В начале ХХ века профессия кочегара паровоза рассматривалась как одна из самых тяжелых работ. За одну поездку кочегар закидывал совковой лопатой в паровозную топку до семи тонн угля. Поистине каторжный труд. Впрочем, не легче была и доля помощника машиниста поезда, который должен был не только поддерживать пар в котле, но и помогать кочегару. Труд на железной дороге считался в те времена непосильным. |
С той поры многое изменилось. На казахстанских дорогах на смену допотопным паровозам и деревянным пассажирским вагонам пришли современные локомотивы «Эволюшен» и скоростные поезда «Тальго». Трудно забыть восхищение одного украинца, доехавшего из Киева на поезде до Алматы и отписавшего в Интернете свои впечатления от увиденного. Его поразили комфорт и красота современных железнодорожных вокзалов в Астане и Алматы. «Вот только я одного не понял, – пишет украинец, – почему убрали из зала ожидания механические автоматы, показывающие расписание приезда поездов? Это же было удобно». На что кто-то из казахстанских комментаторов не без ехидства заметил: «Странный какой-то этот киевлянин. Там же компьютеры стоят».
Труд современного казахстанского железнодорожника полностью механизирован и компьютеризован. Что, кстати, и было учтено совсем недавно по итогам республиканского конкурса «Сенiм», проводимого во второй раз Ассоциацией HR-менеджеров РК. Группой независимых экспертов было рассмотрено состояние дел на казахстанской железной дороге, включающее самые разные позиции – от технологической оснащенности производства до социальной составляющей. По результатам этого конкурса, проходившего в семи номинациях, АО «Казахстан темир жолы» признано по праву лучшим работодателем среди национальных компаний Казахстана. Что весьма и весьма почетно… А ведь это не просто лауреатство и грамота, но и признание заслуг казахстанских железнодорожников перед всей страной, как в советское время получить переходящее Красное Знамя Труда и даже еще ценнее.
Собственные впечатления
От Алматы до Астаны можно долететь на «Боинге», добраться на «Тальго» или доехать на автомобиле. При этом из всех видов транспорта, когда необходимо ехать в столицу, я предпочитаю скоростные поезда 9-го и 10-го направления. Новые комфортабельные вагоны, стерильные биотуалеты, вежливые проводники. В каждом купе розетки для подключения ноутбука, можешь ехать и заниматься работой. Да еще проводники выдают пассажирам чай, кофе, одноразовые стаканы, небольшие пеналы, в которые уложены расческа, зубная паста, щетка, мыло, ложка для обуви. Мелочь, а приятно.
Конечно, кто-то скажет, что «Тальго» добирается до столицы быстрее, но зато в «девятке» и «десятке» можно курить в тамбуре, что лично для меня, курильщика с многолетним стажем, очень важно. Да и сами вагоны шире, нет ощущения сковывающего пространства. Словом, добираться из Алматы в Астану и обратно в скоростных поездах девятого и десятого направлений с недавних пор стало просто удовольствием, если сравнить со старыми составами, что курсировали по этому маршруту буквально год назад. Но хотя руководитель АО «Казахстан темир жолы» Аскар Мамин заявляет, что к 2018 году весь парк пассажирских вагонов республики полностью обновится, верится в это пока еще с трудом. Неужели и мы доживем до таких светлых дней!
Чистыми руками
А между тем в Алматинском отделении железной дороги происходящие перемены просто бросаются в глаза. Здесь уже отходили свое советские тепловозы 2ТЭ10Л, истекавшие мазутом и соляркой буквально из всех щелей. Нет и маневровых тепловозов ТГМ. На смену им пришли тепловозы нового поколения СКД и ТЭ33 (известный в народе больше по своему американскому имени «Эволюшен»). У этих локомотивов легче ход, они более экономичные, при этом более мощные, но главное – они комфортабельные. Для сравнения, если раньше, для того чтобы попасть в кабину машиниста, ты брался за дверной поручень и руки у тебя сразу оказывались в мазуте, то теперь этого нет и в помине. Всюду чисто. Исчезло понятие «рабочая спецовка». Машинист может ехать в костюме и галстуке. В кабине тепловоза установлен кондиционер, горят цифровые табло, работает компьютер. И важно, что «Эволюшен» практически не ломаются, от очередного до следующего сервисного обслуживания откатывая по 90–120 дней. Когда еще такое было?! Вспомним, те же советские тепловозы больше ремонтировались, чем ездили на собственной тяге.
И отсюда еще одно наблюдение: сократилась ремонтная база. На территории Алматинского локомотивного депо выстроен новый большой сервисный центр по обслуживанию локомотивов. А старые, занимавшие огромные площади ремонтные мастерские, «заточенные» под ремонт тепловозов, доставшихся молодой республике по наследству от «совка», закрыты за полной их ненадобностью.
В кабине современного отечественного локомотива «Эволюшен» я беседую с машинистом Александром Теофиловым. «Ощущение, – говорит он, – когда четыре года назад я вошел в кабину этого тепловоза, было сродни тому, как если бы я с «Запорожца» пересел на «Мерседес». Тут тебе и биотуалет, и кондиционер, все есть. Все прекрасно. Удобно для работы». Своего коллегу поддерживает помощник машиниста Бахытжан Жарылгасинов: «Дизель, ходовая локомотива – все усовершенствованно. Никаких нареканий не вызывает. Машина очень хорошая, созданная для человека, причем приятно вдвойне, что она собирается здесь, в Казахстане». Такая вот картина.
Разговор с директором
Район «Пятилетки» в Алматы расположен недалеко от магистральной железной дороги, называвшейся раньше «Турксибом». Я тут был много лет назад, поэтому есть с чем сравнивать. Исчезли пустыри и бесхозные земли. «Пятилетка» еще более уплотнилась частными строениями и гаражами. Такое ощущения, что сами улицы сузились. Или, может, подобное «видение» возникает оттого, что дороги в этой отдаленной городской провинции занесены сугробами, сводящими проезжую часть в две тонкие асфальтовые колеи посреди выступающих бугров и наростов льда и снега. Ехать по такой дороге – кошмар. А задеть крылом встречную машину, соскользнув с очередной ледяной горки, и вовсе плевое дело. И как тут не чертыхнуться, вспоминая недобрым словом наши городские коммунальные службы.
А между тем в административном корпусе локомотивного депо, куда лежит мой путь, к тому времени уже закончилась планерка. Мой собеседник – Булат Оспанов, директор филиала АО «Алматинское эксплуатационное локомотивное депо», представляет собой особый тип хозяйственника. С такими мне уже приходилось сталкиваться. С ними приятно работать. Отходчивый, добрый по своей природе, но в то же время и требовательный. Такой директор может своего подчиненного и неласковым словом «пригладить»… но все равно подчиненные таких руководителей любят в силу их человечности.
«Трудно было в девяностые годы, – говорит Болат Мусагажинович. – А сегодня железная дорога на подъеме. В своем большинстве наши специалисты со средним техническим и высшим образованием. Работа железнодорожника очень ответственная, не знающая ни суббот, ни воскресений, ни праздников. Мы перевозим грузы, пассажиров. И весь этот механизм надо отладить так, чтобы не было сбоев и опозданий. Что сказывается на ритмичной работе десятков тысяч казахстанских предприятий большого, малого и среднего бизнеса. Словом, для того чтобы народно-хозяйственный механизм страны работал хорошо, должна четко функционировать железная дорога.
И далее разговор переходит к конкретике. Сегодня 180 тепловозов серии «Эволюшен», собираемых в Астане, курсируют по всему Казахстану. Договоры о продаже казахстанских локомотивов заключены со странами Прибалтики, Россией, Киргизией. Шесть новых тепловозов проданы Таджикистану. Причем алматинские железнодорожники были первыми, кто освоил эксплуатацию этих машин.
И здесь же я узнаю, сколько у нас сегодня получают машинисты и помощники машинистов тепловозов. Средняя зарплата машиниста доходит до 160 тысяч тенге. При этом железная дорога помогает им с приобретением жилья и оказывает другую социальную помощь. «А вы знаете, что сегодня под Джаркентом мы построили целый железнодорожный город Нур-Кент, с детскими садами, школами, магазинами. Не считая эксплуатационщиков, там сегодня квартиры получили двадцать семь семей наших локомотивщиков. Вот «Казахстан темир жолы» и выигрывает республиканские конкурсы среди лучших работодателей, потому что заботится о своих сотрудниках», – улыбается под конец разговора Булат Мусагажинович.
И вместо эпилога
Сегодня наши телеканалы пестрят сюжетами о недобросовестных руководителях, месяцами задерживающих зарплату своим сотрудникам или выплачивающих своим рабочим такой мизер, за который надрываться – просто смех и грех. И это правильно. Телевидение и газеты должны нести социальную нагрузку, вскрывая нарывы общества.
У меня же цель была иная – показать трудовые будни тех, кто может, хочет и умеет работать; тех, кто не тянет нас в темное прошлое, а приближает день грядущий, светлый и праздничный. Поскольку я уверен, за такими людьми и за такой страной, где уважаются незыблемые права людей на образование, здравоохранение, получение достойной работы и жилья, наше будущее…
Серик МАЛЕЕВ, Алматы–Астана–Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.327 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |