Эту наднациональную структуру в народе уже назвали четвертым антимонопольным ведомством, цель которого – устранение административных барьеров по доступу к рынкам России, Беларуси и Казахстана и прежде всего на законодательном уровне, пишет . – Входя на российскую территорию, наши предприниматели могут столкнуться с препятствиями субъектов естественных монополий, в частности, с проблемами продвижения казахстанских товаров по российским железным дорогам, – говорит член коллегии, министр по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии Нурлан Алдабергенов. – До недавнего времени эти вопросы решало правительство России, с 1 января этого года оно передало полномочия в Евразийскую экономическую комиссию. Для Белоруссии и Казахстана это значительный плюс. |
Если раньше казахстанский предприниматель должен был искать правду в отдельном министерстве или в правительстве РФ, то теперь он может защитить свои права в наднациональном органе. Это не только удобно, но и экономит время. Предприниматели также могут пожаловаться на определенную букву закона, которая, на их взгляд, мешает продвижению бизнеса, однако для этого нужно весомое обоснование. Первый прецедент имел место в прошлом году, когда рассматривался вопрос поставок камвольной ткани из Белоруссии. Правительство России приняло постановление о том, чтобы на пошив одежды для военных приобретали только ткань российского производителя. Белорусская сторона красноречиво доказала, что данное постановление ограничивает их права. ЕЭК с доводами белорусских предпринимателей согласилась, постановление российского правительства было отменено.
– Вести контроль над трансграничным рынком – функция ЕЭК. А здесь вопросов достаточно. Особенно в работе монополистов. Проанализировав трансграничный рынок энергетики, мы увидели ряд непонятных явлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства в части изъятия товара из обращения, и создание искусственного дефицита, – рассказывает Алдабергенов.
К примеру, Экибастузская ГРЭС-1 предоставляет казахстанским потребителям услугу за 6,5 тенге за кВт.ч, при этом 10 процентов от общего объема поставляется в Россию по цене 3,67 тенге. Почему такая разница?! Другой пример: Петропавловская ТЭЦ -2 оказывает услуги казахстанцам по цене 5,45 тенге, 2 процента от общего объема она поставляет в Россию по 7,64 тенге. Вроде монополист заработал, однако в шести районах Северо-Казахстанской области, которая также в сфере его обслуживания, создается дефицит электроэнергии и тариф составляет 13,46 тенге. В данный момент по этим фактам казахстанское антимонопольное агентство проводит расследование.
Много вопросов вызывают и авиаперевозки на маршрутах с высоким и низким уровнем конкуренции. Так, цена билета по маршруту Астана – Новосибирск, расстояние более 870 км, составляет более 27 тысяч тенге (этот рейс обслуживает только один авиаперевозчик). При этом стоимость билета по маршруту Москва –Минск, расстояние 650 км, – в два раза ниже (его обслуживают четыре перевозчика).
А вот цена на маршрут Астана – Москва и Москва – Астана, который обслуживают две компании, практически одинакова. Расстояние между этими городами составляет 2290 км. Между тем расстояние от Москвы до Мюнхена составляет 2 тысяч км, а цена – почти в два раза ниже. Есть повод задуматься.
Болезненной темой для казахстанцев остаются цены на продукты питания.
– Мы провели анализ и увидели, что цены действительно на многие продукты питания в России ниже, чем в нашей стране, однако демпинга здесь нет. Причина в другом – она кроется в дефиците сырья. В данный момент в Казахстане имеется дефицит мяса, молока, поэтому мы не можем конкурировать. Нам нужно развивать сельское хозяйство, все условия для этого созданы, – отметил Алдабергенов.
По его словам, первый этап гармонизации законодательства в рамках евразийского экономического пространства финиширует 1 июля этого года. Была проделана огромная работа, проанализирована законодательная база трех государств, выявлены нормы законов, подзаконных актов, противоречащих единой конкурентной политике трех стран, для того чтобы, как отметил Алдабергенов, бизнес процветал.
Второй этап гармонизации ознаменуется принятием модельного закона «О конкуренции», который подпишут главы трех государств.
– Когда закон подписывается президентами стран, то это воспринимается как закон прямого действия, и его остается только выполнять, – отметил он.
Работа над законом будет серьезная, поскольку он не относится к документам, в которые можно будет после принятия вносить изменения или дополнения. Для того чтобы закон получился содержательным и охватил интересы всех участников, планируется провести научно-практические конференции с участием бизнес-сообщества, ученых и экспертов трех стран. Также будет изучена мировая практика.
Казахстан планирует внести свои предложения. В частности, об усилении полномочий казахстанского антимонопольного агентства. В России федеральная антимонопольная служба осуществляет контроль над всеми ценами и регулирует их. В нашей стране действуют два агентства: Агентство Республики Казахстан по защите конкуренции и Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий. И часто потребители не могут понять, где начинается работа одного ведомства и где она завершается. В законопроекте предполагается вести контроль над госзакупками с целью развития конкуренции, для этого будут проверять участников тендера на согласованные или аффилиированные действия. В законопроекте казахстанская сторона предлагает усилить нормы пресечения злоупотреблений по картелям – самые опасные объединения для экономики любой страны. В данный момент, когда границы открыты и идет бурное пересечение товаров, крупный бизнес, по определению Алдабергенова, не спит, а ищет новые пути обогащения.
– Если бизнес развивает торговлю, это хорошо. Однако, когда он начинает сливаться, укрепляться и создавать картели с целью выгоды, при этом забывая об интересах страны и потребителя, поднимает или опускает цены и тем самым негативно влияет на рынок, это опасно. В этом вопросе нужен постоянный контроль, – сказал министр.
В модельном законе будут прописаны нормы предупреждения, это работа на профилактику. И если субъект малого бизнеса, который чаще всего попадает в зону риска, совершит не- значительный проступок, ему выпишут предупреждение и возьмут на строгий контроль. В едином законе предусмотрят и вопрос санкций за нарушение антимонопольного законодательства. Для примера: по российскому законодательству антимонопольный орган может дисквалифицировать на три года предпринимателя, систематически нарушающего антимонопольное законодательство, а за провинность такого рода в Англии руководитель отходит от дел на семь лет. В США нерадивый предприниматель может быть даже выслан из страны.
– Мы не сторонники карающих норм, но если посмотреть на опыт других стран, то понимаешь, что сама жизнь диктует необходимость в этом. Мы не должны забывать и то, что монополист, находясь «в бутылочке», будет постоянно жаловаться, что ему тяжело дышать. После того как мы его выпустим, он может превратиться в большого джинна и поглотить нас, – сказал он.
Ожидается, что модельный закон будет принят во второй половине года. После этого все страны – участницы ЕЭК, согласно его нормам, внесут изменения в свое законодательство.
Любовь СЕРГЕЕВА, Астана
Сайт газеты «Литер»
Время загрузки страницы 0.249 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |