Строки послания президента Республики Казахстан народу «Стратегия «Казахстан-2050» каждого из нас заставляют переосмысливать прошлое, настоящее и будущее, искать ответ на вопрос: «А что ты сделал для того, чтобы твоя Родина стала богатой и могущественной?» Ведь рядом много таких людей, которые честно и добросовестно работают, вносят свой вклад в развитие экономики страны. О таких людях президент в своем послании сказал: «Нам нужно показывать и создавать новых героев нашего времени – тех, на кого должна будет ориентироваться наша молодежь». И еще запомнились его слова: «16 декабря 1991 года мы, народ Казахстана, выбрали суверенитет, свободу, открытость миру. Сегодня эти ценности стали частью нашей повседневной жизни. Тогда, в начале пути, все было совсем другим». |
Листая уже пожелтевшие архивные документы тех лет, действительно удивляешься, что за такой короткий исторический срок Казахстан смог превратиться в сильное и успешное государство с развитой экономикой, признанное мировым сообществом.
Но чтобы добиться этого, казахстанцы прошли через годы испытаний. И только вера в будущее, вера в своего президента, его реформы помогли людям преодолеть кризис и хаос во всех сферах жизни.
Самые первые годы независимости Казахстана, как и в целом бывших республик СССР, характеризовались разбалансированной экономикой, чудовищной, до 2500 процентов, гиперинфляцией, банкротством предприятий, массовой безработицей, мизерной зарплатой или отсутствием даже таковой в течение нескольких месяцев, массовым недовольством людей. Это была естественная реакция населения на изменившийся уклад жизни. Документы Архива президента 1991–1993 годов наглядно подтверждают это.
Протестное движение в этот период нарастало. Вот только несколько телеграмм того времени: «Стачечный комитет учителей Темиртау. От имени 3000 работников школ города требуем повысить заработную плату учителям», «Трудовой коллектив треста «Кустанайтяжстрой» просит немедленно решить вопрос с выплатой зарплаты. В коллективе сложилась взрывоопасная обстановка. Невыдача зарплаты за два месяца создала невыносимую ситуацию в семьях работников, которые не могут приобрести элементарные продукты питания и медикаменты. Оставляем за собой право на предупредительную забастовку». В Алматы движение «Поколение» выводило на акции протеста пенсионеров, в адрес руководства шли многочисленные резолюции, обращения, предупреждения забастовочных комитетов, созданных в трудовых коллективах.
Все понимали, что обстановка на местах взрывоопасная. Но именно благодаря предупреждающим мерам, большой разъяснительной работе в Казахстане не произошел социальный взрыв.
Президент не знал отдыха и не давал его другим. Он бывал не только на крупных предприятиях, но и в отдаленных районах, встречался с людьми.
Мы, работавшие в то время рядом с президентом, видели, как уверенно он себя чувствовал в самой разгоряченной толпе: он убеждал людей словом, движением, мимикой лица, да так, что пришедшие на встречу хмурые и озлобленные люди с заготовленными гневными речами разворачивались и уходили, чтобы работать, часто без зарплаты, но с надеждой, что когда-нибудь этот шок закончится и наступит светлый день.
Весьма интересна стенограмма Совета Республики при президенте РК от 7 января 1992 года. Рассматривался вопрос о либерализации цен и социальной защите населения. В зале, кроме экономистов и финансистов, членов правительства республики, были и руководители областей. Прения по этому вопросу после выступления Даулета Сембаева превратились в бурную дискуссию. И самое главное – некоторые руководители просто не понимали, к чему их призывают. Нурсултан Абишевич активно вмешивался в этот разговор, разъяснял суть вопроса. Потом, видимо уже не выдержав, сказал, что надо всем преодолеть психологический барьер, потому что присутствующие совсем недавно «оттуда» (советского прошлого). И добавил, что привычными административно-командными методами уже невозможно ничего сделать в условиях перехода к рыночным отношениям. Обращаясь к присутствующим, он сказал: «Вы что думаете, кто-то должен это делать за нас, здесь власть нужна, а ее нет сегодня… Дело новое, все мы вступили в новое состояние, и нас за одну руку держит старое, у всех нас дискомфорт… Успокойте свою душу, что мы уходим в другую сторону… Государственная власть – это ваша власть. Не та власть, которая была, а подчиненная законам, правовая».
В конечном итоге решение было принято, но уже тогда было ясно, что впереди упорная борьба за реализацию реформ, за разъяснение их сути каждому человеку и прежде всего руководителям. И еще надо было искать и учить молодых реформаторов, которые спустя 5–10 лет будут теми гаечками и винтиками, которые оживят механизм реформ.
В 1992–1993 годах президент не уставал проводить совещания и встречи на местах с представителями различных отраслей экономики. Причем состав участников не ограничивался только первыми руководителями. Так, на совещании с работниками угольной промышленности присутствовали начальники участков, инженеры, машинисты, проходчики, председатели профкомов, бригадиры, представители забастовочных комитетов. Здесь Нурсултан Абишевич, в частности, сказал: «Я надеюсь, что работники угольной промышленности, можно сказать хребет нашей экономики, помогут всей республике. И вы не думайте, что вот кто-то там бастует, Назарбаеву кулак показывают. Я уже в своей жизни привык ко всему и ко всему готов. Я хочу вместе с вами вывести Казахстан на колею нормальной человеческой жизни… Не надо нагнетать пессимизм. Я лично верю, что мы прорвемся, и убежден, что другого пути у нас нет».
Разговаривая с представителями коллективов, президент видел, что на местах люди плохо представляют реформы, они напуганы неизвестностью, не понимают, что должны делать каждый и все вместе. А неизвестность – это всегда тревога, переживания и зачастую внутренний протест.
И вот на одном из таких совещаний президент обратился к членам правительства, другим ответработникам: «Вы что сидите? Почему не бываете на местах? Почему людям не рассказываете о нашей работе по продвижению реформ?» Сразу же был составлен поименный график поездок республиканских руководителей в регионы. Кстати, во все годы независимости президент внимательно следит, чтобы руководители чаще встречались с людьми в регионах.
Многие свои указы президент подписывал только после всестороннего анализа и совета с народом, со специалистами на местах. Так, на совещании с работниками агропромышленного комплекса 29 января 1992 года Нурсултан Назарбаев зачитал проект указа о неотложных мерах по приватизации имущества государственных предприятий агропромышленного комплекса. Президент по ходу совещания внес важные коррективы, и спустя несколько дней документ был подписан.
В соответствии с указами президента и задачами, поставленными им перед руководством областей, в Казахстане на первом этапе началась работа по макроэкономической стабилизации, активному разгосударствлению, приватизации собственности и насыщению рынка потребительскими товарами и т.д. Но прежде всего нужно было обеспечить социальную защиту населения. Например, как видно из информации Тургайской областной администрации от 15 марта 1992 года, одинокие и престарелые граждане, а также многодетные семьи были взяты на учет. Исполкомы для их поддержки выделили около 12 миллионов рублей. Многие трудовые коллективы установили особо нуждающимся гражданам льготы на коммунальные услуги, продавали по сниженным ценам продукты питания, топливо, корм скоту. Для малообеспеченных граждан было открыто 14 столовых, где бесплатно питались 470 человек, а 550 престарелым гражданам обеды развозились по домам. Было организовано 12 магазинов и 337 уголков в магазинах по закупу у населения старых вещей и продаже их по социально низким ценам. Для организации бесплатного питания школьников из местного бюджета было выделено более 100 миллионов рублей. Созданы комиссии по контролю цен. И такая работа велась по всему Казахстану.
По стране несколько раз пересматривался размер пенсий, пособий и зарплаты работников социальной сферы и других бюджетных организаций в сторону увеличения. Сразу же после либерализации цен указом президента было решено прибегнуть к их временному регулированию. Были установлены государственные цены на важнейшие товары и услуги, в том числе на все виды хлеба и хлебобулочных изделий, муку, молоко и молочные продукты и т.д.
Но в то же время практика применения свободных цен показала, что многие товаропроизводители устанавливали произвольные цены на свои товары и услуги, недоступные большинству покупателей. А это вело к обнищанию граждан и резкому сокращению производства. В той же Тургайской области, по данным статуправления, розничные цены на товары народного потребления и платные услуги в феврале 1992 года по сравнению с февралем 1991 года возросли в 7,7 раза, на бытовые услуги – в 11,6 раза, на услуги транспорта – в 7,3, связи – в 7,9 раза. Ветераны из Павлодарской области писали: «Теплые ватные телогрейки – фуфайки раньше стоили 14–15 рублей, теперь – 75. Соответственно кирзовые сапоги стоили 17 рублей, а после удорожания товаров – 70». В целом за 1993 год оптовые цены промышленности повысились в 14 раз, а потребительские еще больше. Республика продолжала жить в долг, производя меньше, чем потребляла.
В целом по Казахстану взаимные недопоставки продукции за 1992 год составили более 5 миллиардов рублей. Доля работающих с убытком предприятий возросла с 10,7 процента в 1991 году до 16,3 в 1992 году. Валовой общественный продукт по сравнению с 1991 годом уменьшился на 15 процентов против 4,1 в 1991 году. Из 32 важнейших объектов и мощностей, намеченных к завершению в 1992 году, были введены в действие только два. Несмотря на хороший урожай зерновых, оставалось большое напряжение в животноводстве, где сократилось поголовье скота.
Положение в экономике еще более усугубилось, когда в июле 1993 года Россия, несмотря на достигнутые договоренности на высшем уровне, в одностороннем порядке ввела собственную валюту. Казахстан был выкинут из рублевой зоны. Предвидев, что такое может случиться, Нурсултан Назарбаев ускорил процесс введения национальной валюты, и уже 15 ноября 1993 года указом президента «О введении национальной валюты Республики Казахстан» в обращение вошел тенге. Это положительно повлияло на обуздание инфляции. Страна была спасена от финансового коллапса.
Все это нужно было пережить. Назад пути уже не было. Встречаясь с казахстанцами, президент не уставал призывать людей мужественно пройти через все трудности переходного периода: «Не совсем уютная жизнь царит вокруг нас. Не могу и не хочу обещать, что она очень быстро изменится к лучшему. И я был бы неискренен перед вами, если бы не сказал об этом. Через все это надо пройти, стиснув зубы, с верой в завтрашний день».
В то же время государственная машина уже начинала работать, может, не так быстро, как хотелось бы. Начинали работать и экономические законы в условиях свободного рынка. Формировалась рыночная инфраструктура, набирал темпы процесс разгосударствления и приватизации, произошла либерализация экономической деятельности в целом. В результате жесткой финансово-бюджетной политики удалось снизить дефицит государственного бюджета к валовому внутреннему продукту с 7,4 процента в 1992 году до 3,9 в 1993-м. Уже к середине 1992 года во внегосударственном секторе страны было 36 акционерных обществ, 76 межотраслевых и внешнеэкономических ассоциаций, около 30 концернов и консорциумов, 120 коммерческих банков, 60 бирж, 40 страховых и 20 лизинговых компаний, 2 крупных аудиторских центра.
И в то же время в сложившейся структуре экономики в то время, характеризующейся очень большой (до 80 процентов) долей государственного сектора, был явный перекос, который нужно было исправлять. К концу 1993 года в негосударственном секторе экономики страны действовали более 40 тысяч предприятий, в т.ч. 13 тысяч частных, где работало около 400 тысяч человек. Был приватизирован 2691 объект, из них 422 промышленных, 392 торговли, 210 бытового обслуживания, было создано более 15 тысяч фермерских хозяйств.
Но даже это не устраивало Нурсултана Назарбаева. Выступая перед руководителями центральных и местных исполнительных органов в 1993 году, он сказал:
«Мы не сумели добиться главного. А именно чтобы основная масса населения глубоко осознала суть рыночных преобразований в экономике, поверила в возможность организации собственного дела, возродила в себе почти утраченное за последние семь десятилетий тоталитарного режима чувство хозяина, собственника». Нельзя не отметить разработку и утверждение антикризисной программы правительства, к составлению которой были привлечены лучшие специалисты. На эту программу возлагались большие надежды, однако вследствие отсутствия должного контроля, нерасторопности в центре и на местах она стала пробуксовывать. 7 июня 1993 года президент собрал на совещание членов правительства и подверг их работу резкой критике, дав оценку: «Программа реализуется крайне неудовлетворительно». Обращаясь к министрам, Нурсултан Абишевич сказал: «Сколько можно тянуть? Давайте действовать, делать, принимать какие-то решения. Будем исправлять, если надо».
В целом, характеризуя состояние экономики в первые годы независимости, говоря словами президента, «в результате проведения умеренно жесткой финансовой политики удалось обуздать обвальные инфляционные процессы, обеспечить углубление начатых реформ, в нелегких условиях переходного периода сохранить мир и общественное согласие в обществе».
Первые годы независимости – это уже история. В пятитомнике «История Казахстана» этому отрезку времени отведено несколько страниц, которые, конечно, можно выучить, вызубрить и успешно сдать учителю на экзамене. Но историю нельзя заучить, ее нужно познавать, к ней надо прикоснуться.
В Архиве президента почти ежедневно бывают школьники, студенты, курсанты. Сейчас их вниманию представлена обширная выставка, посвященная первому президенту Казахстана Нурсултану Абишевичу Назарбаеву. Здесь же многочисленные документы, которые держал в руках и подписывал наш президент. Интерес неподдельный, масса добрых пожеланий и благодарностей в книге отзывов.
Помню, мы еще молодыми бегали смотреть фильмы о Чапаеве, героях-краснодонцах, панфиловцах, первоцелинниках. Мы знали сотни фамилий героев труда и войны, мы были счастливы, что мы их современними, хотели быть похожими на них. Сегодня слово «патриотизм» как-то стало немодным, юноши и девушки все свое свободное время плывут по безбрежному океану Интернета и находят себя в познании только им известных и необходимых истин.
Практически нет новых творческих работ о простых людях, героях нашего времени, которые в первые годы независимости терпели и голод, и холод, и безденежье, но, несмотря на это, делали все, чтобы независимый Казахстан не исчез с карты миры, чтобы население не знало, что такое тотальный дефицит, пустые полки магазинов, отсутствие зарплаты и ежедневные мысли взрослых о том, как прокормить семью.
Замечательно, что сегодня мы вспомнили – патриотическое воспитание в новых условиях должно быть, и оно должно быть заполнено новым казахстанским содержанием. Слова президента в послании «Стратегия «Казахстан-2050» ставят необходимость этой работы на государственный уровень, а это окрыляет.
И хочется, перефразируя известные строки, сказать: «Никто и ничто не должно быть забыто». В это свой вклад должен внести каждый казахстанец.
Владимир ШЕПЕЛЬ, директор Архива президента Республики Казахстан, деятель РК
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.253 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |