На днях в Алматы состоялось совещание «Разработка методологических подходов для новой системы социальных стандартов в РК». На мероприятие, которое организовал алматинский региональный центр высшей партшколы «Нур Отана», были приглашены депутаты Парламента, представители госорганов, профсоюзов, научных институтов, НПО. |
Поводом для беседы стали тезисы Главы государства – в своей статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к Обществу Всеобщего Труда» президент РК говорил о необходимости принятия закона о социальных стандартах и гарантиях социальных прав. Такой документ в первую очередь должен содержать обоснованные минимальные ключевые параметры и индикаторы качества жизни, включая уровень заработной платы, пенсий и пособий, объем гарантированных медицинских услуг, механизм формирования минимума потребительской корзины на одного человека и т.д. Сегодня в Казахстане основным критерием установления минимальной заработной платы является прожиточный минимум, правовой статус которого закреплен законодательно. Это базовый индикатор для выплаты многих социальных пособий.
– В республике с каждым годом увеличивается заработная плата, повышаются размеры соцпособий. Однако непрерывный рост цен на товары, услуги и инфляция сводят на нет эти меры, – говорит председатель Алматинского городского профсоюза работников образования и науки РК «Парасат» Данат Жанатаев.
Он считает: действующие подходы к определению величины прожиточного минимума являются тормозом для социального развития страны. Низкий уровень минимальной заработной платы негативно влияет на производительность труда, доходы работников. Поэтому совершенствование методики определения прожиточного минимума будет служить законодательной основой для установления реального размера минимальной заработной платы. Точно рассчитанная величина прожиточного минимума позволит государству получить объективные данные о количестве населения, имеющего доходы ниже этого уровня, и проводить эффективную политику борьбы с бедностью.
– Профсоюз считает, что критерием для установления и применения минимального размера заработной платы должен стать более высокий показатель – рациональный потребительский бюджет. Думаю, участники согласятся с позицией профсоюзов: рассчитываемое сегодня соотношение продовольственной и непродовольственной части потребительской корзины 60/40 устарело и не соответствует реальным жизненным потребностям человека, – подчеркивает профессор Жанатаев.
Говоря о важности определения социального минимума в Казахстане депутат мажилиса РК Камал Бурханов привел в пример опыт зарубежных стран.
– В скандинавской модели значительную часть расходов на социальные нужды берет на себя государство, которое несет основную ответственность за благополучие своих граждан и является основным производителем социальных услуг. Эта модель в той или иной мере воплощается в политике таких стран, как Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия. В рамках континентальной модели устанавливается жесткая связь между уровнем социальной защиты и длительностью профессиональной деятельности. В ее основе лежит социальное страхование, услуги которого финансируются в основном за счет взносов застрахованных. В этой модели государство, как правило, несет ответственность только за выдачу социальных пособий получателям, то есть за социальное обеспечение, но не организует социальные услуги. Этой модели следуют Германия, Франция, Австрия, Бельгия, – сказал он.
Также профессор остановился и на американско-британской модели, которая характеризуется минимальным участием государства в социальной сфере. Государство берет на себя ответственность лишь за сохранение минимальных доходов всех граждан и за благополучие наиболее слабых и обездоленных слоев населения. В основе этой модели лежит тезис о том, что любой человек имеет право на минимальную социальную защиту. Эта модель включает социальное страхование с достаточно низкими выплатами и социальную помощь, которая играет доминирующую роль. Подобная модель социального государства характерна для США, Англии и Ирландии.
Уровень социального обеспечения в южноевропейской модели относительно низок. В этой связи семья и другие институты гражданского общества играют значительную роль в системе социальной защиты. Эту модель можно охарактеризовать как переходную, поскольку в последние десятилетия под влиянием социально-экономических изменений механизм социальной защиты начал совершенствоваться. Существенным стимулом для этих изменений послужили возрастающие процессы европейской интеграции, направленные на сближение социально-экономических параметров стран – членов Европейского союза. Эта модель воплощается в политике таких стран, как Италия, Испания, Греция и Португалия, заметил Бурханов. Он также выделил опыт Сраны восходящего солнца, где японское правительство обращает наибольшее внимание на создание достойного уровня жизни лицам пожилого возраста, а пенсионная система превратилась в ведущую отрасль социального обеспечения.
В продолжение темы генеральный директор Всероссийского центра уровня жизни, профессор МГУ Вячеслав Бобков отметил: социальные стандарты качества и уровня жизни должны быть разработаны и установлены в соответствии с международными принципами и подходами по прекращению процесса воспроизводства бедности, обеспечению конституционных гарантий доступа населения к социальным услугам, созданию условий для развития человеческого потенциала.
– В России проводится огромная работа по законодательному оформлению и экспертной разработке систем социальных стандартов качества и уровня жизни (ССКиУЖ). Принят и регулярно актуализируется закон о прожиточном минимуме, – сказал Бобков. – Экспертами разработаны нормативные потребительские бюджеты низкого, среднего и высокого уровня материального достатка, стандарты низкого, среднего и высокого уровня жилищной обеспеченности и целый ряд отраслевых социальных стандартов в области образования, здравоохранения, культуры, охраны окружающей среды и других.
Директор Казахского научно-исследовательского института труда Серикжан Берешев рассказал о совершенствовании методологии организации заработной платы.
– В индустриально развитых странах минимальный размер заработной платы на предприятиях устанавливается в пределах 40–60 процентов от среднего уровня оплаты труда. К сожалению, в Казахстане складывается несколько иная картина. По уровню минимальной заработной платы, а это 18660 тенге, или 123 доллара, мы практически отстаем в четыре раза от требований и рекомендаций ООН. Этот минимум должен составлять в РК около 500 долларов. Для сравнения: минимальная зарплата в Швейцарии составляет 3 тысячи, средняя – 5 тысяч долларов, – отмечает профессор.
Вопрос оплаты труда, по его мнению, нужно решать путем заключения генерального соглашения между правительством, республиканскими объединениями профсоюзов и работодателей. Этому должна предшествовать большая работа заинтересованных сторон с коллективными переговорами и консультациями. А пока система регулирования заработной платы в республике характеризуется практически полной отстраненностью социальных партнеров на отраслевом, региональном и республиканском уровнях от ее формирования. В результате в стране сформировалась ситуация, при которой каждое отдельно взятое предприятие практически самостоятельно формирует все условия оплаты труда вне связи с рыночными реалиями.
Куляш ТУРГАЗИЕВА, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.445 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |