Выступая на совещании, посвященном итогам 2012 года и задачам реализации Стратегии-2050, Глава государства поручил Правительству и Национальному банку РК в рамках совершенствования пенсионной системы создать Единый пенсионный фонд, передав ему счета всех частных НПФ. Президент подчеркнул, что такая консолидация и управление ими под контролем Национального банка позволит более эффективно и безопасно распорядиться накоплениями граждан. О том, как будет реализовано поручение Главы государства, средствам массовой информации рассказал председатель Национального банка РК Григорий Марченко. |
– Поручение Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о создании Единого пенсионного фонда будет выполнено, – заявил Григорий Марченко. – Президент в интересах народа принял решение, и теперь его нужно выполнять. Соответствующие предложения должны быть предоставлены в течение одного месяца, что мы, естественно, сделаем. Если правильно все сделать, то вполне возможно, что система будет работать лучше. Поэтому нам всем вместе нужно постараться, чтобы так было.
По просьбе СМИ банкир также проанализировал плюсы и минусы объединения НПФ. «Переманивание вкладчиков из одного фонда в другой снижало общую эффективность пенсионной системы. В условиях когда пенсионный фонд будет один, понятно, что клиентов переманивать никто не будет», – подчеркнул Г. Марченко. Он также отметил, что уровень комиссионного вознаграждения в едином фонде будет снижаться.
– Будет решена еще одна проблема, которая была в период до финансового кризиса, а выявилась уже после, – продолжил банкир. – Речь о том, что у некоторых фондов, прежде всего мелких, были сделки с аффилиированными лицами. Фонды приобретали бумаги аффилиированных компаний, по некоторым из которых был дефолт, и в результате эти фонды понесли убытки. А в некоторых случаях дефолтные компании были связаны с акционерами этих фондов. И если фонд будет один, и управляться он будет или Правительством или Национальным банком, то таких сделок с аффилиированными лицами не будет. Также и в административном плане система будет проще и дешевле.
В то же время Г. Марченко отметил, что «отсутствие выбора и отсутствие конкуренции между фондами является негативным фактором, и как он скажется в будущем, реально оценить достаточно сложно. Но, с другой стороны, была ситуация, когда разные фонды использовали разные методы оценки, и в результате получалось, что кто-то занижал доходность и при этом пытался на эту завышенную доходность привлечь вкладчиков, а здесь будет единая система оценки».
Тем не менее, по мнению главы НБ РК, «в среднесрочной перспективе все плюсы могут перевесить минусы. В долгосрочной перспективе все будет зависеть от эффективности работы этого объединенного фонда». При этом банкир подчеркивает, что при любом варианте объединения вкладов сохранность пенсионных активов, безусловно, будет соблюдена. Григорий Марченко также прокомментировал некоторые публикации, в которых звучал вопрос о том, «что теперь будет с моими деньгами?».
– Все в порядке, – считает председатель НБ РК. – Нужно четко понимать, что это в первую очередь система индивидуальных накопительных счетов. Эти индивидуальные счета могут быть в частных пенсионных фондах, могут быть в государственном пенсионном фонде, они могут быть в управлении теоретически у любого другого типа финансовых институтов. Здесь, в принципе, ничего не меняется. И те счета, которые есть у людей, в любом случае у них и останутся. И все те права, которые у них накоплены, и активы, которые у них есть в пенсионной системе, они у них останутся. Если система государственных гарантий распространялась на частные пенсионные фонды, т. е. покрытие всех взносов с учетом накопленных за период нахождения в этом пенсионном фонде, с учетом инфляции, то та гарантия, которая сейчас есть в соответствии с законодательством, безусловно, в любом варианте будет распространяться и на накопления в государственном пенсионном фонде. Поэтому главное в пенсионной системе – это сохранность накопления вкладчиков.
По мнению банкира, Единый пенсионный фонд должен находиться при Правительстве, а не при Национальном банке. Это позволит избежать прямого конфликта интересов.
– Мы считаем, что Единый пенсионный фонд должен находиться при Правительстве, лучше всего, при Министерстве финансов, а не при Национальном банке, чтобы избежать прямого конфликта интересов. То есть мы не должны быть владельцем пенсионного фонда и его регулятором, – пояснил Григорий Марченко. – А та часть денег, которая будет инвестироваться во внешние активы, может быть передана Национальному банку в управление.
Что касается денег, которые будут направляться на внутренний рынок, то, по информации Г. Марченко, Единый пенсионный фонд будет проводить тендер среди управляющих компаний, и эти управляющие компании будут брать мандаты и, соответственно, будут инвестировать деньги в акции, облигации и в другие инструменты на внутреннем рынке.
– При этом правильней, чтобы перечень разрешенных к инвестированию инструментов определял Нацбанк как регулятор, но это, естественно, все подлежит обсуждению, – считает председатель Нацбанка. – Наши рекомендации населению уже в течение 14 лет: 50% держать в тенге и 50% держать в другой валюте. То есть такую же схему мы предлагаем пенсионным фондам. И общая задача, поставленная Президентом, о том, что часть средств должна использоваться для инфраструктурных проектов, может решаться таким образом.
Особо глава Нацбанка подчеркнул, что «за ту часть, которая будет передана в управление Национальному банку, Нацбанк будет нести ответственность. А что касается внутреннего рынка, тут все будет зависеть от того, как эффективно будет работать Единый пенсионный фонд».
– Наша позиция заключается в том, что пенсионные фонды, как они есть сейчас, должны быть преобразованы в управляющие компании, – продолжая тему управления НПФ, отметил Григорий Марченко. – Никто не говорит, что нужно все у частных пенсионных фондов забрать, сказать им спасибо и на этом с ними расстаться. Нет, Правительство должно будет нанять оценочную компанию, которая должна провести справедливую и независимую оценку и, соответственно, выкупить. Опять же, это наша точка зрения, но должен быть выкуп, еще раз хочу подчеркнуть, по справедливой рыночной стоимости. Я считаю, что ни мы, ни Правительство не должны прямо заниматься оценкой. Этим кто-то должен заниматься объективно, нужна справедливая, рыночная, независимая оценка. И это вопрос очень щепетильный.
При этом председатель НБ РК отметил, что у крупных фондов оценка будет ниже. «Так как, купив его раньше, можно было увеличить долю на рынке, а теперь, когда долю увеличить уже не получится, то и оценка будет ниже», пояснил он. Оценка мелких фондов, по мнению Г. Марченко, зависит от целого ряда факторов, в том числе – какой у каждого конкретного фонда портфель.
– Поэтому это такая важная и нужная работа: выполнить принятое решение правильно, для того чтобы не было обвинения в предвзятости или в рейдерском захвате со стороны государства, – заявил Г. Марченко. – Но опять же я говорю, что желания их закрыть нет, и наше предложение заключается в том, что надо им дать возможность работать на рынке в этих новых условиях.
Открытым пока остается вопрос, касающийся добровольных и корпоративных сбережений, по которым свое мнение Григорий Марченко также высказал.
– Понятно, что по обязательным пенсионным взносам все пенсионные фонды будут объединены в один, но если у человека есть добровольные сбережения и он хочет их держать в частном пенсионном фонде, может быть, такую функцию тоже можно оставить, – сказал банкир. – Но это тоже вопрос, который требует обсуждения. Пока у нас нет обязательных корпоративных отчислений, но добровольные корпоративные отчисления могут быть в частном пенсионном фонде. Мы также не знаем, кто из владельцев этих управляющих компаний захочет таким же бизнесом заниматься в другом формате, но на внутреннем рынке нужно хотя бы сохранить конкуренцию со стороны управляющих компаний.
Марченко также считает, что механизм объединения фондов нужно обсуждать и принимать в кратчайшие сроки.
– Для того чтобы это все осуществить, необходимо внести соответствующие изменения в законодательство, – подчеркнул он. – Без изменения законов какие-то шаги предпринимать сложно, да и неправильно. Поэтому сейчас мы будем эти вопросы обсуждать. Безусловно, в течение месяца все это будет сделано, и окончательный вариант будет внесен Президенту. Но нужно четко понимать, что переходный период продлится какое-то время. Мы, естественно, постараемся совместными усилиями сделать это как можно быстрее. Если будет поддержка со стороны всех правительственных органов и Парламента, это все можно сделать за 3 месяца. Но опять же ключевой вопрос: как быстро эти законопроекты будут проходить через Парламент? То есть если даже это будет срочно, то уйдет месяц. Потом мы должны все соответствующие нормативные правовые акты принять как регулятор. Но в результате для того, чтобы осуществить необходимое и правильное решение, потребуется несколько месяцев. Если не будет поддержки, если закон будет объявлен срочным – тогда это полтора года. Механизм должен пройти все процедуры согласования.
Алла ДЕМЕНТЬЕВА,
Алматы
Сайт газеты «Казахстанская правда» Время загрузки страницы 1.328 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |