли, но совершенно не подходили для твердых полезных ископаемых. Поэтому МИНТ совместно с рабочей группой в течение полутора лет разработал поправки в действующий закон.
Кроме того, Мининдустрии оптимизировало внутренние собственные процедуры. Например, мы сократили сроки предоставления недропользователям геологической информации с 204 дней до 40. Это серьезные подвижки в процедурном процессе. Свои предложения мы в скором времени передадим в Министерство нефти и газа, которое является разработчиком закона. И уже в апреле текущего года Закон «О недрах и недропользовании» с поправками будет внесен на рассмотрение в Правительство, а затем – в Парламент. На наш взгляд, он должен существенно облегчить деятельность недропользователей и повысить инвестиционную привлекательность геологической отрасли страны.
Так, в существующей редакции Закона «О недрах и недропользовании» разведка и добыча концептуально уравнены, что в целом для твердых полезных ископаемых неправильно. Геологоразведка – это рискованный бизнес, и государство должно создавать соответствующие условия для инвесторов.
Во-вторых, мы считаем, что после разведки инвестор не должен зависеть от чиновников. Он должен автоматически получать в случае успешных результатов геологоразведки право на добычу ископаемых.
Также в рамках этого совещания министерство провело детальный анализ своей деятельности в области предоставления права недропользования с целью искоренения возможности коррупционных преступлений.
– Когда состоятся первые конкурсы по выдаче лицензий на недропользование после снятия моратория на твердые полезные ископаемые?
– Согласно существующему порядку, первые конкурсы на выдачу лицензий на освоение месторождений по твердым полезным ископаемым состоятся через 8–9 месяцев, то есть к концу года. Специалисты министерства должны подобрать инвестиционно-привлекательные месторождения, потом всю геологическую информацию, что потребует значительного времени. Если раньше традиционно в республике по расположению месторождений были Восточный Казахстан и Карагандинская область, то сейчас речь идет об освоении месторождений в Северо-Казахстанской, Костанайской и Алматинской областях.
Наиболее привлекательной для инвесторов остается добыча золота, редкоземельных элементов и полиметаллов, угля. Уверен в том, что впереди нас еще ожидает открытие крупных месторождений полезных ископаемых.
Беседовала Кульпаш КОНЫРОВА
Сайт газеты «Казахстанская правда»
Время загрузки страницы 0.205 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |