Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Зачем Казахстану столько безработных с дипломом



Зачем Казахстану столько безработных с дипломом

 

Зачем Казахстану столько безработных с дипломомОт чего зависит качество образования в Казахстане и почему вчерашним выпускникам трудно устроиться на работу по профессии? Вопрос не менее актуальный, чем проблема многодетных семей без крыши над головой. Кстати, стоит отметить, именно безработные, возможно, с некой долей безответственности и пополняют ряды тех самых беззаботных родителей, не думающих как кормить свое десятое чадо.  А проблема откровенна и до неприличия проста.

Стоит отметить, что в 90-м году специалистов в Казахстане готовило лишь 55 высших учебных заведений, сейчас эта цифра выросла почти втрое. И то после значительного сокращения.  Об этом говорил и глава государства в прошлогоднем послании народу Казахстана, что количество вузов в стране в три раза превышает необходимое количество.


Сегодня, по данным статагентства РК, в Казахстане действуют 139 вузов. Об их реальном качестве преподавания можно лишь догадываться. Хотя во многих ассоциациях и общественных организациях словно в один голос твердят: «В стране ведется активная борьба с коррупцией в университетах и институтах». Объясняют тем, что система вся автоматическая, а тестирование и вовсе не позволит «развести» предмет. Правда, непонятно, кто кого разводит на самом деле.

Кстати, для справки: в 1990 году в 55 вузах гранит науки грызли 287 367 студентов, а помогали им в этом 21 955 преподавателей. Сегодня же, спустя более 10 лет, на 571 691 обучающихся приходится 41 224 человека преподавательского состава.

Современная молодежь, несмотря на не совсем приятную статистику безработицы, продолжает выбирать престижные, по ее мнению, специальности. Все подряд хотят быть нефтяниками, банкирами и юристами.

Опять же для сведения, по данным ТОО «Рекрутинговая компании Elite», на казахстанском рынке труда самые востребованные – сотрудники банковской сферы, менеджеры и нефтяники, у которых зарплата как раз та, которую хотели бы получить вчерашние выпускники, не имея трудовой опыт. Специалисты социальной сферы – медицинские работники, педагоги, ученые, а также экономисты и работники сферы обслуживания – по-прежнему остаются в аутсайдерах. Но дипломированные специалисты не принимают во внимание число требуемых специалистов. Их в компаниях намного меньше выпустившихся студентов.

Стоит отметить, кризис установил свои законы на рынке труда и работодатели стали разборчивее. Они уже не кидаются на первого попавшегося кандидата, с тем, чтобы срочно заполнить пробел в штатном расписании, а долго и придирчиво отбирают нужного специалиста.

Кстати, постигать навыки простого рабочего молодежь отказывается наотрез. Причина банальна: немодно, не поймут сверстники или не примут.

Редакция Total.kz спросила у своих постоянных спикеров: насколько необходимо стране такое количество частных высших учебных заведений, когда, несмотря на то, что официальные данные по безработным все же верно, но медленно идут к снижению. При этом не секрет, что, как и в любой другой сфере, имеются те, кто не зарегистрирован в этой печальной статистике.

Егор Каппель, Депутат Мажилиса Парламента РК

На сегодня те же самые сварщики, повара после выпуска не все трудоустраиваются. Я сам недавно был в регионах. Есть, например, потребность в 100 сварщиках. Я спросил директора предприятия, есть ли связь с колледжами и лицеями, которые готовят нужных специалистов. Мне ответили «да, есть». Но дело в низкой заработной плате. А надо уже сегодня сравнивать уровень квалифицированного сварщика или строителя с уровнем учителей, врачей и юристов. Наша задача – сделать так, что когда студенты завершают обучение, трудоустраивать их и принять для этого закон. Он сейчас дорабатывается. Студент должен знать, что после учебы он будет с работой по специальности. Вот это и надо законодательно закрепить. Необходимо провести по стране мониторинг, сколько нужно таких людей, специальности разделить по категориям с учетом каких-либо льгот. Выпускник должен попасть в свою отрасль, а еще лучше, если бы за ним было бы закреплено конкретное предприятие. Классный водитель, токарь, доярка или сварщик и плотник не должны в моральном аспекте уступать другим специальностям. У нас это, к сожалению, произошло. Надо как-то пересмотреть технологию обучения. Человек не должен думать, что его учат, а должен понимать, что он учится. Сокращение вузов результатов не даст, это просто будет еще один поток безработицы. И тем более там люди работают уже с опытом.

Бахыт Сыздыкова, Руководитель службы международных и национальных программ ГУ «Назарбаев Центр»

Нас всегда учили, что хорошая профессия там, где нужно высшее образование. Но получилось так, что сейчас очень востребованы на рынке труда профессии, которые дает среднепрофессиональное образование. Грамотного слесаря или, допустим, грамотного мастера, который починил бы стиральную машину, найти очень большая редкость. Вот я как хозяйка это хорошо знаю. И главное, люди этих профессий зарабатывают очень хорошие деньги. Те же мебельщики, сантехники и электрики или трактористы, экскаваторщики. Но у нас такая установка в обществе: мой ребенок должен иметь высшее образование. Это, мне кажется, пережиток советского прошлого. И это вопрос идеологии. Надо сделать так, чтобы в обществе пропагандировались рабочие профессии. Об этом замечательно сказал наш президент в своей статье «Общество всеобщего труда». Надо менять не только психологию детей, но и самих родителей, которые всеми правдами и неправдами хотят заполучить высшее образование для своих чад, чтобы не было стыдно перед соседями и родственниками. Система образования у нас нормальная. Раз у нас все вузы работают, есть возможность принимать студентов и платить зарплату преподавателям, значит, у нас есть спрос. Спрос рождает предложение! И я думаю, что не имеет смысла сокращать число вузов в Казахстане. Потому что люди тогда будут стараться детей за границу посылать учиться, в Россию, Китай, Америку, в Эмираты. Если сейчас будут закрывать вузы, все станут давать взятки, чтобы именно их не закрыли.

Арман Абдоллаев, Лидер Альянса студентов Казахстана

Хотелось бы сказать то, что много вузов в стране – это неплохо. Вопрос в качестве образования. Конечно, чем больше учебных заведений, тем больше конкуренция и тем более качественные услуги и образование они будут стараться предложить. Наша система образования на сегодня соответствует европейским качествам. Высшие учебные заведения обучают студентов по кредитной технологии, мы – в тренде. С другой стороны, да, в стране действительно очень много вузов – 146. И среди них очень много частных учреждений, которые, если они не соответствуют определенным нормам, было бы неплохо сократить. Нам нужно сосредоточиться на качестве образования. Потому что действительно специалистов сейчас не хватает. Нужно изучать потребность в тех или иных специальностях. Например, насколько нам необходимы специалисты в сфере международных отношений? Они выпускаются в большом количестве ежегодно! Для них просто нет столько работы. Мы как раз в этом году хотим посвятить много времени изучению этого вопроса. Какие специальности актуальны на рынке? Нужно уделить внимание распределению государственного гранта именно на недостающие специальности. Хотя сейчас по программе «Болашак», например, так и делается. Есть специальности, конечно, которые нужны постоянно: медики, преподаватели, экономисты, юристы. Но проблема выпуска большого количества определенных специалистов при нехватке других специалистов существует. И ее сразу не решить. Я сам обучался на специалиста по международным отношениям, пока не понял, что сделал неосознанный выбор и не перевелся на другую специальность. И нужно проводить работу в этом направлении среди молодежи. Ввести профориентацию еще в школе, особенно это касается школьников в сельской местности. В крупных городах хоть проходят выставки специальностей, где пропагандируются профессии.

Зайролла Дюсенбеков, Академик Национальной академии наук Республики Казахстан

Молодежь занимается не тем. Они занимаются всем, чем угодно, – танцами, подработкой в шоу, только не учебой. Они хотят легкой жизни. Все сегодня хотят стать экономистами, юристами или финансистами, не осознавая, смогут потом работать или нет. На технические специальности – строительные, к примеру, которые сейчас востребованы, – они не идут, потому что немодно. Не хватает квалифицированных слесарей, токарей. А что будет через 20-30 лет? Мы многое потеряем. Сейчас нужно срочно менять идеологию. А вот сокращать вузы? Это, конечно, не выход. Но все же сейчас действительно много частных институтов, которым лишь бы заработать деньги. Они не могут предоставить качественное образование, у них нет производственной базы. Я учился в советское время. Мы параллельно с образованием получали обязательно водительские права, мы садились на комбайны, работали в производственных цехах. Сейчас вузы не имеют своих производственных комбинатов. И это задача, я считаю, государственных учебных заведений – давать качественное образование с хорошей практикой. Может, государство будет иметь определенные издержки при этом, зато выиграет в будущем. Когда молодые люди отучатся в этих частных вузах, они не будут иметь работу. Куда они пойдут? Образование за рубежом тоже не решает проблемы. То дорогое образование, которое получают сегодня многие студенты за границей, тоже не всегда востребовано на родине. Отсюда и большое число мошенничества, краж, преступлений. Не может быть каждый третий выпускник юристом и экономистом! Сократив какое-то количество частных вузов, которые купили лицензию, но не могут давать качественного образования, мы, конечно, ничего не потеряем. Но в первую очередь нам нужно повернуть молодежь в нужном направлении. Как это сделать? Нужно думать всем.

Марианна Гурина, Председатель фонда «Улагатты жануя»

Министр образования на одной из конференции озвучил, что Казахстан по уровню образования находится на предпоследнем месте. Каждый из нас знает, что образование в стране продается. Молодым людям легче всего «развести», нежели получить какое-то образование. Также эти специалисты, которые заканчивают наши вузы, в них не нуждается страна. Потому что все понимают: они еще не специалисты, их придется переучивать. Например, даже в медицинском вузе нет факультета педиатрии, а в педиатрах страна нуждается. Как, впрочем, и в других специалистах. Там такая же идет схема: купи – получи – зачет. Безусловно, у нас есть хорошие студенты, о которых мы можем с гордостью говорить. Но пока мы видим данную ситуацию. Важно объяснить студентам и родителям, которые покупают дипломы, что завтра такие студенты будут не нужны. Они не будут востребованы на рынке труда. Студенты, которые обучаются за рубежом, приезжают сюда с другим мышлением. И, конечно, те деньги, которые предлагают наши работодатели, кажутся им смешными. Все-таки уровень образования и оценка специалистов за рубежом качественно выше, чем наши. Проблема образования – это проблема всего государства. Ведь образование – одна из форм выжимания денег. Важно что-то менять, менять гражданскую позицию, внутреннюю позицию в отношении взяток. У ряда высших учебных заведений уже отобрали лицензию. В стране, наконец, поняли, что избыток экономистов и юристов не дает дальнейшего развития.

Рахман Алшанов, Президент Ассоциации вузов Казахстана

Здесь от формы собственности не зависит, все зависит от отношения к делу. Вы же покупаете продукт, который практически 99% делают частные компании. На процесс сокращения вузов надо смотреть исторически. То есть когда-то мы стимулировали, мол, открывайте, создавайте. Теперь идет обратный процесс – оптимизация, объединение, сокращение. Это вопрос не одного дня. Сейчас сокращаются филиалы, затем будет объединение вузов, затем и сокращение. К примеру, в этом году если сократят 10 вузов и если идти дальше такими темпами, то уже через 10 лет останется один вуз. Необходимо определить рынок, этого никто не может сделать. Ни министерство, ни другое ведомство. Каждый вуз говорит «мы лучшие», министерство же говорит, что кто-то лучше, а кто-то хуже. Хотя все это определяет рынок. Если товар покупается, значит, он пользуется спросом. Поэтому работодатели должны определить свой рейтинг и уточнять, выпускники каких вузов их устраивают. У нас проходил съезд британских вузов. Они сказали, что их студенты здесь не востребованы. Потому что учиться надо для нас не по структуре британской экономики, а по казахстанской. С другой стороны, скажем, предприниматели должны понимать, что, если им нужны специалисты в той или иной сфере, у нас есть стипендия «Болашак», заказывайте, обучайте, принимайте на работу. То есть компании должны понимать, что это для них, а не против них. А у нас ребята уехали, выбрали, что понравилось, вернулись, а такой специалист не требуется. Поэтому требуется взаимодействие между сторонами, нужен специалист – обучай его. Ну а качество полученного образования в первую очередь зависит от самого студента, ему завтра работать.

Total.kz

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 26
Работа на дому


Время загрузки страницы 1.404 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>