Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Режиссер Ермек Турсунов: Старики - совесть нации. А когда совесть нищая, что ты хочешь от этой нации?



Режиссер Ермек Турсунов: Старики - совесть нации. А когда совесть нищая, что ты хочешь от этой нации?

 

Режиссер Ермек Турсунов: Старики - совесть нации. А когда совесть нищая, что ты хочешь от этой нации?Заявление режиссера Ермека Турсунова со страниц одного алматинского еженедельника о том, что по достижении пенсионного возраста он уедет из страны, наделало много шума. Кто-то поддержал, кто-то удивился, а бывают и такие, кто тут же пожелал Ермеку дуть в известном веками направлении - и побыстрее. Но никто не обратил внимания на то, что те, кто действительно собирается менять место жительства, делают это без громогласных прелюдий. А декларации выпускают уже потом, освоившись в швейцарской (американской, британской - кому где нравится) тиши.

- Я не отказываюсь от своих слов: они верны по сути, хоть и вырваны из контекста. Допускаю, что они не совсем корректны по форме. Но суть от этого не меняется, - говорит Ермек. - А суть в том, что старым в Казахстане быть невыгодно. Это самый незащищенный социальный слой. Сначала мы пытаемся повысить пенсионный возраст для женщин, потом создаем единый пенсионный фонд, затем лишаем женщин повышенных декретных... Я хочу сказать, что трудно сохранять уважение к стране, которая так относится к своим женщинам и старикам. У нас всего 16 миллионов населения. Это одна Москва, половина Токио. Стариков еще меньше. Мы девятая страна в мире по территории, у нас вся таблица Менделеева и т.д. Почему же мы до сих пор боремся с бедностью?


Вот пример с Тогузаковым (исполнитель главной роли в фильме «Шал». - Т.Б.) Жил-был старик. Пенсионер. Так сложилось, что он остался без своего угла. Он прошел кастинг и снялся у меня в «Шале» в главной роли. Получил кучу призов: «Выбор года», «Лучший актер года» и так далее. Я видел, как его принимают после премьеры. Он стал любимцем страны! Парадоксальная реальность - лучший актер года, а жить негде. Мы в Союзе кинематографистов написали письмо властям - нельзя ли что-то порешать с Тогузаковым. Пришел ответ: таких, как Тогузаков, у нас немало, пусть встанет в очередь, и мы постараемся решить вопрос в течение 8-10 лет. С одной стороны, государство право. С другой - Тогузаков же не может ждать 10 лет. Поэтому мы пустили шапку по кругу, собрали деньги и купили ему квартиру. Но это частный случай - человеку повезло. Нашлись люди с большим сердцем - спасибо им. Но я же не могу снимать в каждой картине стариков, а потом ходить по друзьям с шапкой.

- Да, но и государство не может обеспечить всех пожилых людей недвижимостью. Если даже выйдет такая инициатива, начнутся подлоги и спекуляции...

- Я понимаю. Но я долго жил за границей. Там люди выходят на пенсию с радостью и гуляют потом на курортах под ручку. А у нас боятся старости - кто его знает, что там ждет? Потому что никто не может у нас гарантировать счастливой старости. Даже господин Марченко (председатель правления Нацбанка. - Т. Б.) не может! Поэтому не надо откладывать на потом, когда мы сможем обеспечить старикам нормальную жизнь. Нам уже обещали: «Ребята, подождите, вот в 2030 году станет хорошо». Теперь, как я понял, мы будем счастливы в 2050-м.

А старики не могут ждать. Бабе Клаве и Кульпаш-апай сейчас надо.

У казахов всегда было особое отношение к старикам. Старики - совесть нации. А когда совесть нищая, что ты хочешь от этой нации?

А что с нами будет, мы же не вечно молодые? Вот и задумываешься...

В Швеции есть поговорка: копи на пенсию с первой зарплаты. На мировых курортах я вижу пожилых шведов, немцев, французов и американцев (почему-то наших аташек с апашками я там не встречал).

- В Европе старость, конечно, достаточно благополучная, но не все там так радужно - старики не нужны и доживают свои дни в домах престарелых. Западная позиция по отношению к непродуктивной старости давно выражена Альбером Камю в «Постороннем»: «Моя мать сегодня умерла. А может, и вчера, не знаю точно».

- У казахов никогда не было традиции отдавать своих родителей в дома престарелых. Но посмотри, что сейчас происходит! Случается, пожилые люди умирают в своих аульных лачугах вдали от детей. И хоронят их соседи. А отпрыски приезжают через два месяца: «Ойбай, а мы не знали». При этом достойного соцобеспечения старости тоже нет. То есть мы перенимаем у Запада все самое худшее - взяли иностранную манеру поведения и жизнеустройства, но не заимствовали модель обеспечения старости.

- Ну еще не вечер. Кстати, как вы видите будущее? Ну, скажем, год эдак 2040-й?

- По риторике я пессимист. Но по действиям - оптимист. У меня в фильмах нет плохих финалов, я всегда думаю о том, с каким настроением человек выйдет из зала. Пытаюсь дать людям надежду. Говорю: надо работать и не отчаиваться. Но в реальности, конечно, все довольно мутно. Я сомневаюсь, что в 2050 году мы все поголовно будем кататься как сыр в масле. Там или поставщики окажутся «левые», или масло по дороге растает, короче, что-нибудь не срастется. Так что кататься будут те, кто уже катается сегодня. Они давно вывели деньги за границу и отправили детей учиться в лондоны-парижи. А во всем остальном - туман, поэтому неудобные вопросы надо ставить сейчас и по возможности пытаться их решать.

- Кстати, о будущем лучше писать на латинице - так потомки нас лучше поймут.

- Ты знаешь, по большому счету, не столь важно, на каком языке будет оформляться твоя пенсионная книжка. Ведь главное в ней - содержание, а не форма.

Что касается этих разговоров…Неужели из всех имеющихся на сегодня проблем эта главная? Неужели все остальные решены? Честно говоря, я не долго ломаю голову над темами, которые подбрасываются сверху. Кроме того, я не знаю ни одной большой государственной программы, которая была бы выполнена четко и до конца. Население у нас в большинстве своем инертно. И это не та идея, которая способствует единению. У нас и без того слишком много разноголосицы. Нет единства, как у тех же японцев, например. Поэтому я не верю в идею латинизации. То есть как предложение, конечно, это красиво. Но не сработает! Конечно, есть много положительного в переходе на латиницу, но и трудностей предвижу немало. Мы еще на кириллице не усвоили казахский язык в полной мере, а теперь посреди пути предлагают пересаживаться на другой поезд. Кто, например, будет переводить нашу литературу? Русскую литературу? Мировую? И кого будут переводить? А учебники… Начнется бардак. Уровень нынешнего - необычайно сомнительного - образования упадет еще ниже. Хотя куда уже ниже…

- Один из аспектов латинизации - выход из-под влияния русской культуры, поскольку многие считают, что Россия слишком сильно влияет на нашу «самостийность». И к слову, есть мнение, что мы уже начинаем терять независимость.

- Иногда я думаю: правильно ли мы распорядились своим суверенитетом? Трудный вопрос. Слишком много свободы обрушилось враз, а сознание осталось прежним. Мы задохнулись от навалившихся возможностей. Всего стало сразу и много, и мы не сумели всем этим правильно распорядиться. Могут возразить - нам всего двадцать. Но Сингапур примерно за те же двадцать лет построил свое государство - одно из богатейших в мире. А Эмираты? Они поднялись посреди пустыни. Теперь арабы там - хозяева своей страны, а работают на них пакистанцы с малайцами. У нас - наоборот. Китайцы с англичанами сидят в офисах, а пашут на них наши. Все, чему мы научились, так это широко гулять. Вот чем занимается первая генерация отечественной буржуазии? Приглашают, например, заморскую звезду, ну на худой конец какого-нибудь Нагиева, и закатывают той на 500 человек с оглядкой на соседа. Тот, увидев это, накрывает поляну на тысячу и больше. Ты думаешь - они изменились? Нет, те же люди, с тем же рабским сознанием, просто у них возможностей стало больше. Они поняли свободу как вседозволенность. А многие просто забыли, что она значит - независимость, в чем ее значение. А громкие лозунги уже давно не работают - они девальвировали. Это как с социальной рекламой. Все эти баннеры: «Выключай свет!», «Не бросай мусор!», «Береги лес от пожара!»... Но в реале они висят просто так, заполняют пустоту.

Наверное, я выгляжу популистом: вот, мол, все хает. Но я ведь ничего не выдумываю и говорю об этом с горечью. Надоедает слушать оплаченных словоблудов, которые твердят: «Тебе повезло, посмотри на Киргизию. Или Узбекистан!». Почему-то они не говорят - посмотри на Швейцарию. И еще на 50 стран мира, где тоже хватает своих проблем, но главный тезис: «Человек - мерило всех вещей» - там воплощен.

- Вернемся к теме старости. Сейчас появился достаточно сильный тренд, связанный с переосмыслением Великой Отечественной войны. В среде национал-патриотов, например, уже принято считать, что эта война была не «нашей» и, стало быть, праздновать нам 9 Мая незачем.

- Мы и так забрали у отцов очень много дорогих им понятий… А ведь они не только выиграли войну. Они пережили голод, репрессии, разруху, подняли целину. Они выжили, несмотря ни на что, и дали нам жизнь. Это они сохранили и построили эту страну, эти заводы и фабрики, эти чимбулаки, медео и арасаны, эти города и села, в которых мы сейчас живем. И это они оказались в итоге обманутыми советскими вождями, это в них сидит разочарование всей их жизни - ведь Идея, которой они служили, в итоге оказалась лживой. Разве это не трагедия? И разве этого мало? Савостина (председатель движения «Поколение». - Т.Б.) говорит, что иные старики вынуждены сдавать кровь, чтобы оплачивать коммунальные расходы. Выходит, они до сих пор расплачиваются кровью? Теперь давайте заберем у них их самый главный праздник!

Это не ново - в Прибалтике говорили то же самое, потом на Украине, даже в Калмыкии. Хорошо, что вам, критиканам, посчастливилось родиться сейчас. А если бы вы родились до войны? Кто там спрашивал - ставь подпись, что доброволец, и давай на фронт. Тогда был Сталин - думать не разрешалось. Так что не стоит отнимать у стариков их последние радости, наоборот - надо их поблагодарить, подарить напоследок теплые дни и дать им уйти спокойно. Не забывайте: мы - следующие.

 

Тулеген Байтукенов, фото Романа Егорова

Сайт газеты «Время»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 21
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.361 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>