Новый этап развития Казахстана ориентирован на ускоренное продвижение государства в сообщество 30 наиболее конкурентоспособных стран мира. В этом смысле образованная молодежь является гарантом развития Казахстана, а также основным ресурсом, способным выполнить поставленную перед страной задачу о вхождении республики к 2050 году в заветное число самых развитых государств мира. В связи с этим политика в области образования направлена на формирование национальной модели образования, интегрированной в мировое образовательное пространство и обеспечивающей подготовку специалистов, конкурентоспособных на мировом рынке труда. Как отметил в своем послании народу Казахстана первый президент Казахстана – Лидер Нации Нурсултан Назарбаев: «Наши достижения и наша казахстанская модель развития должны стать основой нового политического курса. Стратегия «Казахстан-2050» – это гармоничное развитие Стратегии «Казахстан-2030» на новом этапе. Это ответ на вопрос, кто мы, куда идем и где хотим быть к 2050 году. Уверен, что молодое поколение интересует именно это». |
Принимая во внимание динамично протекающие глобальные финансово-экономические процессы, включая и мировой кризис, очередная волна которого поглотила еще недавно считавшиеся успешными экономики европейских стран, призыв руководства страны к концентрации всех сил для достижения поставленных целей является оправданным во всех отношениях. Ведь не секрет, что среди развивающихся стран конкуренция за место в числе преуспевающих стран мира уже сегодня носит ожесточенный характер. И в этом отношении казахстанская нация должна быть готова к глобальному экономическому противоборству, ясно осознавая, что место под солнцем гарантировано лишь сильнейшим.
При этом в сложной борьбе за место под солнцем нельзя забывать о самом ценном, что есть в стране – о ее народе. Именно человек должен стоять во главе угла всех преобразований, происходящих как в социально-экономической, так и в общественно-политической и других сферах жизнедеятельности государства. При этом, заботясь о человеке, необходимо воспитывать в каждом казахстанце патриота, готового не только встать по первому призыву на защиту республики, но и постоянно работающего на собой, регулярно совершенствующего свои профессиональные навыки, пополняя багаж новыми знаниями, необходимыми для дальнейшего самосовершенствования. В свою очередь государство должно создать все необходимые условия для самореализации каждого индивидуума, родившегося и проживающего на казахстанской земле. Здесь и вопросы предоставления образования, качественного здравоохранения, соблюдения прав и свобод каждого казахстанца, независимо от его социального положения, этнического происхождения и религиозных предпочтений.
Именно на этом заострил внимание Елбасы Нурсултан Назарбаев, отметив: «Я убежден, что Казахстан 2050 года – это общество всеобщего труда. Это государство с сильной экономикой, где все делается для человека. Где лучшее образование, лучшее здравоохранение. Где царят мир и спокойствие. Где граждане свободны и равны, а власть справедлива. Там верховенство закона».
Вместе с тем во многих странах сегодня пришли к пониманию необходимости повышения грамотности населения, которое в век нанотехнологий должно быть профессионально подготовлено и способно решать возложенные на него обязанности. А это в свою очередь невозможно без получения качественного образования. И в Казахстане для этого делается немало. Так, известная не только в республике, но и далеко за ее пределами государственная программа «Балапан» позволила увеличить охват детей дошкольным образованием до 65,4 процента. Кроме этого была введена обязательная предшкольная подготовка. В результате на сегодняшний день ею охвачено 94,7 процента дошкольников.
Для подрастающего поколения созданы все условия, позволяющие будущей смене получать качественное всеобъемлющее образование. Так, с 1997 года по всей республике построено 942 школы, а также 758 больниц и других объектов здравоохранения. Широкую популярность в стране получили интеллектуальные школы и профессионально-технические колледжи мирового уровня, сеть которых постоянно расширяется. Заботой государства охвачена наиболее талантливая часть казахстанской молодежи. Только за последние 12 лет количество грантов для получения высшего образования увеличилось на 182 процента.
Напомним, что, согласно действующему закону «Об образовании», в стране гарантируется получение бесплатного среднего и начального профессионального образования. Кроме этого гарантировано на конкурсной основе по государственным грантам получение бесплатного среднего профессионального, высшего и послевузовского образования, если гражданин образование получает впервые. Также на конкурсной основе предоставляется государственный образовательный кредит. Интернационализация отечественного высшего образования сегодня занимает приоритетное место на пути к достижению намерений Казахстана стать более конкурентоспособной страной. Уже стал обыденным процесс внедрения международных аспектов во все направления обучения и исследовательской работы на уровне учебных заведений. Наиболее показательной в этом плане является стартовавшая в 1993 году уникальная казахстанская программа «Болашак», ставшая предметом изучения во многих странах мира. И это объективно, ведь именно благодаря этой программе 8 тысяч талантливых молодых людей получили блестящее образование в лучших университетах мира.
Предпринимаемые руководством страны меры, в том числе создание программы «Болашак», принятие Болонского процесса и подготовка к принятию Лиссабонской конвенции по взаимному признанию дипломов и квалификаций в сфере высшего образования являются яркими доказательствами заботы государства о своих гражданах, о подрастающем поколении, в краткосрочной перспективе готовом стать достойной сменой.
На сегодняшний день в Астане создан и успешно действует современный научно-исследовательский университет, работающий по международным стандартам.
Напомним, что в соответствии с требованиями Болонского процесса Казахстан перешел к трехуровневой модели подготовки кадров: бакалавриат – магистратура – докторантура PhD. Определен перечень приоритетных специальностей для подготовки кадров по докторским и магистерским программам с учетом кластерных инициатив.
Кроме этого предпринимаются системные меры по повышению качества среднего образования и школ. Проводится укрепление материально-технической базы школ. В свою очередь реализация государственной программ «100 школ, 100 больниц» позволила разгрузить учебные заведения, где преподавание проводилось в три смены.
В итоге сегодня подрастающее поколение имеет все условия для получения образования, отвечающего всем мировым стандартам, продолжая в дальнейшем совершенствовать свои навыки, получая профессиональный опыт, так необходимый для казахстанцев новой формации, на чьи плечи ляжет дальнейшая интеграция нашей республики в мировое сообщество.
Андрей КОРОЛЕВ, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.254 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |