Руководители ветеранского движения воинов-интернационалистов Казахстана вновь выступили с требованием принятия в республике закона, приравнивающего участников военных конфликтов к ветеранам Великой Отечественной войны. Они уже подготовили запрос депутатам мажилиса, где напоминают об их предвыборных обещаниях принять такой закон. Речь идет о едином статусе участника войны, обеспечении ветеранов жильем, увеличении пособий. Главный вопрос: готовы ли депутаты поддержать инициативу о государственной защите участников Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним. Также депутатам предлагается определить размер государственных специальных пособий для достойной жизни ветерана ВОВ и лиц, приравненных к ним по льготам. |
По словам председателя Координационного совета ветеранов и инвалидов войны в Афганистане Мурата Абдушкурова, запросы отправлены каждому депутату. Они должны ответить в течение месяца.
По данным статистики, афганскую войну прошли 22 269 казахстанцев, из них 924 остались на полях сражений, 21 – пропал без вести. За мужество и героизм орденами и медалями СССР награждены свыше 200 тысяч военнослужащих, 86 – удостоены звания Героя Советского Союза.
Вопрос о равных правах с ветеранами ВОВ поднимают не только «афганцы». С подобными предложениями выходили, например, и ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС. С конца 90-х стали появляться робкие предложения о придании статуса ветеранов ВОВ бойцам так называемого туркестанского легиона, воевавшим на стороне Третьего рейха. Например, такой статус получили коллаборационисты в Прибалтике и на Украине – бывшие военнослужащие подразделений «СС» и различных националистических партизанских формирований, таких как Украинская повстанческая армия или «Лесные братья».
После Второй мировой войны советская армия участвовала в военных конфликтах в 26 странах мира. Летчики и военные специалисты сражались на Корейском полуострове. Кремль направлял своих офицеров на гражданскую войну в Лаосе. Зенитчики из Союза сражались в джунглях Вьетнама против американских войск. Военных специалистов и оружие отправляли на гражданскую войну в Мозамбик. Еще Ангола, Алжир и другие горячие точки, где в числе советских офицеров были и казахстанцы.
Справка Total.kz: Побежденные и победители
В России средняя пенсия ветеранов составляет около 200 долларов. Ветераны могут бесплатно ездить на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршруток), бесплатно получать лекарства, им оплачивают 50% коммунальных услуг.
В Казахстане ветераны войны получают также около 200 долларов. Они имеют льготы в получении жилья, при медицинском обслуживании, в оплате жилищно-коммунальных услуг и др. Средняя пенсия рядового афганца и чернобыльца –100 долларов.
Для сравнения: в Германии ветеранские пенсии составляют в среднем от 1000 до 3000 долларов в месяц. Чтобы получать эти деньги, участники Второй мировой должны соответствовать отдельным требованиям. В частности, они не должны быть замешаны в преступлениях против человечества, не состоять в карательных войсках или СС и не служить охранниками в концлагерях.
Редакция Total.kz решила взглянуть на проблему участников военных конфликтов в целом и расспросила экспертов о том, остался ли Казахстан в долгу перед своими солдатами и кто достоит звания героя.
Мухтар Тайжан, экономист
Я поддерживаю это требование. Потому что они сейчас имеют намного меньше льгот, чем участники ВОВ. Дело в том, что воины-«афганцы» воевали по приказу государства, в котором мы все жили. Сейчас они являются гражданами Казахстана. Они в Афганистане не по своей воле воевали, а по приказу исполняли свой воинский долг. Несли службу. И там пострадали. Кто инвалидом стал, кто психологическую травму получил. Поэтому они должны, я в этом убежден, иметь те же самые льготы, которые имеют ветераны. Они выполняли воинский долг государства, в котором мы все жили. И теперь они стали нашими гражданами. И у нас есть ресурсы, чтобы предоставить им те же самые льготы, что и ветеранам Великой Отечественной войны. Также, мне кажется, нужно дать льготы чернобыльцам. Тем людям, которые пострадали в действиях, в которых принимали участие по приказу государства. И они покалечили там свои жизни и здоровье. Сейчас они наши граждане. И значит, мы должны о них заботиться. Также те военные, которые на службе потеряли здоровье, точно так же должны поддерживаться государством. Это общемировая практика. Воины туркестанского легиона? Такие у нас есть? Мы не Украина и не Прибалтика. В этой связи я вспомнил другую личность – Мустафу Шокая. Которого, я считаю, обвиняют несправедливо. Это отдельная тема разговора. Но есть факты и свидетельства того, что Мустафа Шокай отказался сотрудничать с немцами и он старался все делать для военнопленных.
Эдуард Полетаев, политолог
Это вопрос дискуссионный. Он поднимался не только в Казахстане, насколько я знаю. Надо понимать, конечно же, что по масштабам человеческих жертв Великая Отечественная - посильнее. Но в то же время афганские события – это, пожалуй, единственно реальные боевые действия, в которых принимали участие казахстанцы ныне живущие, поскольку ветеранов очень мало осталось. Я думаю, что это не будет очень сильной нагрузкой для бюджета, для получения ими каких-то определенных льгот. Я думаю, уважение к людям, которые рисковали своей жизнью, проливали кровь, должно сохраниться. Иначе в конце концов в случае какой-то очередной войны желающих идти воевать не так много найдется. Страна должна чтить своих героев. Пусть эти воины даже не всегда по своей воле участвовали и страна была другая – Советский Союз, и сейчас критикуется концепция вторжения в Афганистан – но тем не менее это люди, которые рисковали своей жизнью не за политические идеалы. Кого бы я еще приравнял к ветеранам? Пока не вижу таких, потому что Казахстан не участвовал в активных боевых действиях. Что касается воинов туркестанского легиона, могу сказать следующее. Через какое-то время, я думаю, этот вопрос могут поднять, но сейчас об этом рано говорить. Я сам противник, конечно же, таких вещей. И все-таки для Казахстана День победы – это официальный государственный праздник. И приравнивать людей, которые были на другой стороне, в значительно меньшем количестве, я думаю, это нецелесообразно и не прагматично. Возможно, в будущем какое-то прощение будет, но об этом рано еще говорить. Пока есть еще живые ветераны той войны, которые воевали с этой стороны. Для них это будет весьма нелицеприятная новость.
Сергей Уткин, правозащитник
Понятно, что это вопрос не юридический, а скорее нравственный. Люди выполняли государственную задачу, шли на смерть, совершали подвиги. Терпели тяготы и лишения. И, естественно, государство должно заботиться о них. Если бы я принимал такие решения, голосовал бы в парламенте, я однозначно бы проголосовал за. Надо этих людей уважить. Это необходимо не только им самим, но и государству. Люди должны знать, что оно о них позаботится в случае чего, отправляя на такие риски, боевые операции. А если люди будут смотреть на бедных, нищих «афганцев», доверия государству не будет. Кого бы я еще приравнял к ветеранам? По льготам, чернобыльцев бы еще. Хотя события и Афганистана, и Чернобыля происходили во времена Советского Союза, тем не менее эти люди прошли серьезные испытания. Про бойцов туркестанского легиона, которые воевали на стороне немцев, не скажу. Трудно судить все эти идеологические штучки. Это надо серьезно и глубоко изучить пласт истории, послушать специалистов, докторов исторических наук, политологов. Я себя могу представить только в качестве судьи. Давайте соберем большой круглый стол и выслушаем мнение всех специалистов. Услышав все доводы – за и против, может, в голове бы и сложилось мнение. А сейчас не готов сказать мнение на этот счет.
Шарипбай Утегенов, Председатель Союза ветеранов Афганистана и локальных войн Республики Казахстан
Ветераны Великой Отечественной войны не будут же вечно жить. Завтра их не будет. Конечно, пусть они долго живут, мои родители тоже участники. Останемся мы. И к кому мы будем приравнены? У нас, тех, кто воевал в Афганистане, нет статуса участника войны. Если он будет, это в первую очередь отразится на деньгах. Сейчас мы, например, получаем 5,8 МРП, это около 9 тысяч тенге. Участники ВОВ получают 15 тысяч. Отношение со стороны общества и государства будет другое. Сейчас еще не все понимают, кто мы такие и что там делали, чьи интересы защищали. Как будто около 20 тысяч казахстанцев не воевали, не несли потери. Мы же все жили когда-то в СССР и выполняли приказы. Мы хотим расти вместе с Казахстаном и получать льготы, которые соответствуют уровню развития социальной сферы страны. Допустим, 10-20 лет назад деньги тяжело было найти, но сейчас же поднялись и ВВП, и все другое. Кроме ветеранов войны в Афганистане есть и другие, которым, по-моему, тоже можно присвоить статус участника войны. Это те, кто после нас на таджикско-афганской границе воевали. И воевали с тем же врагом. Мы заходили в Афганистан под лозунгом защиты южных рубежей родины, то есть Советского Союза. А они заходили уже как для защиты южных границ. Разве мы будем говорить, что они на чужой территории стояли? Они так же жертвовали жизнями. В крайнем случае, если не участникам войны, то участниками боевых действий они должны быть признаны.
Сергей Пашевич, руководитель казахстанского союза «Боевое братство»
В данной трактовке вопрос ставится прежде всего о получении статуса участника войны, а не лица приравненного. Суммы компенсационных выплат участникам ВОВ и участникам войны и инвалидам войны в Афганистане несправедливы и очень сильно отличаются в денежном эквиваленте. Чиновники поделили солдат на тех и этих. Хотя согласно Закону Республики Казахстан от 28 апреля 1995 года №2247 «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним», лицами, приравненными по льготам и гарантиям к участникам Великой Отечественной войны уже являются участники боевых действий на территории других государств. А именно: военнослужащие Советской Армии, Военно-Морского флота, Комитета государственной безопасности, лица рядового и начальствующего состава Министерства внутренних дел бывшего Союза ССР (включая военных специалистов и советников), которые в соответствии с решениями правительственных органов бывшего Союза ССР принимали участие в боевых действиях на территории других государств; военнообязанные, призывавшиеся на учебные сборы и направлявшиеся в Афганистан в период ведения боевых действий; военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан для доставки грузов в эту страну в период ведения боевых действий; военнослужащие летного состава, совершавшие вылеты на боевые задания в Афганистан с территории бывшего Союза ССР; рабочие и служащие, обслуживающие советский воинский контингент в Афганистане, получившие ранения, контузии или увечья, либо награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за участие в обеспечении боевых действий. По большому счету особых привилегий у участников войны в Афганистане и ВОВ просто уже нет. Солдат дает присягу Родине и не имеет права не выполнить приказ. Мы воспитывались на примерах наших дедов и отцов. На любой войне у солдата одна и та же судьба. И убивали и ранили нас и в Афганистане. И награждали теми же наградами. Так почему нас пытаются поделить на солдат той и не той войны? Справедливо будет, если статус участника войны получат те казахстанские воины, кто выполнил приказ Родины и с оружием в руках защищал таджикско-афганский участок границы. Ни в коем разе, обсуждая статус, нельзя следовать примеру Украины и стран Прибалтики, где государство заботится о тех, кто в годы Великой Отечественной войны перешел на сторону фашистской Германии и воевал против своих сослуживцев. Они нарушили данную ими присягу, предали свою тогда существовавшую страну и перешли на сторону врага.
Руслан Шадиев, заместитель руководителя ОО «Союз десантников Казахстана»
Воины-интернационалисты более чем достойны привилегий, которыми пользуются ветераны ВОВ. «Афганцы» ждали достаточное количество лет, когда Казахстан, обретя независимость, строил новое государство и поднимал экономику. Льготы «афганцам» должны были дать гораздо раньше. Более того, «афганцы» разработали проект закона не только по себе, но и по другим участникам военных конфликтов и техногенных катастроф. Подробные расчеты вполне приемлемой нагрузки на бюджет, насколько я знаю, были предоставлены в мажилис еще в феврале 2012 года. Важность принятия такого закона не только в экономической плоскости, но и в моральной. Каждый военнослужащий и члены его семьи должны быть уверены, что в случае ранения или гибели при выполнении долга перед Родиной он сам или его семья не будут брошены на произвол судьбы. Несмотря на масштабы и разницу этих двух военных конфликтов (ВОВ – это глобальный военный конфликт, Афганистан – локальный), самоотверженное участие в боях солдат и офицеров достойно глубокого уважения, гибель любого человека – это трагедия и горе для близких. Подвиг – всегда подвиг и сравнивать их (Великую Отечественную войну и войну в Афганистане), наверное, некорректно. Так же как не корректно сравнивать подвиг участников боевых действий и сотрудников силовых ведомств, ценой собственной жизни обезвреживающих террористов. Хорошо, что в Казахстане не пошли по пути прибалтийских государств или Украины в части переиначивания истории в угоду историческому моменту. Гитлеровская Германия, ее союзники и завербованные граждане бывшего Союза в любом случае были агрессорами. Предательство, несмотря ни на какие угрозы или принуждение, всегда должно расцениваться именно как предательство. Находить оправдание людям, перешедшим на сторону врага, аморально. От себя лично добавлю, что закон об «афганцах» постоянно теряется в лабиринтах законотворческих органов. Депутаты, боясь ответственности, постоянно отфутболивают инициаторов за различными справками в Минобороны РК, в Минздрав и прочие госорганы. Запрашивают подтверждения от чиновников различных ведомств в том, что боевые действия в Афганистане были войной. Парадокс! Ведь признание такого факта – это компетенция именно законодателей, а не чиновников.
Total.kz Время загрузки страницы 0.821 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |