Формирование ТС и ЕЭП, безусловно, несет свои риски для каждой из национальных экономик. Довольно серьезным дестабилизирующим фактором может стать вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Этот шаг серьезно «обнажил» экономическое пространство Беларуси и Казахстана, резко поднял планку интенсивности конкуренции в регионе, считает известный аналитик, руководитель Белорусской группы развития Юрий Царик, пишет финансовый журнал . |
- Юрий, Ваше мнение относительно интеграции стран ТС: оцените нынешнюю ситуацию.
- В настоящее время в евразийской интеграции складывается довольно противоречивая ситуация. С одной стороны, создан и получил немалый опыт работы Таможенный союз. Также создано и работает Единое экономическое пространство. Стороны говорят об увеличении товарооборота между Беларусью, Казахстаном и Россией. И это все действительно есть. Бизнес получил реальную возможность работать на объединенном рынке трех стран, что существенно подстегнуло активность компаний в нашем регионе.
В то же время все понимают, что перед лицом глобального кризиса того, что сделано, категорически недостаточно. Фактически страны ЕЭП не сформировали единую экономику, не обзавелись единой антикризисной стратегией. В декабре Нурсултан Назарбаев озвучил послание, в котором обозначено содержание казахстанской антикризисной стратегии. Владимир Путин недавно поручил Российской академии наук разработать соответствующую стратегию для России. В Беларуси президент Александр Лукашенко также недавно озвучил ключевые позиции белорусской антикризисной стратегии. Это, на мой взгляд, – признак серьезного кризиса интеграционного проекта. Потому что кризис станет серьезным испытанием, прежде всего, для интеграционных структур. Либо мы сможем сообща преодолевать сложности, либо разбежимся и будем искать помощи «на стороне».
- Каков ваш прогноз: как будет развиваться процесс сближения стран – в первую очередь экономически?
- Собственно, это и есть ключевой вопрос сегодня. В данный момент, когда создается единый рынок и единое экономическое пространство, но не создается единая промышленная политика, единая сельскохозяйственная политика, единая научно-техническая политика, фактически ЕЭП становится некой рамочной структурой, внутри которой крупный капитал, «олигархи», как принято говорить, могут заниматься скупкой активов и так далее. Безусловно, это никого не устроит ни в Беларуси, ни в Казахстане. И в таком формате, боюсь, интеграционные структуры не очень жизнеспособны.
С другой стороны, в нынешней ситуации у нас есть реальная возможность выйти на единую антикризисную стратегию, стратегию совместного развития наших стран, формирования внутреннего рынка, конкурирования на внешних рынках. Поэтому ситуация на сегодняшний день полностью неопределенная, открытая.
Вряд ли появится желание денонсировать уже заключенные соглашения между сторонами. Но в то же время куда двигаться дальше – это еще не определено.
- Не является ли угрозой для экономик Казахстана и Беларуси вхождение в ТС, ЕЭП? Если «да», то почему?
- Формирование ТС и ЕЭП, безусловно, несет свои риски для каждой из национальных экономик. Однако риски эти не очень значительные, особенно – для Беларуси. Ведь Беларусь уже давно находится с Россией в гораздо более продвинутых интеграционных объединениях, чем даже ЕЭП. Я имею в виду Союзное государство, в рамках которого у нас сформировано фактически единое социальное пространство, предполагающее равенство прав граждан Беларуси и России на территории друг друга.
Довольно серьезным дестабилизирующим фактором могло и все еще может стать вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. Этот шаг серьезно «обнажил» экономическое пространство Беларуси и Казахстана, резко поднял планку интенсивности конкуренции в регионе. Позитивной стороной является то, что присоединение к ВТО осуществляется постепенно. Однако в целом этот процесс вызывает немалую обеспокоенность. С другой стороны, теперь уже Беларуси и Казахстану необходимо скорей присоединяться к ВТО, чтобы быть в рамках этой организации в равных условиях с Россией.
Есть еще один дискуссионный вопрос, касающийся присоединения к Таможенному союзу Кыргызстана и Таджикистана. Но здесь позиция всех участников объединения едина: присоединение этих стран может осуществляться только на условиях ратификации всех соглашений. Соответственно, например, Кыргызстан будет вынужден изменить условия своего членства в ВТО, чтобы войти в Таможенный союз.
- Насколько реальны «угрозы» США по поводу недопущения создания Единого экономического союза стран б.СССР?
- Официальной целью стратегии национальной безопасности США является недопущение формирования на планете такого государства или союза государств, которые могли бы бросить вызов лидерству самих США. В этом смысле, конечно, создание сильного Евразийского союза как монолитного геополитического субъекта, думаю, встретило бы немалое противодействие со стороны Вашингтона.
Однако, на мой взгляд, пока речь об этом не идет. Пока идет лишь процесс экономического сближения наших трех стран и пока все главные препятствия для этого процесса создаем только мы сами. Главное препятствие – это наша собственная слабость, неспособность перейти к политике совместного развития с упором на развитие промышленности и особенно – машиностроения.
- Не станет ли создание ЕЭП предпосылкой утери Беларусью и Казахстаном суверенитета?
- Откровенно говоря, для этого нет предпосылок. В юридическом смысле, безусловно, деятельность Евразийской экономической комиссии ограничивает суверенитет всех стран-участниц ЕЭП, включая Россию. Однако спектр полномочий, в отношении которых такие ограничения введены, ограничен и детально прописан. Конечно, всегда есть угроза того, что наднациональные органы будут работать в интересах расширения своих полномочий, в том числе – в ущерб национальным экономикам. Однако этот процесс в целом довольно несложно отслеживать и противодействовать ему.
В целом же суверенитет в современном мире определяется не столько формальным аспектом, хотя и он важен, сколько способностью государства ставить стратегические цели и организовывать их достижение. И в этом смысле наоборот, ЕЭП может предоставить более широкую базу для усиления суверенитетов всех трех стран. Но это только в случае реализации правильной, осмысленной политики.
- Что вы думаете по поводу создания единой наднациональной валюты в б.СССР?
- Это идея интересная. В конце концов, если мы хотим, чтобы Евразийский союз в будущем представлял собой один из полюсов в мировой экономике, то вопрос создания единой наднациональной валюты рано или поздно придется решать в положительном ключе. Однако ставить телегу впереди лошади, конечно, не стоит. Для того, чтобы перейти к этому вопросу, необходимо выполнить ряд вполне конкретных условий. Собственно, региональную валюту имеет смысл создавать, только для того, чтобы использовать ее в международных расчетах, вне Евразийского союза. А для этого необходимо, чтобы Евразийский союз стал мощным экспортером, причем по преимуществу – несырьевым. Пока этого не будет, не вполне ясно, зачем единая валюта нужна.
- Будет ли препятствовать интеграции стран вхождение Казахстана в ВТО? Россия, как известно, уже входит в эту организацию. Насколько Россия одобряет вхождение Казахстана в ВТО, на ваш взгляд?
- Никаких препятствий для интеграции Беларуси, Казахстана и России вступление Казахстана в ВТО не создаст. Наоборот, пока Россия – в ВТО, а две другие страны – вне ВТО, это ненормальное состояние, которое создает диспаритет в наших отношениях. Поэтому, раз уж Российская Федерация стала членом ВТО, необходимо, чтобы в кратчайшие сроки Беларуси и Казахстан тоже вступили в эту организацию.
У некоторых коллег в России могут быть мысли относительно того, чтобы Москве стать единственным представителем Евразийского экономического союза в ВТО. Но я думаю, это путь в никуда, путь к тому, чтобы союз не состоялся.
Беседовал Елтай Давленов
Сайт журнала LS Время загрузки страницы 0.202 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |