Обещания чиновников держать в узде перекупщиков не сбылись. Да и работа призванных регулировать цены региональных СПК оказалась неэффективной. По данным Счетного комитета, общий размер убытков, которые «наработали» СПК по стране, составил более миллиарда (!) тенге. |
Система дала сбой
А ведь региональные СПК создавались именно для того, чтобы регулировать цены на продовольствие. Они должны были закупать продукцию в сезон наименьших цен у местных производителей напрямую, без посредников, формируя стабилизационные фонды, обеспечивать ее хранение и в периоды скачков цен на рынке выбрасывать на рынок дешевый товар, сбивая цены. На это из республиканских и местных бюджетов выделялись баснословные суммы! СПК должны были эффективно использовать их и возвращать в казну.
Но на деле система почему-то стала давать сбой. Счетный комитет проверил работу региональных СПК. И заключил, что «региональные стабилизационные фонды продовольственных товаров используются крайне неэффективно, не достигаются цели оказания регулирующего воздействия на агропродовольственный рынок». Рост цен на основные продовольственные товары за год поставил новые рекорды.
– Хотя нам говорят, что рост цен на мясо и другие продукты составил около 5–6 процентов, на самом деле цены выросли на все 20 процентов, – считает экономист Канат БЕРЕНТАЕВ.
Убытки на миллиард
По предварительной информации Счетного комитета, общие убытки 16 СПК по стране составили 1 миллиард 154 миллиона тенге. При этом, как говорят контролеры, не все средства бюджетного кредита, выделенные для закупа продовольственных товаров, использовались по назначению.
Из 17 миллиардов 105 миллионов тенге выделенных средств бюджетного кредита закуп продовольственных товаров осуществлен лишь на сумму 9 миллиардов 59 миллионов тенге, это всего 53 процента. Еще ниже оказались показатели по продукции, реализованной населению.
По данным Министерства сельского хозяйства, для регулирования и стабилизации цен необходимо реализовать продукцию на сумму 12 миллиардов 601 миллион тенге. На деле же СПК продали товары населению всего на 1 миллиард 540 миллионов тенге!
Обнаружились и еще более странные вещи. Так, например, в Карагандинской области была утверждена цена закупа сахара, которая оказалась на 45,5 тенге выше фактической цены.
СПК: «Без нас цены были бы еще выше!»
Что думают о выводах Счетного комитета сами управленцы этих компаний, которым выделили миллиарды тенге на борьбу с высокими ценами?
А они не согласны, что их работа неэффективна. Я встретилась с управляющим директором АО «Национальная компания «Социально-предпринимательская корпорация «Алматы» Нурсултаном АКЕЖАНОВЫМ.
– Если бы не проделанная работа, цены были бы еще выше. Мы не преследуем цель получения прибыли, это социальный проект. Мы производим интервенции с целью понижения цен. Можем даже продавать продукцию ниже закупочной цены, чтобы не допустить роста цен. Делать это в убыток себе, – сказал он.
– Если вы считаете, что сработали эффективно, почему так выросли цены, например, на картошку, в декабре ее продавали по 100 тенге!
– Да, обычно перед праздниками цены растут. И если бы не СПК, то цена на ту же картошку была бы 120–130 тенге!
– Сколько стоит у вас сейчас картошка из стабфонда?
– 37 тенге!
«Ух ты, супер!» – подумала я. А где такую можно купить?
Стабфонды для перекупщиков?
Вообще-то приходилось слышать, что существуют где-то «социальная» картошка, «бюджетное» мясо, «ветеранский» хлеб – словом, продукты, которые реализуются по доступной цене. Но вот видеть такое не приходилось. Мы спросили у сотрудников СПК «Алматы», как они реализуют продукцию и хватит ли дешевой картошки на всех желающих?
– Мы планируем закупить в 2013 году 4440 тонн картофеля, – сообщили в СПК.
– Но ведь потребность города намного выше!
– Мы перекрываем потребность города приблизительно на 10 процентов. Но наша цель не перекрывать потребность населения, а регулировать цену. И этого объема достаточно.
То есть мало, кому достанется дешевый картофель. И надо знать особые места, где он продается. Но когда мы все-таки решили выяснить, где же эти заветные точки, то с удивлением услышали, что «социальную» картошку СПК продает… оптом на рынке «Алтын Орда»!
– У нас есть точки в павильонах. Все знают, что в Алматы цены диктует «Алтын Орда», мы проводим оптовую продажу товара там, его закупают оптовики, – сообщили в СПК.
Получается, никто не гарантирует, что «социальные» продукты не окажутся в руках тех же перекупщиков, которые получат еще большую прибыль. Вот такая вот странная система реализации.
Немудрено, что обычный покупатель даже не заметил, что кто-то как-то пытается сдерживать цены на продовольствие.
Цена слишком высока
Специалисты говорят и еще об одной проблеме. СПК, помимо регуляции цен, должны помогать фермерам реализовывать продукцию напрямую потребителю, поддерживать местного производителя. Но на деле эксперты считают, что СПК не только не обеспечивают продовольственную безопасность страны, но и угрожают еще больше усугубить проблему зависимости от импорта.
Проверка Счетного комитета показала, например, что в Актюбинской области СПК умудрились закупить говядину не только по завышенным ценам на сумму 55,5 миллиона тенге, но еще и не у местных фермеров, а у… белорусских.
При этом местные производители жалуются, что у них если и закупают продукцию, то по таким низким ценам, что производство становится нерентабельным, дешевле и проще вообще не выращивать ту же картошку или лук.
Профессор-экономист Галижан МАДИЕВ считает, что сама система СПК обречена:
– Продовольственная безопасность – это вопрос номер один для нашей страны. И он до сих пор не решен. Думали, что СПК станут мостиком между фермерами и покупателями, окажут поддержку сельчанам. На деле же они превратились в структуры, которые озабочены лишь собственной прибылью, и не важно, какой ценой. А между тем цена может оказаться слишком высокой для будущего страны…
По официальным данным, в период работы СПК и реализации продукции из стабфондов цены на картошку и мясо по стране выросли в среднем на 7 процентов, в Карагандинской области мясо подорожало на 14 процентов, самый высокий рост цен на картофель был зарегистрирован в Астане – 9 процентов, на лук в Алматы – 8 процентов.
Автор: Александра МЫСКИНА
Сайт газеты «Караван» Время загрузки страницы 0.436 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |