Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Нерешенные проблемы в правовой системе имеются, и они требуют дальнейшего совершенствования - судья ВС РК



Нерешенные проблемы в правовой системе имеются, и они требуют дальнейшего совершенствования - судья ВС РК

 

Нерешенные проблемы в правовой системе имеются, и они требуют дальнейшего совершенствования - судья ВС РК В обществе идет бурный обмен по вопросам проводимой правовой реформы, о деятельности государственных органов, и особенно правоохранительных органов и судебной власти, так как проблемы этих органов затрагивают интересы каждого, а порой и судьбы многих граждан. В настоящее время в Казахстане правовая система в целом сформировалась.

Вместе с тем, нерешенные проблемы в правовой системе имеются, и они требуют дальнейшего совершенствования, на что постоянно обращает особое внимание Глава Государства, пишет судья Верховного Суда РК Гульнара Рыспекова.


С момента обретения Казахстаном суверенитета активно шел процесс реформирования всех ветвей власти. Однако, ни в одном из органов правоохранительной системы не было такой реформы, как в органах правосудия и поэтому реформирование судебной системы проводилось в существенном отрыве от реформирования других правоохранительных органов, тогда как независимость суда обеспечивается функционированием независимого следственного аппарата, независимой прокуратуры и полноправного участника процесса – адвоката.

Защита прав и законных интересов граждан начинается задолго до суда, а суд это тот орган, которому доверено от имени государства сказать окончательное слово, на чьей стороне право и правда, закон и законность.

Международные стандарты обеспечения доступа к правосудию определяют следующее.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод содержит перечень прав и обязанностей, которые в совокупности дают человеку возможность реализовать свое право на доступ к правосудию. Государство обязано создать условия, при которых реализация права на доступ к правосудию не будет зависеть от личной правовой осведомленности человека или его финансовых возможностей.

В статье 13 «Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года предусмотрено, что государства обязуются предоставлять лицам, конвенционные права и свободы которых нарушены, эффективные средства правовой защиты.

Совет Европы за время своего существования выработал ряд принципов и правил в области реализации права на доступ к правосудию и разработал возможные схемы оказания юридической помощи. В частности, ряд Резолюций (1976, 1978 годов), Рекомендации (1981, 1993 годов) по вопросам юридической помощи. 31 мая 2002 года Европейский комитет по правовому сотрудничеству Совета Европы разработал План действий по созданию систем юридической помощи. Смысл всех этих международных актов заключается в том, что каждый имеет право на консультацию юриста, на защиту, а также право иметь представителя. Юридическая помощь должна быть доступна тем, кто испытывает недостаток ресурсов в том объеме, в каком эта помощь необходима для обеспечения эффективного доступа к правосудию.

Совет Европейского сообщества также обсуждает необходимость закрепить в директивах ЕС стандарты бесплатной юридической помощи. Как отправную точку в области юридической помощи предлагается использовать исходные принципы, которые провозгласила Английская группа правовых действий, а именно: «1. доступ к правосудию – это конституционное право; 2. его целью является не только процессуальная справедливость, но и справедливость по существу дела; 3. людям необходима юридическая помощь не только в уголовных, но и в гражданских, а иногда и в административных делах; 4. реализация принципа доступа к правосудию требует подключения таких механизмов, как правовое образование и информированность населения; 5. программа оказания бесплатной юридической помощи должна принимать во внимание различный уровень имеющихся ресурсов, но эти ограниченные ресурсы не должны быть определяющими при выработке государственной политики в данной области».

Право прибегнуть к услугам адвоката на досудебной стадии рассмотрения уголовных дел непосредственно связано с правом на защиту в ходе судебного разбирательства, предусмотренным пунктом 3 (d) Статьи 14 Международного Пакта о гражданских и политических правах. Данное положение гласит, что каждый имеет право «быть судимым в его присутствии и защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника; если он не имеет защитника, быть уведомленным об этом праве и иметь назначенного ему защитника в любом случае, если интересы правосудия того требуют». Данная законодательная норма предполагает следующие конкретные права:

- право лично присутствовать на судебном слушании по своему делу;

- право защищаться лично;

- право выбирать адвоката по своему усмотрению;

- право быть информированным о праве прибегнуть к помощи адвоката;

- право на получение бесплатной правовой помощи.

Международный опыт в области обеспечения квалифицированной юридической помощи разнообразен, и он совершенствуется.

Конституция Республика провозгласила каждому квалифицированную юридическую помощь. Однако, сегодня в Казахстане не существует единой системы взаимосвязанных элементов, гарантирующих каждому нуждающемуся доступную юридическую помощь; действует несколько относительно автономных систем: адвокатская, общественная, прокурорская и государственная.

Сегодня в основном под квалифицированной юридической помощью понимается деятельность адвокатуры. Здесь же можно напомнить о Постановлении Правительства об оказании бесплатной юридической помощи 1999 года. А этого недостаточно. Особенно недостаточно квалифицированной юридической помощи по гражданским и административным делам. Основными проблемами с которыми сталкиваются получатели юридической помощи – это невысокое качество предоставляемых юридических услуг, несвоевременность и недостаточная доступность для лиц, в ней нуждающихся.

Полагаю, что необходима государственная программа, в которой был бы использован международный опыт по оказанию юридической помощи, закрепленной на уровне закона и где основная координирующая роль была бы возложена на Министерство юстиции Республики Казахстан.

В этой программе необходимо задействовать как органы адвокатуры, так и другие имеющиеся системы юридической помощи, в том числе механизмы представительства, консультативные бюро, службы медиации, правового обучения и, что не маловажно, средства информации в целях повышения правовой культуры и образования населения.

Юридическая помощь должна оказываться на основе стандартов, квалифицированно, в режиме как платной, так и бесплатной помощи и главное быть более доступной для граждан. Ее обязательными элементами должны быть профессиональная и информационная доступность, а факультативными материальная и географическая доступность.

Здесь возможно предусмотреть двухступенчатую систему доступной юридической помощи:

1.  Первичная помощь – правовое просвещение, правовое консультирование, составление юридически значимых документов, то есть обеспечение доступа к профессиональным знаниям юристов.

2. Вторичная помощь – профессиональное представительство в суде, государственных органах.

Требуют «наполнения» государственные меры по обеспечению материальной и географической доступности юридической помощи. Здесь вопросы перечня незащищенных граждан, финансирования, разумного размера вознаграждения (гонорара) адвоката, использования упрощенной системы налогообложения.

Мажилис в октябре 2012 года приступил к обсуждению правительственного законопроекта «О гарантированной государством юридической помощи».

Изучение данного проекта свидетельствует о том, что в предлагаемом проекте не задействованы механизмы представительства, консультативных бюро, служб медиации.

Не предусмотрены конкретно положения определяющие вопросы управления системой бесплатной юридической помощи, контроля за качеством юридических услуг. Без разрешения этих вопросов система оказания квалифицированной юридической помощи теряет свою действенность.

Обеспечение доступа к правосудию должно выражаться в следующей схеме: гражданин – доступная квалифицированная юридическая помощь – закон – суд – восстановление, защита права и законного интереса.

Думаю только при таком подходе может быть обеспечено гарантированное Конституцией Республики Казахстан право гражданина на квалифицированную юридическую помощь. И тогда юридическая помощь станет основой реализации права на доступ к правосудию.

Информационная служба ZAKON.KZ

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 14
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.264 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>