В Казахстане третью неделю не утихают страсти по поводу поправок в законодательство о социальном обеспечении, которыми значительно сокращены декретные выплаты из Госфонда социального страхования (ГФСС) для высокооплачиваемых женщин. Чем в это время занято Министерство труда и соцзащиты населения? Об этом в интервью газете «Время» рассказал глава ведомства, обладатель двух дипломов о высшем образовании (Казахского института правоведения и международных отношений, а также Карагандинского экономического университета «Казпотребсоюза») 36-летний Серик АБДЕНОВ, с которым наш корреспондент случайно столкнулась в акимате Алматы в минувшую пятницу. Ответы министра воспроизведены с диктофонной записи дословно с небольшими сокращениями. - Серик Сакбалдиевич, вы осознаете, как разогрели страну своей инициативой? Вряд ли переговоры с работодателями, о которых вы сегодня твердите, изменят ситуацию. Скорее всего, мы вернемся к тому, от чего уходили в 2008 году: женщин фертильного возраста снова начнут дискриминировать по половому признаку и принимать на работу с открытой датой увольнения. |
- Да, я понимаю позицию каждой из вас. Но вопрос надо рассматривать несколько шире. Мы же не пошли на это ради того, чтобы только лишь в единичном плане усугубить обстановку. Мы пошли на это, потому что это касается всех женщин, которые сегодня беременные или завтра хотят стать матерями. Вы совершенно правы, что до 2008 года ситуация была реально та, в которую государство должно было вмешаться. Просто даже по статданным посмотреть: в 2007 году имели возможность родить ребенка лишь 70 тысяч работающих женщин. Как только вводится в 2008 году закон (поправки в законодательство об обязательном социальном страховании. - А. А.), их становится уже 198 тысяч, то есть государство правильно определило тот правильный шаг и освободило работодателей от нагрузки. И сразу же у женщин появилась возможность родить ребенка, пожить для себя. На сегодняшний день эта цифра уже составляет 380 тысяч работающих женщин и 140 тысяч неработающих. Если раньше неработающих было больше, то сейчас работающих. У меня лично жена, работая, троих детей родила. Введение пособия (по беременности и родам из средств ГФСС. - А. А.) было своевременным и правильным.
Кроме этого пособия в ГФСС еще четыре риска (страхуются. - А. А.): по потере работы, потере трудоспособности в связи с инвалидностью, потере кормильца и уходу за ребенком до года. В бюджете есть такие же статьи для неработающих граждан. В 2008 году, когда вводили пособие по беременности и родам, предусмотрели исчисление социального налога с базы в 10 минимальных заработных плат (МЗП. - А. А.).
- Это было просчитано актуариями Нацбанка?
- И нашими в том числе. Но это было просчитано на основании той базы заработной платы, которая в то время не имела такого роста. Если сегодня на 13 с лишним процентов растет заработная плата (в год. - А. А.), то в то время такими темпами она не шагала. Процент рождаемости был не такой. Где-то допущения были, но они не могли предусмотреть, что на сегодняшний день из всей суммы выплат где-то 290 миллиардов тенге (из ГФСС с 2005 года. - А. А.)... Я могу где-то в цифрах ошибиться, но точно могу сказать, что 93 процента приходится не на риски по инвалидности, потере кормильца и работы, а на выплаты по беременности и родам. Сейчас фонд на красной линии, когда все вокруг горит!
Если банальным языком сказать: когда я в буфет несу 100 тенге, меня там на 200 тенге обслужат? Как вы думаете? Когда базой отчисления налогов является 10 МЗП, мы тем, которые получают выше 10 МЗП, начинаем доплачивать очень большую сумму. 22 процента из 42 млрд. тенге, выплаченных в прошлом году, приходится всего лишь на 6700 женщин из более чем 300 тысяч.
- Мы на днях встречались с руководителем ГФСС Алмасом КУРМАНОВЫМ. Он рассказал, что в 2008 году, когда выплаты по беременности и родам вошли в статьи расходов ГФСС, актуариями уже было просчитано, какими должны быть взносы в ГФСС, чтобы он исправно работал. Было четко определено, что выплаты должны осуществляться из расчета 10 МЗП, к чему пришли сейчас. Но целых четыре года платили по полной программе. Кто допустил эту ошибку?
- Актуарии. Но эта ошибка в принципе обоснованна. Повторяю, никто за этот период не думал, что будет такой рост экономики и каждый год будет такой рост заработной платы. В том числе и рождаемости. Никто не мог допустить, что рождаемость вырастет в разы.
- А сколько сейчас получателей у фонда? Алмас Курманов озвучил цифру - 50 тысяч человек, имея в виду долгосрочных получателей...
- Да, но сегодняшние актуарные расчеты связаны не только с группой 1,2 процента женщин. Они связаны и с уровнем увеличения инвалидности, уровнем увеличения людей по утрате трудоспособности, и все-таки сегодня есть моменты и по потере работы. С Кашагана 20 с лишним тысяч работников высвободилось.
- Они все стали получателями пособий из ГФСС?
- Конечно. А это всё - изъятие из фонда. Какие у фонда доходы на сегодняшний день?
- Взносы работодателей.
- Есть кроме взносов. Это управление активами, которое сегодня осуществляет Нацбанк. Там небольшой процент капает.
- Да ничего не капает там, вложение идет в государственные ценные бумаги, а они низкодоходные и не покрывают даже уровня инфляции!
- Доход есть, он небольшой и, конечно, не создает капитализации средств. Самое главное, что активы ГФСС не лежат мертвым грузом и ежегодно не дешевеют на уровень инфляции.
Я не критикую женщин, но я смотрю на ситуацию индивидуально с моей позиции или с позиции большинства. Мы сегодня говорим, что на 2013 год граница (верхний порог. - А. А.) выплаты может составлять 5220 долларов. На следующий год в связи с ростом МЗП вырастет и граница. И, кстати, с момента вступления в силу поправок (с 17 февраля 2013 года. - А. А.) пошла зеленая полоса с красной (в плане финансового благополучия ГФСС. - А. А.). Мы уравняли базу исчисления налога с базой исчисления выплат по беременности и родам. Теперь пошла зеленая полоса, и теперь любому гражданину мы сможем смотреть в глаза и гарантировать выплату положенных ему по закону пособий. Я когда смотрел репортаж по КТК, вы там сказали, что наши учителя и врачи не будут получать...
- Не говорили мы такого! Наша позиция: нам ограничили, но другим не добавили. В чем тогда социальная справедливость?
- Другим мы выплачиваем до 186 тысяч тенге, причем возмещение идет 100-процентное. Но то ли 20 тысяч в месяц зарабатывать, то ли 200 тысяч...
- То ли 20 тысяч тенге расходов иметь и сидеть на шее у государства - просить социальное жилье, бесплатные детские сады и прочее. То ли не жить у государства на шее и успевать на налоги содержать пару пенсионеров...
- ...при этом, получая те же 200 тысяч тенге, мы пользуемся тем же бесплатным образованием, гарантированным минимумом медицинской помощи, та же женщина идет в роддом и получает бесплатные услуги. Сегодня я условно не получу выше этих 5 тысяч долларов (пособия по беременности и родам. - А. А.) - мы же не знаем, какая завтра будет ситуация, зато гарантированно мой ребенок имеет бесплатное общее среднее образование и профессионально-техническое образование.
- Не путайте выплаты из ГФСС и бюджета. Чем больше женщина зарабатывает, тем больше она налогов платит! ГФСС - контора, существующая на деньги работодателей, а школы, больницы и садики финансируются из бюджета, куда перечисляются наши налоги!
- Ну, условно пойдем мы прежним путем, ничего не отменяя. К 2027 году невозможность выплат (из-за дефолта ГФСС. - А. А.). Тогда кто включается?
- Государство. На EXPO-2017 у нас 1,5 миллиарда долларов имеется, а на поддержку своих собственных граждан нет?
- Ну не по 7-8 млн. тенге же!
- А такие факты есть? Действовал же верхний порог в размере 75 МЗП при выплате по беременности и родам. Откуда такие суммы?
- Если вы хотите, я могу вам показать реальные факты, когда были схемы отмывания денег, могу показать организации с адресами, которые мы будем передавать в Генпрокуратуру. Я просто знаю, что ситуация коснется большего количества женщин, чем те, что сегодня в социальных сетях выражают несогласие. К сожалению. Мы на это идем, передаем дела, мы знаем каждое предприятие, где у мужчин зарплаты были 30 тысяч тенге, а у женщин - 500 тысяч.
Я сначала поразился: откуда у женщин такие зарплаты? Есть случаи, когда человек исправно получает по месту работы заработную плату, но параллельно открывает ИП и несколько месяцев закидывает туда хорошую сумму. Отсюда и выходят декретные выплаты в размере нескольких миллионов. Это в то время, как в стране в среднем 65 процентов женского населения и двухсот долларов в месяц не зарабатывает. Это о чем-то говорит? Отдельным женщинам, конечно, обидно, но должна быть социальная справедливость! И государство вводило закон не в один день. Нет такой ситуации, чтобы я в сентябре (2012 года. - А. А.) пришел и начал его (закон. - А. А.) толкать. Два года он в парламенте рассматривался.
- Почему об этом никто ничего не слышал?
- Были соответствующие расчеты. За один день такие вещи не рассчитываются. И чтобы пройти парламент, мы семь кругов ада прошли. Этот вопрос мне не раз задавали на пленарных заседаниях. Причем меня прекрасно понимали те журналисты, которые получают меньше 186 тысяч тенге, потому что у них нет такой большой зарплаты.
- То есть если человек всю жизнь живет на 50 тысяч и не стремится зарабатывать больше, нам всем ему уподобляться, так что ли?
- Я начинал с 9 тысяч тенге в должности специалиста в Министерстве юстиции. И мои коллеги также. И слава богу, что вы имеете возможность иметь больший доход. Это достигалось не одним днем - знаниями и опытом. Это понятно. Но мы как государство должны смотреть с позиции обеспечения полной справедливой поддержки для всех граждан.
- Мы предлагаем отсрочить действие поправок до 1 января 2014 года, чтобы они не коснулись тех женщин, которые уже в положении. Плюс нужно грамотно просчитать, какими должны быть взносы в ГФСС, чтобы они были адекватны выплатам. Ну и нужно отработать четко механизм взаимодействия с работодателями, чтобы была гарантия, что женщины не окажутся в «трудовом изгнании».
- Гарантия есть - те партнерские отношения, которые предусмотрены Трудовым кодексом. Сегодня та норма, которая внесена в Трудовой кодекс, она с учетом того и внесена, что женщине оплачивается разница в случае, если это предусмотрено актом работодателя, индивидуальным трудовым договором или коллективным договором. Да, пройдет определенный период, пока поправки начнут работать, должен быть он закрыт теми действиями, что в регионах комиссиями принимаются меморандумы (с работодателями. - А. А.). Все области работают над этим, и никаких проблем мы не видим. Когда норма вводилась, это обсуждалось на уровне республиканских ассоциаций работодателей. А если бы мы написали, что работодатель «обязан», тогда мы пришли бы к ситуации, которая была до 2008 года.
- А переговоры с работодателями разве не ведут к той самой обязаловке?
- Если вносятся поправки в коллективный договор, то да.
- А если нет коллективного договора в организации?
- То в индивидуальном трудовом договоре.
- А если мне работодатель скажет: знаешь что, Сидорова, завтра за вчерашней надбавкой приходи. Что тогда делать?
- Возможно и такое - тут уже решение самого человека. Если предприятие имеет возможности и дорожит человеком, то будет выплачивать.
Фото Романа ЕГОРОВА и Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Александра АЛЁХОВА
Сайт газеты «Время» Время загрузки страницы 0.222 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |