Сегодня в Мажилисе состоялся Правительственный час на тему «Меры антикризисного реагирования Правительства РК для обеспечения устойчивого экономического роста и занятости», передает пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК). После доклада министра содоклад сделала председатель Комитета Палаты по финансам и бюджету Гульжана Карагусова (тезисы): Правительство имеет определенный опыт борьбы с кризисом. Благодаря мерам, в том числе через оказание финансовой помощи основным секторам экономики и банкам, даже в кризисные периоды удалось сохранить рост экономики, макроэкономическую стабильность, не допустить рост уровня безработицы, выполнить в полном объеме все социальные обязательства государства. |
Одним из крайне нежелательных проявлений мирового кризиса является высокий уровень безработицы. У нас в стране реализуются государственные и отраслевые программы, которые помимо роста экономики должны создавать рабочие места. Это, прежде всего Программа занятости-2020. Эффективность ее реализации очень важна не столько с точки зрения целевого использования средств, сколько с точки зрения обеспечения реальной занятости.
По информации Министерства, всего в Программе в 2012 году приняли участие 102 тысячи 800 человек, трудоустроены 92 тысячи 500 человек. 63 тысячи 200 человек освоили новые профессии. Получили микрокредиты на открытие или расширение собственного дела свыше 6 тысяч 500 участников. Порядка 2 тысяч 500 человек со своими семьями переехали в точки экономического роста и трудоустроились по новому месту жительства.
За год было создано 281 тысяча 500 новых рабочих мест, из них в сельской местности – 128 тысяч 600. Наибольшее количество мест создано в промышленности, строительстве и торговле.
Деньги, выделенные по Программе занятости, использованы, цифры впечатляют, показатели позитивные, но что стоит за этими цифрами? Учитывалась ли при этом востребованность этих специалистов в конкретном регионе, городе, районе?
Если рассматривать, с точки зрения реально трудоустроенных безработных после обучения, то ситуация не так оптимистична. Например, из 28 тысяч 24 человек завершивших обучение в 2012 году на постоянные рабочие места трудоустроено 21 тысяча 11 человек, или 74,9 %. А это значит, что Программа не достигла своей цели относительно четвертой части обученных безработных и получается, затраченные средства не оправдали себя.
Или другой пример - в рамках «профессиональной подготовки» завершили обучение 11 тысяч 266 человек, а трудоустроено 9 тысяч 92 человека. Средняя стоимость обучения составляет 35 194 тенге, вот и получается - неэффективно израсходовали 76,5 млн.тенге.
Основные недоработки по второму направлению «Содействие развитию предпринимательства на селе» - это отсутствие единого механизма предоставления микрокредитов для участников Программы и не обеспечение возвратности выдаваемых кредитов.
Например, ставка вознаграждения по предоставленным кредитам для конечных заемщиков составила от 3,8 % (ЗКО) до 8,0 % (Кызылординская обл.).
Микрокредиты выдали на 12,4 млрд.тенге, а созданы ли новые рабочие места – вопрос открытый.
Программа занятости должна быть тесно увязана с Программой индустриально-иновационного развития, особенно в рамках третьего направления - «Повышение мобильности трудовых ресурсов».
Глава государства неоднократно подчеркивал, что жилье по Программе занятости должно строиться только в точках экономического роста, где уже есть рабочие места и жилье должно быть востребованным.
Так, на 1 января 2013 года из построенных 2 763 квартир заселены – 86,5 %. Получается, дома построены, средства затрачены, а вопрос обеспечения работой не решен, так как строили без учета потребности в специалистах, то есть цель не достигнута.
Подобное положение дел может привести к более худшим последствиям, в том числе и к созданию точек социальной напряженности.
На деле получается, каждая из государственных программ существует сама по себе, без должной взаимоувязки между ними.
А ведь необходимо добиваться полной реализации всех принятых Программ, должен быть результат от использования государственных средств, денег налогоплательщиков, а значит и нас с вами.
Взаимосвязь между программами должна осуществляться еще на стадии разработки. Только при таком подходе мы можем ожидать эффективность от их реализации. Президент страны неоднократно говорил о том, что реализация Программы занятости должна быть увязана с целями Программы по форсированному индустриально-инновационному развитию страны (ФИИР), однако хороших примеров мы видим мало. Мы уже знаем плачевные факты остановленных новых заводов, фабрик во многих областях страны. Это говорит о том, что при рассмотрении ТЭО и включении в Программу ФИИР совершенно не прорабатываются вопросы объемов потребностей рынка, потребительского спроса на перспективу.
Хочу также обратить внимание на то, что рост безработицы в некоторых странах оказывает определенное негативное влияние на наш рынок труда. Сегодня крайне важно, пусть даже в условиях необходимости развития интеграционных процессов, обеспечить надлежащую защиту собственного рынка труда.
В этой связи, считаю очень своевременным разработку – Дорожной карты антикризисного реагирования, в которой предполагается конкретизировать и детализировать мероприятия Программы занятости-2020, направленные на обеспечение занятости и роста экономики в кризисных условиях.
Уважаемые депутаты! В условиях нестабильности в мировой экономике на первый план выходит стабильная макроэкономическая политика и налогово-бюджетная политика.
Разрабатываемая Министерством Концепция новой бюджетной политики должна быть системной, все программы должны быть взаимоувязаны между собой и их реализация должна иметь один конечный результат - макроэкономическую стабильность, устойчивый рост экономики, повышение уровня благосостояния населения и качества жизни.
Как мы знаем, вопрос о государственном долге рассматривалcя на аналогичном Правительственном часе и контроль за объемами государственного долга, его уровень не вызвал серьезных нареканий. Вместе с тем на постоянном контроле необходимо держать не только вопросы государственного долга, но и долги квазигосударственного сектора, ведь до сих пор нет четкого механизма контроля за ними и регулирования.
Должна продолжаться политика накопления нефтяных ресурсов в Национальном фонде, во исполнение поручения Президента Республики Казахстан об увеличении ресурсной «подушки безопасности» для нашей экономики.
Основной задачей Министерства в бюджетной политике должно стать повышение качества бюджетного планирования и эффективности использования бюджетных средств. Бюджет должен формироваться исходя из реальной потребности в финансировании и с учетом увязки выделяемых средств с конкретными результатами.
Надеюсь, что разрабатываемый Министерством бюджет на 2014-2016 годы будет более сбалансированным и ориентированным на конечный результат, и, наконец, мы введем в Бюджетный кодекс понятие «конечный результат», которое не идентично понятию «целевое использование».
Мероприятия Антикризисного плана и Дорожной карты предполагают конкретное финансирование каждой программы и ее мероприятий. Министерствам, а также государственным и местным исполнительным органам крайне важно обеспечить эффективное и целевое использование этих ресурсов в целях достижения реального конечного результата.
Также хочу отметить, что при формировании Закона о республиканском бюджете на 2014-2016 годы, Министерство должно сконцентрироваться на полном финансировании мероприятий, обеспечивающих реализацию поручений Главы государства.
Информационная служба ZAKON.KZ Время загрузки страницы 0.251 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |