Жители Аркалыка, Абая, Жанатаса, Рудного с нетерпением ждут перемен: уже в 2012 году власть выделила 27 населенным пунктам в общей сумме Т6 млрд согласно государственной программе развития моногородов на 2012-2020 годы. С октября освоены почти все деньги. О том, сколько средств и на что будет выделено в 2013 году каждому городу из списка депрессивных, кто ответит за расходование средств и какую пользу смогут извлечь жители городов, публикуемое интервью с начальником управления комитета регионального развития министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) РК Ерасылом Жуманбаевым, пишет - По нашим сведениям, люди, зависимые в своей социальной жизни от одного – градообразующего – предприятия, огромные надежды возлагают на способность власти решить десятилетиями копившиеся проблемы. Вы лично бывали в моногородах, чтобы как-то убедиться, куда расходованы государственные деньги? |
- Конечно. Взять, к примеру, Кентау Южно-Казахстанской области. Там ситуация, как вы знаете, не из благополучных. Но во время посещения города мы увидели, как он за счет благоустройства преобразился. Несмотря на то, что средства были небольшие – около Т250 млн, эффект получился значительным. Появились детские дворовые площадки, отремонтированы отопительные системы одной из школ города и здания дворца культуры, освещены улицы, убраны горы мусора и так далее. Все это вызывает у жителей позитивный настрой.
Ранее такие города напрямую не финансировались, трансферты республиканского бюджета уходили, в основном, в областные центры. Но вот стартовала программа и почти Т6 млрд освоены. Результатом стали благоустроенные улицы, отремонтированные дороги, восстановленные котельные… В целом уже реализован 171 проект.
- Чего ждать в этом году, активно ли пойдет программа дальше?
- Приведу цифры, они вполне красноречивы. В 2013-ом предусмотрено средств почти в 6 раз больше, чем в прошлом году - Т34 млрд. Эти деньги пойдут на инфраструктурные, инженерные проекты, на субсидирование кредитов, обучение предпринимательству, на микрокредитование по механизму программы «Занятость-2020». А также на гранты в рамках «Дорожной карты бизнеса» и создание центров по поддержке предпринимательства.
Если рассмотреть по городам, получается такая картина: большая доля денег идет в Карагандинскую область, потому что здесь 8 моногородов из 27. Из Т34 млрд мы выделяем этой области Т11,4 млрд. Например, Темиртау - Т3,3 млрд, городу Абай - Т873 млн, Балхашу - Т1,5 млрд, Жезказгану - Т1,7 млрд, Каражалу - Т405 млн.
В Восточно-Казахстанской области 4 города получают около Т4 млрд: Курчатов - Т340 млн, Риддер - Т2,2 млрд, Зыряновск - Т870 млн и Серебрянск - Т260 млн.
Город Кентау в Южно-Казахстанской области получит Т1,2 млрд к уже выделенным и освоенным в прошлом году. Жамбылской области выделяется Т1,6 млрд, из них Жанатас получает Т824 млн и Каратау - Т735 млн.
В западных областях по 1 моногороду. В Актюбинской области Хромтау получает Т470 млн; в Атырауской – для города Кульсары направлено Т1,2 млрд, в Западно-Казахстанской области городу Аксай бюджет дает Т957 млн.
- Согласитесь, люди щепетильно относятся к распределению средств. Объясните главные принципы расчета: кому и сколько.
- Мы исходим из численности населения. Для сравнения, в Темиртау 179 тыс. жителей и город получит больше, чем, скажем, Серебрянск, где проживает 10 тыс. человек. Темиртау в 2012 году выделено Т618 млн, в этом запланировано - свыше Т2 млрд. Серебрянску было направлено Т35 млн, а в 2013 году - около Т170 млн.
- Но кто будет контролировать расходы?
- Местные исполнительные органы, акимы моногородов. С каждым подписывается соглашение. Акимы будут отчитываться за каждый расходованный тиын. Помимо финансового мониторинга запланированы выезды в моногорода представителей отраслевых госорганов и нашего министерства. Кроме того, есть экспертная группа из числа депутатов по реализации названной программы.
- Решает ли программа проблему аварийного жилья и брошенных домов? В Аркалыке, например, целые микрорайоны из разбитых и пустующих домов, а равно школ и магазинов. Зрелище не для слабонервных. А на дворе – XXI век…
- Действительно, дома, которые портят облик города и влияют на настроение жителей, подлежат сносу. По данным местных властей, таких домов по всем моногородам - 579. Из них только 179 строений находятся в коммунальной собственности, остальные - в частной. На бюджетные средства мы можем сносить только те дома, которые числятся в коммунальной собственности.
Мы определили для сноса аварийное и брошенное жилье в 4 городах: Аркалык-104 дома, Абай-56 домов, Жанатас-117 домов и Каратау- 18 домов. Учтите, я перечислил общее количество подлежащих сносу домов. На данный момент могу сказать, что по Абаю, Жанатасу, Каратау документация для перевода недвижимости в коммунальную собственность готова, и мы эти вопросы уже планируем решить до 2014 года. Остальным местным исполнительным органам необходимо дела форсировать.
Сложность ситуации в чем, ведь эти дома либо брошены местными, либо у каждой квартиры по документам числятся хозяева, которые переехали в Россию или в другие страны. Поэтому в данном случае предстоят судебные процессы. По Аркалыку - соответствующие иски поданы в суд. Скажу условно - там более 2 тыс. квартир, по которым необходимо решить юридические вопросы. То есть, предстоит буквально поквартирно признать дома бесхозными, а уже потом перевести в коммунальную собственность. Но, если где-то, например, дом развалился, то его сразу признают бесхозным, без исков.
Однако процесс затянулся. Думаю, что вскоре проблема решится, и из общих Т1,5 млрд мы выделим деньги для Аркалыка - на снос 17 домов в 2013 году. Отмечу, что по планам, к 2015 году в моногородах не должно быть аварийных домов.
- Хорошо, аварийные дома снесут. А новые-то появятся?
- Да, планируется строительство арендного жилья по механизмам программы «Занятость-2020». На 2013 год заявлен один моногород: в Риддере будет идти строительство 12 пятиэтажных домов. На эти цели в 2013 году Риддер получит Т949 млн, в 2014 – Т1,2 млрд и к 2015 году -Т1,3 млрд.
В квартиры будут заселены самозанятые, безработные, малообеспеченные, работники градообразующего предприятия. Распределением жилья займутся местные власти.
- В каких еще городах будет строиться жилье по этой программе?
- Прежде всего, в городах с высоким потенциалом развития. При разработке программы мы условно сгруппировали города по трем категориям: с высоким, средним и низким потенциалом. Высокий потенциал развития подразумевает высокую численность населения, свыше 100 тыс. жителей, и эффективно действующее градообразующее предприятие. В первой группе 6 моногородов - Темиртау, Экибастуз, Рудный, Риддер, Аксу, Хромтау.
Средний потенциал – это города, где предприятия частично или вообще не работают. К ним относятся Жанаозен, Жезказган, Балхаш, Сатпаев, Степногорск, Кентау, Шахтинск, Сарань, Кульсары, Лисаковск, Житикара, Текели, Абай, Курчатов и Серебрянск, Каражал, Каратау и другие.
К низкому потенциалу относятся 2 города – Аркалык, где проживает 27,6 тыс. человек и Жанатас - 21 тыс. человек.
Но вот еще что важно: строительство арендного жилья по программе развития моногорода зависит еще и от местных исполнительных органов. Поэтому показателем станет то, будут ли акимы подавать нам соответствующие заявки.
- Ерасыл Темирбекович, по всему, люди в моногородах ищут себе занятие сами, особенно, если градообразующее предприятие еле дышит, либо вообще остановлено. Есть ли в МЭРТ свежие данные о количестве самозанятых в таких населенных пунктах?
- Доля самозанятых в них варьируется от 5-9% до 40-50% от количества экономически активного населения. Первый показатель демонстрирует положение дел в городах Экибастуз, Аксай, Курчатов. Второй, - удручающий, - в городах Жанатас, Серебрянск, Житикара, Каратау, Аркалык.
При этом в среднем по моногородам республики самозанятых около 20-25% от количества трудоспособных. Такая картина в Риддере, Аксу, Шахтинске, Степногорске, Сатпаеве и других.
- Самозанятые – это потенциальные бизнесмены, люди, способные легально открыть свое дело, содержать себя и свои семьи. Как показывает зарубежный опыт, малый и средний бизнес обычно формирует 40-50% ВВП страны. Намерено ли государство поддерживать становление МСБ через названную программу и именно в таких, проблемных городах?
- Эта часть тоже прописана в разработке. С 2013 года банки второго уровня вовлекаются в программу кредитования малого бизнеса; будут субсидированы процентные ставки по кредитам без отраслевых ограничений; получит развитие производственная инфраструктура.
Людям будут предоставлять гранты на создание новых производств в размере от Т1,5 млн до Т3 млн. Эти гранты станет распределять региональная комиссия.
Также жители моногородов смогут получить микрокредиты, в частности, самозанятые, малообеспеченные, безработные, оралманы. Условия – на 5 лет до Т3 млн. Ставка в зависимости от специфики региона и администраторов будет варьироваться от 5 до 9%. То есть, максимум - 9%.
- Каковы приоритеты при распределении кредитов?
- Для организации собственного дела. Это первое. Второе - будет учитываться количество создаваемых новым предпринимателем рабочих мест. Например, потенциальный заемщик открывает цех по производству хлебобулочных изделий. При рассмотрении документации мы будем смотреть, сколько людей он сможет трудоустроить.
- В принципе, для республики микрокредитование – не новшество. Почему же микрокредитами были обделены моногорода? Да и опасения у людей бытуют: средства могут попросту разворовать, что называется, на подступах…
- Программа микрокредитования за 2 года показала достаточно хорошие результаты, и мы теперь распространяем ее действие на моногорода. И здесь механизм выдачи микрокредитов будет другой. Деньги выделяются через уполномоченную региональную организацию микрокредитным организациям (МКО), либо в кредитные товарищества, создаваемые из числа получателей.
При этом все будет решаться на региональных комиссиях из числа всех заинтересованных сторон. Так что, думаю, бюджетные деньги найдут своих адресатов.
- Насколько известно, в рамках программы планируется привлечение стратегических инвесторов. По-вашему, кто-то решит инвестировать в город, где стоит основное производство? Стоит ожидать каких-то результатов или это просто громкие заявления?
- По каждому моногороду в их комплексных планах, рассмотренных на центральном уровне и принятых маслихатами, отражены инвестиционные предложения для привлечения стратегических инвесторов.
Например, по городу Жанатас или Каратау могу сказать, что ведется работа по привлечению стратегического инвестора - российского АО «ЕВРОХИМ» с созданием ТОО «Еврохим-Удобрение». Еще 7 июня 2012 года подписан контракт на добычу. Будет строиться горнорудный комплекс со сроком реализации до 2018 года. Со стороны ТОО «Еврохим-Удобрения» предусматривается предоставление денежных средств на восстановление и развитие социальной инфраструктуры названных городов.
Также, в рамках программы, юридическим лицам, реализующим инвестиционные стратегические проекты в моногородах с низким и средним потенциалом, будут предоставляться промышленные льготы путем возмещения или оплаты части их затрат на газ, электроэнергию, приобретение земельного участка и покупку зданий и сооружений.
Помимо привлечения инвесторов у нас предусмотрены якорные проекты в каждом моногороде. Якорный проект – это объемная разработка, финансируемая из республиканского бюджета, госпрограммы ФИИР либо за счет собственных средств предприятия. На таком проекте должно быть создано не менее 100 постоянных рабочих мест во время строительства и еще 100 - во время его действия.
Так, например, в городе Абай будет построен колбасный цех с проектной мощностью до 10 тонн продукции в сутки и убойный пункт до 20 голов в сутки с созданием 100 рабочих мест.
Кроме того, предусмотрена модернизация градообразующих предприятий. Так, на 2013-2015 годы запланировано строительство угледобывающей шахты «Абайская- Наклонная», с добычей и обогащением угля по инновационной технологии, с созданием 1400 рабочих мест. Аналогичные планы приняты по каждому городу.
- Нельзя не упомнить еще об одной большой проблеме – коммунальной - по-прежнему острой во множестве населенных пунктов. Стоит назвать замерзший в прошлом отопительном сезоне Шахтинск. Будут ли решаться проблемы ТЭЦ в контексте программы?
- Ремонтные работы успешно проведены на нескольких ТЭЦ. Например, в Аркалыке провели капремонт по трем проектам на сумму около Т100 млн. Заменили резервуар для технической воды, котел и так далее. В городе Сарань проведены ремонтные работы системы отопления на котельных на сумму Т30 млн. В 2013 году планируем отремонтировать оборудование котельной в Житикаре. Сейчас принимаем проекты и по другим котельным.
- Вы говорите о ремонтах. Но сколько можно латать древнее оборудование? Новые-то ТЭЦ будут построены?
- В проекте нового комплексного плана Аркалыка была новая ТЭЦ. Но комплексный план еще не принят. Поэтому говорить о ней пока рано.
В других моногородах - Житикаре, Лисаковске, Каратау, - речь идет о реконструкции действующих ТЭЦ.
- Делаю вывод, что вы, сообразно программе, прогнозируете моногородам светлое будущее…
- Почему нет? Людям нужен налаженный быт и работа, соответствующее социо-культурное окружение. Ведь сохранение высокого уровня бедности и есть прямое следствие проблем на рынке труда, отсюда тот факт, что среднедушевые доходы в моногородах не достигают областного уровня. Например, в городах Аркалык, Кентау, Балхаш, Сарань среднедушевые денежные доходы составили 80-85% к среднеобластному уровню, а в городе Хромтау - 73%. В индикаторах же программы указано, что доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизится до уровня не более 6% .
Сейчас уровень безработицы в моногородах в целом сохранятся от 6% до 8%. По результатам программы к 2015 году ожидается снижение безработицы в моногородах до 5,5%. Одно это вдохнет в них новую жизнь.
Кроме того, к 2015 году в таких населенных пунктах будет в 2 раза больше малых предприятий, чем в 2011 году. Например, в Степногорске их число вырастет до 402, и это основано на реальных расчетах. Как, собственно, и вся программа развития моногородов Казахстана.
Казахское телеграфное агентство «КазТАГ» Время загрузки страницы 0.430 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |