Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Чтобы улучшить рейтинг инвестиционной привлекательности, Казахстану придется чем-то поступиться



Чтобы улучшить рейтинг инвестиционной привлекательности, Казахстану придется чем-то поступиться

 

Чтобы улучшить рейтинг инвестиционной привлекательности, Казахстану придется чем-то поступитьсяЗадача улучшения инвестиционного климата для казахстанской экономики является центральной.

Об этом постоянно пишут отечественные и зарубежные эксперты. Важность решения этой задачи особо обозначилась в ходе недавних авторитетнейших экономических форумов. В своем послании народу «Казахстан-2050» Глава государства Нурсултан Назарбаев подчеркнул: «Мы должны привлекать инвесторов только на условиях поставки в нашу страну самых современных технологий добычи и переработки. Мы должны разрешать инвесторам добывать и пользоваться нашим сырьем только в обмен на создание новейших производств на территории нашей страны. Наша страна должна стать самым привлекательным в Евразии местом для инвестиций и для трансферта технологий. Это принципиально важно. Мы должны показать инвесторам преимущества, которыми обладаем», передает


За истекшие 20 лет со дня обретения независимости Казахстан прошел длинный путь экономических реформ. Оценивая их результаты можно с гордостью констатировать, что наша страна на постсоветском пространстве по уровню инвестиций находится на первом месте. Привлечено более 160 млрд долларов иностранных финансовых вливаний в реальную экономику. Этот успех нужно закреплять. Нам нужно подняться с 47-го на 20-е место в рейтинге ведения бизнеса. Речь идет о рэнкинге, который с 2003 года ежегодно оценивают специалисты Всемирного банка (ВБ) и Международной финансовой корпорации и публикуют в соответствующем докладе Doing Business. Хотя эти рейтинги имеют некоторую субъективную составляющую, они признаются всеми государствами мира, служат ориентиром в национальной экономической политике и учитываются иностранными предпринимателями при принятии инвестиционных решений.

Лидером мирового рейтинга 2012 года по условиям ведения бизнеса является Сингапур. Вместе с ним в двадцатку сильнейших, на которую замахиваемся и мы, входили в порядке убывания места в рейтинге: Гонконг, Новая Зеландия, США, Дания, Норвегия, Великобритания, Корея, Исландия, Ирландия, Финляндия, Саудовская Аравия, Канада, Швеция, Австралия, Грузия, Таиланд, Малайзия, Германия, Япония. Войти в эту группу будет нелегко.

За 2011/12 финансовый год нам удалось переместиться в рейтинге инвестиционной привлекательности с 63-го на 47-е место, тогда как, к примеру, Россия по аналогичному показателю деградировала с 96-го на 120-е место. Теперь предстоит задача самая сложная – переместиться в густом бульоне стран, где каждая сотая доля оценки имеет значение, еще на 27 мест вверх. При этом не следует забывать, что не менее масштабные задачи в этой области ставят другие страны, в том числе образовавшие с Казахстаном Единое экономическое пространство.

Интересно проследить, как изменялись условия ведения бизнеса в нашей стране и в некоторых других странах за предыдущие пять лет, в том числе тех, которые находились в 2007 году примерно на одинаковом с нами уровне.

Большинство представленных государств, включая все страны СНГ, добились определенного прогресса в улучшении инвестиционного климата. Особенно впечатляют успехи Беларуси (минус 60 позиций) и Азербайджана (минус 33). К ним можно добавить Грузию, которая скакнула за этот период с 37-го места на 16-е.

При этом наблюдалось улучшение далеко не всех показателей, характеризующих предпринимательский климат, а некоторые показатели даже ухудшились. У нас наибольший прогресс был достигнут в области организации нового бизнеса и простоты уплаты налогов.

Конечно, можно уповать, что максимальных успехов в этом рейтинге за короткий период добиваются небольшие страны. Но тем строже нужно подходить к поставленным в этой области целям. Они должны быть более реалистичны и сопровождаться адекватными действиями. Пока можно больше говорить о благих намерениях, а конкретные действия часто не соответствуют громадным задачам. Сказанное выше можно проиллюстрировать сравнением рекомендаций по улучшению инвестиционного климата Всемирного банка и шагами, которые намечали или намечают осуществить в нашей стране.

О том, что не были выполнены многие конкретные поручения Главы государства, данные еще в 2011 году, и что многое «оставляет желать лучшего», президент признал сам на недавнем заседании Комиссии по модернизации. Разумеется, были даны повторные поручения для устранения недостатков. Там же обсуждался и еще один важный вопрос – конкуренция. Следует признать, что, к сожалению, мы проигрываем по этому параметру кому угодно, в том числе нашей ближайшей соседке – России. Вот и получается, что нам кажется, что у нас процедуры улучшились по сравнению с началом 2000 годов, но другие страны на поверку двигаются еще быстрее, и мы теряем в позициях.

К примеру, взять то же недавнее решение правительства о расторжении договоров на недропользование со 119 компаниями. К счастью, своевременно президент ввел мораторий на подобные выпады, а потому ведется работа по откату на прежние позиции. Причем в данном случае можно предположить, что недавний уход инвесторов с нефтяного рынка, и прежде всего из Кашагана, в последнее время заставляет задуматься о правильности инвестиционной политики государства вообще. Как бы не откатится с добытого «кровью и потом» 47-го места опять на 63-е, как это было с рейтингом конкурентоспособности два года назад.

– Хотелось бы дать общую оценку мерам, предложенным правительством, на основе их реальных действий. Это сделать сложно. Но тем не менее по основным параметрам текущая политика в сфере инвестиций (крупных инвестиций) в Казахстане стала носить какой-то несистемный характер, – считает аналитик Владимир Цейко. – С одной стороны, мы бьем, с другой – привечаем. Как показала практика, любые, даже самые благие, меры часто саботируются государственными ведомствами и госкомпаниями.

Серьезным шагом является стремление создать механизмы по блокировке ведомственных антипредпринимательских актов, ухудшающих ситуацию в экономике, еще на стадии их разработки. То же внедрение POS-терминалов, к которому оказались не готовы ни государство, ни рынок, ни предприниматели. Это касается и порядка проверки жалоб на чиновников, связанных с их коррупционной деятельностью, и публикации результатов проверок.

– Принципиальное значение для бизнеса имело бы повышение стабильности налоговой системы путем определения размера ключевых налогов и фиксации этого решения на перспективу, – продолжает аналитик. – Важным шагом явилась бы и реализация предложения об ускорении реализации нового строительства за счет уменьшения числа разрешительных процедур и сокращения сроков согласований. Несмотря на высказанные соображения, не вызывает сомнения полезность инвестиционных инициатив Главы государства. Они порождают определенные надежды у бизнеса на постепенное улучшение положения. Но даже наличие правильных законодательных актов не гарантирует хорошего предпринимательского климата. В Казахстане существует своеобразная система правоприменения.

По мнению Владимира Цейко, сейчас очень важно избавиться от необоснованных преференций по принципу «свои – чужие». Это не позволяет говорить о полноценной конкуренции в экономике, без которой нельзя добиться повышения ее эффективности. Казахстану требуется широкомасштабная системная модернизация экономики, чтобы в течение последующих 15–20 лет обновить основные фонды, изменить структуру промышленного сектора, кардинально поменять сырьевую зависимость экспорта, дать импульс к росту внутреннего рынка.

К сожалению, самостоятельно справиться с подобными задачами без дополнительных финансовых ресурсов наша страна не сможет. Приоритетной задачей правительства должно стать создание благоприятного инвестиционного климата. Иностранные инвестиции в Казахстане должны стать одним из основных источников выхода из наметившейся рецессии в промышленном секторе. По данным Госстата, 40 процентов иностранных инвестиций в отечественной экономике – это реинвестиции, то есть денежные средства, которые заработаны иностранными компаниями и их филиалами на территории нашей страны и вновь инвестируются сюда же.

По прогнозным данным Мин-экономразвития на 2012–2013 годы, не исключается затяжная стагнация в связи с волатильностью мировых цен на энергоресурсы, что еще раз подтверждает зависимость от мировых цен на нефть. Для достижения экономического роста противопоставить этому нужно сокращение безработицы, развитие научно-технического сектора, широкомасштабную работу производств, качественного и достаточно быстрого обновления и внедрения новых технологий.

Для этого денежная и финансовая политики должны быть направлены на достижение и поддержание оптимального темпа роста экономики, а не замыкаться на собственных задачах и целях финансово-кредитной системы. Экономический рост на основе высоких доходов от экспорта оказывается крайне ограниченным в долгосрочной перспективе, ведь цены на ресурсы не могут расти бесконечно. Зависимость роста ВВП от цен на энергоресурсы имеет свой предел.

Еще один фактор влияния на устойчивость финансовых индикаторов – рост тарифов естественных монополий. В данной области у правительства нет четко выработанной и отлаженной системы взаимодействия. Возникает парадоксальная несогласованность кризисных реакций государства: монетарная политика направлена на снижение инфляции, но важным ее источником из-за практически неограниченного повышения цен и тарифов выступают подконтрольные государству естественные монополии.

Все эти факторы очень затрудняют процесс улучшения инвестиционного климата. Однако пример стран постсоветского пространства, добившихся серьезных успехов в этой сфере и имеющих сходные проблемы системного характера, показывает, что решение подобных масштабных задач возможно.

 

Алексей ХРАМКОВ

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 13
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.220 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>