АСТАНА. 8 декабря. КАЗИНФОРМ /Мейрам Байгарин/ - Казахстан является активным участником интеграционных процессов в СНГ. С 1 января текущего года образован Таможенный союз. «Следующим этапом интеграции трех стран станет формирование с 1 января 2012 года Единого экономического пространства. Это более высокий уровень интеграции, когда будет обеспечено свободное передвижение капитала и рабочей силы», - говорится в Послании Президента народу «Новое десятилетие - Новый экономический подъем - Новые возможности Казахстана» |
На совещании по вопросам работы Таможенного союза и формирования Единого экономического пространства 6 декабря Президент Н.Назарбаев отметил, что создание с 1 июля текущего года единой таможенной территории позволило сформировать 170-миллионный единый рынок, в рамках которого устранены таможенные барьеры, отменено таможенное оформление.
«Это дало дополнительные возможности для бизнеса. По итогам 9 месяцев текущего года, то есть уже в период работы Таможенного союза, наблюдается рост товарооборота почти на 30 процентов, увеличился экспорт казахстанской продукции в Россию и Беларусь», - сказал Президент.
На заседании Правительства 7 декабря были приняты проекты соглашений, формирующих договорно-правовую базу Единого экономического пространства. Все эти соглашения делятся на 4 группы. Первая - соглашения, которые призваны обеспечить проведение согласованной экономической политики. Второй блок соглашений направлен на обеспечение свободы движения капитала и услуг. Третья группа соглашений призвана обеспечить свободу движения рабочей силы. Четвертая - доступ к услугам естественных монополий. Весь пакет соглашений - 17 документов, будет представлен на рассмотрение глав государств Казахстана, России и Беларуси в Москве - на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС 10 декабря.
Эти Соглашения, в целом, характеризуются тем, что их требования направлены на улучшение условий для экономического сотрудничества между тремя странами, то есть выгодны для всех участников ЕЭП. В то же время, следует отметить, что во всех подписанных документах максимально учтены национальные интересы Казахстана.
Сложившиеся в настоящее время экономические отношения между Казахстаном и другими членами будущего Единого экономического пространства, а также экономическая ситуация в стране, позволяют уже сейчас просчитывать выгоды от подписания Соглашений. Особенно четко они просматриваются в такой сфере, как производство и транспортировка электроэнергии. Например, Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий, включая основы ценообразования и тарифной политики, в сфере электроэнергетики направлено на создание общего электроэнергетического рынка на основе параллельно работающих энергосистем государств-участников Единого экономического пространства. Предусматривается обеспечение беспрепятственного доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики, при условии приоритетного использования указанных услуг для обеспечения внутренних потребностей сторон. Межгосударственная передача электрической энергии будет осуществляться только в пределах имеющейся технической возможности электрической сети. Особенно важно то, что Соглашением предусмотрено обеспечение межгосударственной передачи электрической энергии из одной части энергосистемы государства-участника ЕЭП в другую ее часть через энергосистему сопредельного государства. Для Казахстана именно этот принцип особенно актуален в связи с тем, что энергодефицитные западные области не связаны с электросетями других регионов. В настоящее время в Западно-Казахстанской области пользуются электроэнергией из России, которая значительно дороже казахстанской. Теперь, с заключением Соглашения, западные регионы смогут получать электроэнергию из северных регионов РК через российские сети. Передача электроэнергии по территории РФ для потребителей Западного Казахстана из Северного Казахстана будет осуществляться путем взаимосвязанной и одновременной поставки равных объемов электрической энергии из северной части ЕЭС Казахстана в ЕЭС России и из ЕЭС России в западную зону ЕЭС Казахстана - через разные точки поставки, расположенные на границе РК-РФ. Таким образом, ввод тразитно-замещающей схемы позволит избежать поставок дорогостоящей электроэнергии от российского поставщика. Это большая выгода, ведь за 2006-2010 годы тарифы на российскую электроэнергию повышались семь раз, рост составил 250 процентов. И в этом году ТОО «Акжайыкэнергосауда» получило уведомление от ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» о повышении цены электроэнергии с 1 января 2011 года до 13,2 тенге за кВт/час, с ростом на 160 процентов. Вступление в силу Соглашения позволит оздоровить финансово-экономическую ситуацию энергоснабжающей компании и получить экономию от разницы в цене около 390 миллионов тенге - за 11 месяцев текущего года убытки от покупки электроэнергии составили около 600 миллионов тенге. При ожидаемом росте стоимости электроэнергии от ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» существующие тарифы для населения Западно-Казахстанской области останутся одними из самых низких по Республике Казахстан - 6,88 тенге. В случае же непринятия решения о вводе тарифно-замещающей схемы, предусмотренной Соглашением, тариф для населения ЗКО может составить 8,67 тенге за 1 кВт/час - разница в 26 процентов. Доходы ТОО «Экибастузская ГРЭС-1», которое будет поставлять электроэнергию в Западный Казахстан в объемах, замещающих объемы поставки от ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», увеличатся, ориентировочно, на 1 миллиард 680 миллионов тенге, при этом объем чистой прибыли увеличится приблизительно на 673 миллиона тенге.
Еще один плюс - возможность поставок электроэнергии из Казахстана в Беларусь, также по российским электросетям. Ожидается, что в 2015 году производство электроэнергии в Казахстане превысит ее потребление на 2,95 миллиарда кВт/часов в год. Потенциальная прибыль от экспорта электроэнергии транзитом через территорию РФ в 2015 году, по расценкам 2010 года и с учетом расходов на передачу по электросетям Казахстана и России, составит 7,16 миллиарда тенге в год.
Еще один документ, который, очевидно, улучшает условия для дальнейшего развития такого важного сектора казахстанской экономики, как агропромышленный комплекс - Соглашение ЕЭП о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства. Цель этого Соглашения - установление единых подходов к субсидированию аграрной отрасли в рамках Единого экономического пространства. В соответствии с Соглашением, все меры господдержки сельского хозяйства подразделяются на три категории: меры, не оказывающие искажающего воздействия на торговлю - «зеленая корзина»; меры, в наибольшей степени искажающие торговлю - «запрещенные субсидии»; меры, оказывающие искажающее воздействие на торговлю - «желтая корзина». Проект этого Соглашения был разработан по аналогии с требованиями Соглашения Всемирной торговой организации по сельскому хозяйству. К «зеленой корзине» относятся: проведение научных исследований; борьба с вредителями и болезнями сельскохозяйственных культур и животных; услуги по инфраструктуре и другие услуги общего характера. Такие меры применяются без ограничения. К «запрещенным субсидиям» относятся экспортные и импортозамещающие субсидии. Применение таких мер запрещается. К мерам «желтой корзины», относятся все остальные субсидии, то есть меры, влияющие на цену и себестоимость товара. К ним относятся: программы закупок сельхозпродукции у фермеров по ценам выше рыночных цен; займы с льготными процентными ставками в сравнении с рыночными; удешевление стоимости оборотных средств, лизинг и другие меры. Предоставление таких мер будет ограничиваться, по договоренности между тремя странами, на уровне отношения максимальной процентной доли объема господдержки к объему валовой продукции сельского хозяйства каждой страны. Поскольку сейчас в Казахстане и России этот показатель ниже, чем в Беларуси, наши и российские производители сельхозпродукции работают в менее выгодных условиях, чем белорусские. В Беларуси уровень господдержки, искажающей торговлю, составляет около 18 процентов, в России - до 6 процентов, в Казахстане - около 4 процентов. Теперь устанавливается разрешенный уровень господдержки, относящейся к «желтой корзине», в размере 10 процентов к валовой стоимости продукции сельского хозяйства. Для смягчения перехода к такому уровню Беларуси предоставлен 6-летний срок, в течение которого она должна снизить свой уровень до 10 процентов.
Разрешенный уровень господдержки не ограничивает Казахстан, а напротив, дает возможность увеличивать объемы поддержки аграрной отрасли - до 10 процентов, и это позволит повысить качество и конкурентоспособность отечественной продукции сельского хозяйства. Поскольку теперь для казахстанской аграрной продукции открыты рынки Беларуси и России, Правительство принимает меры по стимулированию сельхозпроизводства. Чтобы преимущества, предоставляемые процессом интеграции, были реализованы, необходимо создание множества условий - развитие данных отраслей, соответствие техническим нормам, нормам безопасности.
Точно так же, в странах ЕЭП будут действовать единые правила предоставления субсидий промышленным предприятиям. Соответствующее Соглашение не запрещает предоставление промышленных субсидий, а определяет четкие критерии, по которым они являются разрешенными. С 1 января 2012 года стороны обязались не применять запрещенные промышленные субсидии, но относительно Казахстана и России предусмотрены изъятия. В частности, на поддержку экспортоориентированных производств в рамках «Дорожной карты бизнеса-2020» взят пятилетний переходный период для реализации всех проектов по кредитам, выданным до 1 июля 2011 года. Кроме того, изъятия предусмотрены для режима промышленной сборки в рамках Свободных экономических зон и свободных складов.
Национальное информационное агентство «КазИнформ»
Время загрузки страницы 1.544 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |