Задача улучшения инвестиционного климата для казахстанской экономики является центральной. Об этом постоянно пишут отечественные и зарубежные эксперты. Важность решения этой задачи особо обозначилась в ходе недавних авторитетнейших экономических форумов. В своем послании народу «Казахстан-2050» Глава государства Нурсултан Назарбаев подчеркнул: «Мы должны привлекать инвесторов только на условиях поставки в нашу страну самых современных технологий добычи и переработки. Мы должны разрешать инвесторам добывать и пользоваться нашим сырьем только в обмен на создание новейших производств на территории нашей страны. Наша страна должна стать самым привлекательным в Евразии местом для инвестиций и для трансферта технологий. Это принципиально важно. Мы должны показать инвесторам преимущества, которыми обладаем», передает |
За истекшие 20 лет со дня обретения независимости Казахстан прошел длинный путь экономических реформ. Оценивая их результаты можно с гордостью констатировать, что наша страна на постсоветском пространстве по уровню инвестиций находится на первом месте. Привлечено более 160 млрд долларов иностранных финансовых вливаний в реальную экономику. Этот успех нужно закреплять. Нам нужно подняться с 47-го на 20-е место в рейтинге ведения бизнеса. Речь идет о рэнкинге, который с 2003 года ежегодно оценивают специалисты Всемирного банка (ВБ) и Международной финансовой корпорации и публикуют в соответствующем докладе Doing Business. Хотя эти рейтинги имеют некоторую субъективную составляющую, они признаются всеми государствами мира, служат ориентиром в национальной экономической политике и учитываются иностранными предпринимателями при принятии инвестиционных решений.
Лидером мирового рейтинга 2012 года по условиям ведения бизнеса является Сингапур. Вместе с ним в двадцатку сильнейших, на которую замахиваемся и мы, входили в порядке убывания места в рейтинге: Гонконг, Новая Зеландия, США, Дания, Норвегия, Великобритания, Корея, Исландия, Ирландия, Финляндия, Саудовская Аравия, Канада, Швеция, Австралия, Грузия, Таиланд, Малайзия, Германия, Япония. Войти в эту группу будет нелегко.
За 2011/12 финансовый год нам удалось переместиться в рейтинге инвестиционной привлекательности с 63-го на 47-е место, тогда как, к примеру, Россия по аналогичному показателю деградировала с 96-го на 120-е место. Теперь предстоит задача самая сложная – переместиться в густом бульоне стран, где каждая сотая доля оценки имеет значение, еще на 27 мест вверх. При этом не следует забывать, что не менее масштабные задачи в этой области ставят другие страны, в том числе образовавшие с Казахстаном Единое экономическое пространство.
Интересно проследить, как изменялись условия ведения бизнеса в нашей стране и в некоторых других странах за предыдущие пять лет, в том числе тех, которые находились в 2007 году примерно на одинаковом с нами уровне.
Большинство представленных государств, включая все страны СНГ, добились определенного прогресса в улучшении инвестиционного климата. Особенно впечатляют успехи Беларуси (минус 60 позиций) и Азербайджана (минус 33). К ним можно добавить Грузию, которая скакнула за этот период с 37-го места на 16-е.
При этом наблюдалось улучшение далеко не всех показателей, характеризующих предпринимательский климат, а некоторые показатели даже ухудшились. У нас наибольший прогресс был достигнут в области организации нового бизнеса и простоты уплаты налогов.
Конечно, можно уповать, что максимальных успехов в этом рейтинге за короткий период добиваются небольшие страны. Но тем строже нужно подходить к поставленным в этой области целям. Они должны быть более реалистичны и сопровождаться адекватными действиями. Пока можно больше говорить о благих намерениях, а конкретные действия часто не соответствуют громадным задачам. Сказанное выше можно проиллюстрировать сравнением рекомендаций по улучшению инвестиционного климата Всемирного банка и шагами, которые намечали или намечают осуществить в нашей стране.
О том, что не были выполнены многие конкретные поручения Главы государства, данные еще в 2011 году, и что многое «оставляет желать лучшего», президент признал сам на недавнем заседании Комиссии по модернизации. Разумеется, были даны повторные поручения для устранения недостатков. Там же обсуждался и еще один важный вопрос – конкуренция. Следует признать, что, к сожалению, мы проигрываем по этому параметру кому угодно, в том числе нашей ближайшей соседке – России. Вот и получается, что нам кажется, что у нас процедуры улучшились по сравнению с началом 2000 годов, но другие страны на поверку двигаются еще быстрее, и мы теряем в позициях.
К примеру, взять то же недавнее решение правительства о расторжении договоров на недропользование со 119 компаниями. К счастью, своевременно президент ввел мораторий на подобные выпады, а потому ведется работа по откату на прежние позиции. Причем в данном случае можно предположить, что недавний уход инвесторов с нефтяного рынка, и прежде всего из Кашагана, в последнее время заставляет задуматься о правильности инвестиционной политики государства вообще. Как бы не откатится с добытого «кровью и потом» 47-го места опять на 63-е, как это было с рейтингом конкурентоспособности два года назад.
– Хотелось бы дать общую оценку мерам, предложенным правительством, на основе их реальных действий. Это сделать сложно. Но тем не менее по основным параметрам текущая политика в сфере инвестиций (крупных инвестиций) в Казахстане стала носить какой-то несистемный характер, – считает аналитик Владимир Цейко. – С одной стороны, мы бьем, с другой – привечаем. Как показала практика, любые, даже самые благие, меры часто саботируются государственными ведомствами и госкомпаниями.
Серьезным шагом является стремление создать механизмы по блокировке ведомственных антипредпринимательских актов, ухудшающих ситуацию в экономике, еще на стадии их разработки. То же внедрение POS-терминалов, к которому оказались не готовы ни государство, ни рынок, ни предприниматели. Это касается и порядка проверки жалоб на чиновников, связанных с их коррупционной деятельностью, и публикации результатов проверок.
– Принципиальное значение для бизнеса имело бы повышение стабильности налоговой системы путем определения размера ключевых налогов и фиксации этого решения на перспективу, – продолжает аналитик. – Важным шагом явилась бы и реализация предложения об ускорении реализации нового строительства за счет уменьшения числа разрешительных процедур и сокращения сроков согласований. Несмотря на высказанные соображения, не вызывает сомнения полезность инвестиционных инициатив Главы государства. Они порождают определенные надежды у бизнеса на постепенное улучшение положения. Но даже наличие правильных законодательных актов не гарантирует хорошего предпринимательского климата. В Казахстане существует своеобразная система правоприменения.
По мнению Владимира Цейко, сейчас очень важно избавиться от необоснованных преференций по принципу «свои – чужие». Это не позволяет говорить о полноценной конкуренции в экономике, без которой нельзя добиться повышения ее эффективности. Казахстану требуется широкомасштабная системная модернизация экономики, чтобы в течение последующих 15–20 лет обновить основные фонды, изменить структуру промышленного сектора, кардинально поменять сырьевую зависимость экспорта, дать импульс к росту внутреннего рынка.
К сожалению, самостоятельно справиться с подобными задачами без дополнительных финансовых ресурсов наша страна не сможет. Приоритетной задачей правительства должно стать создание благоприятного инвестиционного климата. Иностранные инвестиции в Казахстане должны стать одним из основных источников выхода из наметившейся рецессии в промышленном секторе. По данным Госстата, 40 процентов иностранных инвестиций в отечественной экономике – это реинвестиции, то есть денежные средства, которые заработаны иностранными компаниями и их филиалами на территории нашей страны и вновь инвестируются сюда же.
По прогнозным данным Мин-экономразвития на 2012–2013 годы, не исключается затяжная стагнация в связи с волатильностью мировых цен на энергоресурсы, что еще раз подтверждает зависимость от мировых цен на нефть. Для достижения экономического роста противопоставить этому нужно сокращение безработицы, развитие научно-технического сектора, широкомасштабную работу производств, качественного и достаточно быстрого обновления и внедрения новых технологий.
Для этого денежная и финансовая политики должны быть направлены на достижение и поддержание оптимального темпа роста экономики, а не замыкаться на собственных задачах и целях финансово-кредитной системы. Экономический рост на основе высоких доходов от экспорта оказывается крайне ограниченным в долгосрочной перспективе, ведь цены на ресурсы не могут расти бесконечно. Зависимость роста ВВП от цен на энергоресурсы имеет свой предел.
Еще один фактор влияния на устойчивость финансовых индикаторов – рост тарифов естественных монополий. В данной области у правительства нет четко выработанной и отлаженной системы взаимодействия. Возникает парадоксальная несогласованность кризисных реакций государства: монетарная политика направлена на снижение инфляции, но важным ее источником из-за практически неограниченного повышения цен и тарифов выступают подконтрольные государству естественные монополии.
Все эти факторы очень затрудняют процесс улучшения инвестиционного климата. Однако пример стран постсоветского пространства, добившихся серьезных успехов в этой сфере и имеющих сходные проблемы системного характера, показывает, что решение подобных масштабных задач возможно.
Алексей ХРАМКОВ
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.220 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |