Вчера на расширенном заседании коллегии в Министерстве труда и социальной защиты населения Серик Абденов сообщил о том, что в скором времени появится закон «О занятости населения». Его появление связано с проблемой совершенствования социально-трудовых отношений, а в целом с реализацией Стратегии «Казахстан-2030» и социальной модернизацией. По словам Абденова, ожидается, что закон позволит совершенствовать механизмы регулирования рынка труда, направленные на уменьшение региональных диспропорций в уровне занятости и снижение безработицы. В данный момент эти проблемы решает правительственная программа «Занятость-2020», принятая в 2011 году и в первое время работавшая в тестовом режиме. |
«В 2012 году совместно с акимами областей мы провели апробацию формирования Карты занятости регионов. Ее результаты раскрыли нам проблемы не только отраслевых и региональных программ, но и самой программы занятости», – сообщил Абденов.
Вполне возможно, что в Казахстане будет создан прецедент, когда закон появится на основе госпрограмм. До последнего времени наблюдалась противоположная картина, когда программы создавались на основе существующих законов РК. Впрочем, если говорить о законодательной базе, то можно вспомнить и советскую практику, когда существовал Кодекс законов о труде (КЗоТ) и право граждан на труд. Перечень в данном случае был широким. Это: коллективный договор; трудовой договор; нормы труда и сдельные расценки; гарантии и компенсации; трудовая дисциплина; охрана труда; труд женщин; труд молодежи; трудовые споры; профессиональные союзы; участие рабочих и служащих в управлении производством и т.д. Но едва ли принципы социально-трудовых отношений плановой экономики применимы для рыночных условий, а потому КзоТ не лучший эталон.
Если говорить о ситуации на рынке труда Казахстана, то она выгодно отличается от других государств. По данным Агентства по статистике, сегодня дома сидят 5,3 процента экономически активного населения, в то время как показатели европейских государств на порядок выше. На казахстанском рынке труда не чувствуются трудности глобального кризиса. Более того, показатели безработицы оказались даже ниже, чем в период роста экономики в 2000 годах, когда этот показатель составлял 7,8 процента.
Но если углубиться в детали, то имеются нюансы. Прежде всего это относительно высокий уровень безработицы среди молодежи, который составляет 4,6 процента. Кроме того, по словам министра образования и науки Бакытжана Жумагулова, в последнее время дала о себе знать еще одна любопытная проблема – рост дипломированных безработных. Как показывает мировой опыт, пускать данные проблемы на самотек чревато серьезными последствиями, в связи с чем необходимо защитить права молодых казахстанцев.
Тревожным сигналом стала ситуация в Жанаозене, где острый конфликт возник на трудовой почве, который перерос в эскалацию насилия. Почему ситуацию не удалось решить цивилизованным путем? С подобным вопросом президент страны в конце 2011 года обратился к руководству национальной компании «КазМунайГаз». Иными словами, работодатель тоже должен брать на себя ответственность за ситуацию в сфере занятости. Правда, радетели интересов капитала убеждены, что в сложившейся ситуации большая вина была за профсоюзами, которые сеяли напряженность, в связи с чем они предлагали усилить их ответственность перед законом.
Насколько такая мера оправдана – вопрос риторический. Но отметим, что, согласно теории катастроф, трагедия – это следствие стечения сразу нескольких неблагоприятных обстоятельств, и если она имеет место, то не стоит обвинять в произошедшем инциденте только одну сторону. Виноваты все, и все должны нести ответственность. Очевидно, что законодательство должно быть не только сурово в данном случае, но и беспристрастным.
Стоит отметить и другую тенденцию, которая тоже дает о себе знать, – это задержки выплаты зарплат казахстанцам. В итоге в трудовых коллективах складывается сложная обстановка, а в ряде регионов даже наблюдаются акции протеста на этой почве. К примеру, в конце января на улицы Уральска вышли уборщики не для того, чтобы сделать город чище, а чтобы добиться выплаты зарплаты, которую они последний раз видели шесть месяцев назад.
«По итогам 2012 года госинспекторами труда проверено 17 тысяч 246 предприятий, в 724 из них выявлены задолженности на общую сумму 4 млрд 777 млн тенге. В результате принятых мер задолженность погашена на сумму 3 млрд 719 млн тенге», – сообщил в январе председатель комитета по контролю и социальной защите Министерства труда и социальной защиты населения Сериккали Бисакаев.
По его словам, благодаря проделанной работе в прошлом году удалось снизить показатели задолженности по оплате труда на 20 процентов – с 1408,8 до 1121,4 млн тенге. Но, видимо, здесь требуются более радикальные методы. Законодательство РК предусматривает административную и даже уголовную ответственность в отношении нерадивых работодателей, так как, к сожалению, подобные меры пока не возымели действий. Поскольку в Казахстане готовится новый закон о занятости населения, хотелось бы, чтобы он среди прочего предусматривал дополнительные гарантии своевременной оплаты труда, усиливал полномочия и ответственность надзорных органов власти.
Есть еще один нюанс – это разница в оплате труда по регионам, которая иногда приобретает броский характер. Насколько закон «О занятости» полномочен регулировать данную сферу – риторический вопрос. Но очевидно, что ситуация требует вмешательства. В сферу компетенции закона может попасть иностранная рабочая сила. На днях Нацбанк РК обнародовал любопытные данные, касающиеся популярных направлений денежных переводов из Казахстана. В тройке лидеров – Россия, Китай и Узбекистан. Если первые две страны отражают товарооборот нашей республики, то последняя – ситуацию с трудовой миграцией. Переводы в Ташкент в 2012 году составили более 16 процентов от общей суммы. Узбекские гастарбайтеры отправили на родину 30 млрд тенге. Интересно, сколько налогов они заплатили в казахстанский бюджет? Но, говоря о «заезжих» рабочих, не стоит оставлять без внимания специалистов, которых привозят в Казахстан энергетические компании. А это более чувствительный вопрос для нашей страны, так как он влияет на кадры Казахстана. И здесь следует жестче отстаивать интересы страны.
Марат МАМАЕВ, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.622 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |