Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Единый государственный пенсионный фонд будет действовать на условиях, изначально прописанных в пенсионной реформе 1997 года



Единый государственный пенсионный фонд будет действовать на условиях, изначально прописанных в пенсионной реформе 1997 года

 

Единый государственный пенсионный фонд будет действовать на условиях, изначально прописанных в пенсионной реформе 1997 годаИ сейчас, и изначально, еще когда пенсионная реформа только вводилась, ответ на вопрос доходности отечественных НПФ всегда лежал на поверхности.

Эти деньги должны были питать экономику Казахстана – вкладываться в перспективные долгосрочные проекты.


А в результате получилось, что фонды дружно инвестировали собранные накопления в малодоходные государственные ценные бумаги. Происходило это главным образом в силу недостатка качественных финансовых инструментов. То есть накопительные пенсионные фонды сконцентрировали несколько миллиардов долларов США, которым в нашей стране практически нет применения. А Минфин и Нацбанк вынуждены эмиссия за эмиссией выпускать собственные бумаги, чтобы фонды могли покупать хотя бы их.

И нести тяжело, и бросить жалко – именно так сегодня можно охарактеризовать ситуацию, сложившуюся в пенсионной системе Казахстана. Но бросить, видимо, придется. Причем никто другой, кроме президента страны Нурсултана Назарбаева, не мог отдать такое распоряжение. Правда, в данном случае предложена умная модель – преобразовать все частные фонды в единый государственный. Последний сможет инвестировать средства не только в ценные бумаги, как раньше, но и в перспективные проекты внутри страны. Именно об этом, кстати, и говорилось при проведении пенсионной реформы в далеких девяностых.

С одной стороны, работа накопительных пенсионных фондов (НПФ) в убыток уже набила оскомину, и впору назвать этот эксперимент провалившимся. С другой стороны, что-то менять в системе теперь – задача практически невыполнимая. Может быть, поэтому главный финансовый институт страны – Национальный банк – так тянет с решением вопроса.

Впервые о необходимости реформ в пенсионной системе Казахстана речь зашла еще в начале прошлого года. Тогда в своем послании народу Казахстана президент Нурсултан Назарбаев поручил председателю Национального банка РК Григорию Марченко до конца первого полугодия разработать соответствующий план. Однако минуло полугодие, а Нацбанк, за исключением предложения по увеличению пенсионного возраста, так ничем и «не разродился».

В сентябре 2012 года Нурсултан Назарбаев встретился с Григорием Марченко и вновь напомнил о необходимости разработки предложений по дальнейшему реформированию пенсионной системы и использованию средств финансовых институтов при финансировании проектов, реализуемых в рамках системы государственно-частного партнерства.

По сути, уже в формулировке данного поручения крылся ответ на самый тяжелый для Марченко вопрос. Ни о каком увеличении пенсионного возраста речи нет. Необходимо лишь улучшить показатели доходности пенсионных фондов. Последние, напомним, больше десяти лет никак не могут одолеть инфляцию. Сегодня в банке на депозите деньги держать выгоднее, чем в любом отечественном пенсионном фонде. При этом доходность НПФ гарантируется государством, и на покрытие их убытков на выплату «нормальных пенсий» только в прошлом году было потрачено более 8 млрд тенге.

Впрочем, господин Марченко все же продолжал настаивать на ином.

– …накопленная доходность НПФ в 1,5–2 раза превышает накопленную за время существования накопительной системы инфляцию, – заявил он в интервью одному из казахстанских телеканалов.

Условно время существования пенсионных фондов – 15 лет, с 1997 года. Что за инфляция была в те бородатые девяностые, уже никто и не помнит, за исключением, вероятно, самого Григория Александровича. Сложно отследить справедливость слов главного банкира страны еще и потому, что внятная статистика в свободном доступе по этому вопросу имеется лишь за последние пять лет. А она далеко не радует.

К счастью, в редакции сохранились выкладки Агентства по финнадзору приблизительно с 2003 года. Так вот, за последние 10 лет, по нашим данным, инфляция составила почти сто процентов, тогда как номинальная доходность пенсионных фондов едва достигла 57 процентов. Да и тут тон задает пресловутый пенсионный фонд БТА Банка, который, как выяснилось позже, был не совсем честен со своими вкладчиками.

А между тем сегодня в пенсионных фондах сосредоточено более 3 трлн тенге. В перерасчете на привычную валюту больших цифр это около 20 млрд долларов, или 10 процентов казахстанского ВВП. Столь объемная отрасль нуждается в качественном управлении на основе неких иных правил, чем те, которые Казахстан может предложить частному сектору. То есть при объективном дефиците инструментов финансирования, сильной зарегулированности и, мягко говоря, слабой инициативе самих участников рынка нужно было что-то менять кардинально. Глава государства это решение предложил.

А между тем и сейчас, и изначально, еще когда пенсионная реформа только вводилась, ответ на вопрос доходности отечественных НПФ всегда лежал на поверхности. Эти деньги должны были питать экономику Казахстана – вкладываться в перспективные долгосрочные проекты. В концепции пенсионной реформы за 1997 год об этом написано.

Как известно, 1998–2000 годы являются этапом становления пенсионной реформы и накопительных пенсионных фондов в нашей стране. Здесь хотелось бы отметить определенные позитивные достижения. Это и сжатые сроки внедрения, и успешное привлечение частных инвесторов на рынок пенсионных услуг, и сформировавшаяся законодательная и нормативная база, а также инфраструктура рынка.

Прежде всего реформирование пенсионной системы Казахстана оказало положительное влияние на финансовоэкономический сектор экономики. На рынке появился новый институциональный инвестор, ресурсы которого уже превысили собственный капитал банков второго уровня, а если так пойдет и дальше, то пенсионные фонды могли по объему активов противопоставить себя банкам.

Еще одним из главных преимуществ данной реформы является то, что бюджетное бремя заметно полегчало, так как теперь каждый работающий стал сам заботиться о своей будущей пенсии. Второе – размер пенсии вкладчиков накопительных фондов стал зависеть от величины его пенсионных накоплений, т.е. от того, как он работал и сколько зарабатывал. При старой системе все, начиная от героев труда и заканчивая теми, кто работал спустя рукава, в итоге получали примерно одинаковую пенсию.

То есть изначально реформа была задумана и реализована так, чтобы снять бюджетную нагрузку и создать более справедливую систему пенсионного обеспечения.

Механизм накопительной пенсионной системы, как известно, заключается в следующем: работодатели ежемесячно перечисляют в форме обязательных пенсионных взносов 10 процентов от оплаты труда, включая все виды заработной платы, различные премии, доплаты, надбавки на пенсионные счета своих работников. Эти деньги, в свою очередь, инвестируются в различные финансовые инструменты с целью преодоления последствий инфляции и прочего. Но это неправильно. Это не то, о чем говорилось, когда пенсионная реформа только создавалась.

На начальном этапе пенсионной реформы, как, впрочем, и сейчас, фонды дружно инвестировали собранные накопления в государственные ценные бумаги. Происходило это главным образом в силу недостатка качественных финансовых инструментов. То есть накопительные пенсионные фонды сконцентрировали несколько миллиардов долларов США, которым в нашей стране практически нет применения. Минфин и Нацбанк вынуждены эмиссия за эмиссией выпускать собственные бумаги, чтобы фонды могли покупать хотя бы их.

Между тем цель реформы заключалась не только в механическом накоплении вкладов, но и в их разумном инвестировании, что на долгие годы гарантировало бы будущим пенсионерам дивиденды. Суть накопительной пенсионной системы – это инвестиции в реальное производство. Не в ценные бумаги Министерства финансов и даже не в банковские депозиты, а именно в те материальные объекты, которые сами не только не потеряют стоимость, но и могут создать новую стоимость. Например, можно взять отчисления от зарплаты вкладчиков пенсионных фондов и вложить их в строительство газопровода или нефтепромысел, которые и через 20 лет будут рентабельными. Однако на поверку этого не происходит. И здесь новая реформа, предложенная Главой государства, как раз кстати.

Алексей ХРАМКОВ, Алматы

Сайт газеты «Литер»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 21
Работа на дому


Время загрузки страницы 2.081 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>