Генерал-майор Есенгельды Мустафетов родился 9 апреля 1943 года в селе Калугино Северо-Казахстанской области. Окончил юридический факультет Таджикского государственного университета, доктор юридических наук, профессор. Прошел путь от младшего оперуполномоченного КГБ Таджикской ССР до первого заместителя начальника инспекторского управления КГБ СССР. В 1992 году он руководил одной из самых успешных операций по освобождению заложников в Шымкенте, ставшей образцовой для многих спецназов мира. Успех этой операции привел к личной трагедии: не осмелившись напасть лично, уголовный мир отомстил семье. |
Генерал согласился ответить на вопросы КазТАГ, а также поделился своими соображениями о нынешних проблемах национальной безопасности.
- Есенгельды Абельзаминович, как вы пришли в КГБ СССР? С какой должности начинали?
- Вначале, как и положено, отслужил в рядах Советской армии, затем после окончания университета мне предложили перейти в систему КГБ СССР. Естественно, проверили уровень политической подготовки, морально-волевые и деловые качества. Потом выявляли способность вызывать доверие людей, побуждать их к откровенности, чтобы они могли делиться тем, что обычно утаивается от других. Службу в органах начинал в Таджикистане с должности младшего оперуполномоченного КГБ Таджикской республики.
Был начальником отдела центрального аппарата КГБ КазССР, заместителем управления КГБ по Восточно-Казахстанской области, затем старшим инспектором инспекторского управления КГБ СССР в Москве, откуда меня назначили начальником управления КГБ по Чимкентской области.
В 1991 году президент Назарбаев направил меня в Москву заместителем председателя КГБ СССР. В то время председателем был Вадим Бакатин. Поскольку до выхода указа президента СССР Михаила Горбачева о моем назначении я должен был трудиться в центральном аппарате, соответственно мне полагалась ежемесячная заработная плата. Поэтому Бакатин решил назначить меня первым заместителем начальника инспекторского управления КГБ СССР. Однако эта должность была занята бывшим председателем КГБ Казахстана, генерал-майором Виктором Мирошником. Тогда Бакатин ввел еще одну должность первого заместителя начальника инспекторского управления КГБ СССР, и на эту должность назначил меня. К концу 1991 года вместо указа президента СССР о моем назначении вышел указ об упразднении КГБ СССР и передаче его под юрисдикцию России. Будучи депутатом Верховного Совета, я возвратился домой и продолжил службу в органах национальной безопасности независимого Казахстана – возглавлял управления КГБ по Чимкентской, а затем по Атырауской областям.
- Насколько к тому времени изменились условия работы спецслужб в Казахстане?
- Есть такая известная фраза «разведка стара как мир». Так вот, если быть лаконичным, при любом политическом строе основные приоритеты, как самой работы, так и подход к отбору кадров у спецслужб остается практически неизменным.
В свое время сильными чертами могущественного КГБ бывшего Советского Союза и сегодняшнего КНБ Казахстана является жесткая централизация, комплексный характер структур этих спецслужб, корпоративность и элитарный кадровый состав. Дело другое, что работа любой спецслужбы тесно связана с научно-техническим прогрессом, в результате которого меняются технические формы и методы добывания, обработки и защиты информации.
- С вашей точки зрения, с чем связано отделение внешней разведки от системы Комитета национальной безопасности и оправдано ли это решение?
- Лично мое мнение, разведка и контрразведка – это единый механизм обеспечения национальности безопасности. Во времена КГБ отсутствовали какие-либо барьеры между разведкой, контрразведкой и другими ключевыми службами. Все было направлено на то, чтобы оперативно и комплексно достигать цели и решать первоочередные задачи. С другой стороны во многих странах, к примеру, в России, Германии, Англии, США – службы внешней разведки существуют как самостоятельные структуры, что не снижает уровень надежности обеспечения государственной безопасности.
- Вы можете охарактеризовать текущую ситуацию, особенно в приграничных районах, имеется ли опасность внешней агрессии?
- Думаю, что Казахстан, имея такую обширную территорию, владея несметными природными ископаемыми, конечно, может вызвать к себе интерес многих государств. Но у меня нет никакого основания для упоминания какой-либо страны, намеревающейся лишить Казахстан суверенитета.
Будет к месту, если подчеркну дальновидную политику нашего президента, обеспечивающего приток иностранных инвестиций в экономику Казахстана. Это дает право всем известным экономически мощным государствам мира заявлять стране, покушающейся на суверенитет Казахстана, что наша республика является зоной их жизненно-важных интересов, поскольку в казахстанскую экономику они вложили миллиарды долларов. К тому же президент Назарбаев твердо и последовательно развивает дружеские и взаимовыгодные отношения с другими государствами мира, реально создает и укрепляет зону добрососедства и взаимопонимания.
- Теракты этого десятилетия взбудоражили все наше общество. Многие эксперты утверждают, что их замысел заключался в дестабилизации обстановки и политическом расколе страны. Как считаете, есть ли внутренние силы, заинтересованные в этом процессе?
- Для всех стран терроризм относится к числу наиболее опасных, трудно прогнозируемых явлений современности. Идеология терроризма и экстремизма не признает границ. Разумеется, этот процесс регулируется заинтересованными силами в лице международных террористических организаций. Поэтому ни одна страна в мире не застрахована от акций терроризма, которые влекут за собой массовые человеческие жертвы и разрушения.
Что касается заинтересованности внутренних сил в дестабилизации обстановки, то я не склонен поддерживать такую версию. Все-таки здесь больше играет внешний фактор, который определенным образом использует тенденции в политической и социально-экономической жизни нашей страны, чтобы держать общество в страхе.
Вопросы борьбы с этим явлением, с этим уже вселенским злом, это задача не одних только силовых структур. Проблемы борьбы с терроризмом так не решить. Главное заключается в создании условий – социально-политических, экономических, культурных с тем, чтобы не было никакой почвы взрастания и распространения экстремистских идей и учений.
Наряду с этим, мировой опыт показывает, что наибольшего успеха в борьбе с терроризмом можно добиться, придерживаясь жесткой линии в рамках четко обозначенного правового пространства, что в последнее время демонстрируют наши спецслужбы и правоохранительные органы.
Однако без реальной помощи гражданского общества, без СМИ, всех честных людей, патриотов своего Отечества, заинтересованных в сохранении благополучия своего очага, своих родных и близких, эффективность противодействия терроризму будет низкой.
- Интересно узнать про советский опыт борьбы с терроризмом. Каким образом выстраивалась стратегия КГБ в этом направлении?
- Задача борьбы с возможными террористическими проявлениями стояла перед всеми подразделениями органов КГБ, но надо заметить, что количество и масштаб проявлений такого характера был все-таки незначителен.
Отдельные факты попыток покушений на представителей власти оценивались не как «террористический акт», а им давалась иная уголовно-правовая оценка, и это направление оперативной работы КГБ отходило на задний план.
Но в 70-е и 80-е годы стал меняться характер террористических угроз: участились попытки вооруженных захватов и угона за рубеж самолетов, все чаще стали использоваться взрывные устройства. А в связи с изменением социально-политической и оперативной обстановки в стране и мире, количество таких дел с террористической окраской стало возрастать. В эти годы органами госбезопасности были выявлены и профилактированы тысячи лиц, вынашивавших террористические намерения. Одним словом, объем работы был достаточным, но нельзя его сравнивать с тем огромным валом террористической угрозы, который начался после распада Советского Союза.
- Операция «Набат» в Шымкенте. В чем была ее уникальность?
- Если помните, накануне развала СССР в Советском Союзе, ряде других государств мира участились случаи проведения операции «Набат» (так назывались все операции по освобождению заложников. – КазТАГ). Однако, к сожалению, все они завершались гибелью отдельных заложников, либо участников операции. Руководители этих операций становились объектами служебного разбирательства, уголовного преследования, привлекались к судебной ответственности, лишались должностей, званий, орденов, медалей, завоеванного многолетним трудом авторитета, оставались без пенсии.
Бандиты, захватившие 13 заложников в Шымкенте, являлись уголовными авторитетами, приговоренными к высшей мере наказания, и на акции силовых структур против них они готовы были принять жесткие ответные меры. Именно в этих условиях надо было принимать решение - проводить операцию или нет. Можно было бы отказаться от проведения операции, принимая во внимание публичное заявление тогдашнего заместителя председателя КГБ Казахстана: «В этих условиях проведение операции «Набат» опрометчиво». Отказ от проведения операции наверняка привел бы к гибели всех 13 заложников. Поэтому я на свой страх и риск, ради сохранения жизни заложников, отдал приказ провести эту операцию, готовый в случае неудачи понести любое наказание. Но мне помог Всевышний. Никто из заложников и участников операции не пострадал. Оба бандита были, к сожалению, убиты.
Авторитеты уголовного мира вначале планировали лишить жизни меня, но видя, что меня охраняют вооруженные подчиненные, в этом же году они в Москве убили мою дочь Малику, работницу московской таможни.
- Отечественные СМИ нередко пишут о конфликтах между силовиками различных ведомств. Что вы думаете по этому поводу?
- Не считаю, что наши силовики конфликтуют или воюют между собой постоянно. Во всех странах бывают такие ситуации, когда деловые взаимоотношения сотрудников выходят за рамки дозволенного.
По большому счету, работа силовиков не должна напрягать общество, наших граждан. Они обязаны работать во благо людей, тихо и незаметно, люди должны жить спокойно, по сути, не замечая работу своих стражей. Правильно сказал президент, все они должны работать только для людей и во имя народа.
- Достаточно ли внимания Казахстан обращает на идеологию и военно-патриотическое воспитание молодежи? Если говорить о молодежи, что вам больше всего нравится в молодом поколении и что вас больше всего в нем шокирует?
- Думаю, что никогда не стоит высказывать удовлетворение уровнем идеологической работы и военно-патриотического воспитания граждан. Всегда найдется немало причин и оснований для активизации работы в этих целях.
Меня очень радует тяга к знаниям, стремление к овладению новыми технологиями со стороны части молодежи. В то же время вызывает недоумение особая привязанность молодежи к компьютеру, хотя это отрицательно сказывается на ее здоровье. Вместо живого непосредственного общения с интересующими их лицами, они поддерживают с ними связь, в основном, через компьютер.
А вот тяга отдельных молодых людей к наркотикам и алкоголю, действительно, отвратительна.
- Чем вы занимаетесь сейчас? Планируете ли писать мемуары?
- На мой взгляд, мемуары должны писать лица, занимавшие высокие ключевые должности. К сожалению, я такого поста не занимал.
Казахское телеграфное агентство «КазТАГ» Время загрузки страницы 0.256 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |