На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Ахметову С.Н. обратился депутат Парламента Нурлан Жазылбеков, передает пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК. «Согласно Послания Президента РК Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», доступное жилье - станет нормой для каждого казахстанца. |
В стране работает программа «Доступное жилье-2020», целью которой является комплексное решение проблем развития жилищного строительства, обеспечивающее дальнейшее повышение доступности жилья для населения.
При этом, единственным способом улучшить свои жилищные условия для большинства населения остаётся ипотека.
В банках республики тенденция по изменению процентных ставок в сторону снижения не предвидится в связи с высокой стоимостью фондирования.
Поэтому одним из механизмов, который позволит сохранить темпы развития жилищного строительства, было признано развитие системы жилстройсбережений, фондирование которого происходит за счет субсидирования государством и из накоплений вкладчиков.
Так, только в 2011 году на увеличение уставного капитала ЖССБК было выделено 57 млрд. тенге бюджетных средств, 25 млрд. тенге из которых перераспределены решением Правительства Республики Казахстан от 24 мая 2012 года № 672 на снижение ставок вознаграждения по жилищным займам.
В 2012г. на бюджетное кредитование банка по ставке 1 % годовых по Программе «Доступное жилье-2020» было выделено ещё 12 млрд. 200 млн. тенге.
Кроме того, на вклады участников программы, вознаграждение Банка установлено в размере 2%, тогда как в коммерческих банках ставка по депозитам составляет до 9%.
Предполагалось, что данные меры повысят доступность жилья для широких слоев населения.
На сегодняшний день АО «Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана» заключено свыше 372 тысяч договоров о жилстройсбережениях, сумма вкладов по заключенным договорам составляет 129,85 млрд. тенге.
Иными словами, упущенная выгода вкладчиков по этим депозитам составляет 7% около 9 млрд тенге в год. Но что они получают взамен?
Однако, несмотря на выделение средств из бюджета под 1% годовых и доступ к депозитным средствам по ставке 2% годовых, ставки вознаграждения по займам Жилстройбанка составляют 7,5-10% годовых.
При этом эффективная ставка, т.е. реальная стоимость кредита, в 2012 – 2013 годах составляет от 11 до 19%. Эти цифры вполне сопоставимы со стоимостью ипотечных кредитов в коммерческих банках.
Разница только в том, что банки второго уровня привлекают средства на рыночных условиях, а Жилстройбанк получает практически ненормированную прибыль за счёт бюджетных средств и накоплений граждан.
Другими словами, Жилстройбанк не выполняет ту социальную роль, которую на него возложило государство, по снижению стоимости жилищных кредитов для населения.
Именно за счёт этой диспропорции прибыль АО «Жилстройсбербанк Казахстана», согласно неконсолидированной финансовой отчетности, только за январь-сентябрь 2012 года выросла в 4 раза по сравнению с аналогичным периодом 2011 года.
В этой связи возникает вопрос: в чём задача данного банка? Если приносить прибыль – то государство не должно оказывать ему ту беспрецедентную помощь и дармовые средства, о которых сказано выше. Тогда Жилстройбанк надо приватизировать и передать в конурентную среду.
Если его задача помогать людям решать жилищный вопрос – то почему он наживается и ничего не делает?
Для сравнения: в Европе, переживающей финансовый кризис, средние ставки по кредитам составляют 3–4 процента годовых. При этом средства привлекаются банками с открытого рынка под 1,5-2%. Чистая маржа банков таким образом не превышает 1-2%.
У нас Жилстройбанк, получая от государства бюджетные кредиты под 1%, а депозиты от вкладчиков – под 2%, имеет маржу около 19%.
Что это за паразитизм на государнственные и народные деньги?
Даже для участников программы «Доступное жилье-2020» банком с 1 января 2013 года снижены ставки вознаграждения по займам только на 1% и составило от 6,5 до 8%, (эффективная годовая ставка - от 7,2-8,6%), при условии накопления в данном банке в течении срока от 3 до 15 лет и достижении оценочного показателя. Но даже эта возможность обусловлена упущенной выгодой не менее 21% в суммарном выражении.
При этом снижение банковских ставок вознаграждения по займам не распростронилось на договора, заключенные до принятия решений о снижении данных ставок. Таким образом, граждане получившие кредиты до измененния ставок, остаются в не равных условиях по сравнению с теми, которые заключили данные договора позже.
В этой связи, просим Вас проинформировать:
1) о причинах уклонения Жилстройбанка от своих прямых функций и искусственного завышения доходности в ущерб поставленным перед ним социальным задачам;
2) об имеющихся планах по возрщению банком необоснованно полученной прибыли, либо о его разгосударствлении и переводе в конкурентную среду.
О результатах рассмотрения запроса просим сообщить в письменном виде в сроки, установленные действующим законодательством».
Под этим запросом подписались также депутаты Мажилиса А. Перуашев, Е. Никитинская, А. Абильдаев, Т. Ергалиев, М. Казбекова, С. Сарсенов, А. Туртаев.
Информационная служба ZAKON.KZ Время загрузки страницы 0.228 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |