Какие выводы должен сделать Казахстан после глобальной утечки компромата на сайте WikiLeaks? Почему президент Узбекистана Ислам КАРИМОВ не приехал на саммит ОБСЕ в Астану? Можно ли в Казахстане добиться решения своих проблем с помощью митингов и пикетов? По этим и многим другим вопросам на «прямой линии» свое мнение высказал политолог Досым САТПАЕВ (на снимке). Ержан МАКЕЕВ, Астана: |
В последнее время активизировалась борьба с коррупцией на самом верху - возбуждены уголовные дела на многих высокопоставленных чиновников. Что это - показуха или следствие межклановой борьбы?
- Вы правы в том, что часто межведомственные и межэлитные разборки подаются под соусом борьбы с коррупцией. Рост количества уголовных дел в отношении высокопоставленных чиновников и крупных бизнесменов - это не доказательство эффективности системы, а скорее, индикатор ее разбалансированности. Жесткая вертикаль власти используется избирательно. Игроки на местах часто сами проводят свои «зачистки», используя для этого государственные ресурсы. В результате у многих чиновников на среднем и низовом уровне возникло стойкое убеждение, что в определенных условиях они могут стать пушечным мясом в чьей-то большой игре. Хотя никогда и ни при каких обстоятельствах не выступали против существующей власти.
Из всего случившегося чиновники могут сделать неутешительный вывод: если хочешь ощущать себя в безопасности, необходимо примкнуть к той или иной группировке. Хотя не исключено, что в борьбе группировок именно ты можешь стать козлом отпущения.
Вопрос газеты «Время»:
Какие выводы должен сделать Казахстан после глобальной утечки компромата на сайте WikiLeaks?
- Выводы очень просты. Во-первых, чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят. Поэтому любые скелеты в шкафу рано или поздно вываливаются наружу. В любой стране всегда может появиться свой Джулиан АССАНЖ (основатель WikiLeaks. - В.Б.). В нашем случае роль WikiLeaks выполняют казахстанские беглые чиновники или бизнесмены, которые успели прихватить с собой пресловутые «чемоданы с компроматом».
Во-вторых, инцидент с WikiLeaks показал всю бессмысленность любого государственного контроля над Интернетом. Конечно, утечки информации были и раньше, но впервые один из веб-сайтов настолько сильно влез в глобальную политику, что его основателя почти приравняли к международным террористам. Хотя сам WikiLeaks, возможно, является чьим-то проектом в рамках большой политической игры, где Ассанж - лишь пешка.
В-третьих, случай с WikiLeaks продемонстрировал отсутствие четкой границы в современном мире между государством и гражданским обществом. Теперь непонятно, где заканчиваются государственные секреты и где начинается свободный доступ к информации.
Рената ХАЛИЛОВА, Алматы:
Недавно в отношении Тимура КУЛИБАЕВА в Швейцарии началось следствие по обвинению в отмывании денег (см. «Началось следствие», «Время» от 30.11.2010 г. - В.Б.). В чем, по-вашему, его реальная подоплека? И какова перспектива этого дела?
- Насколько можно понять, инициатором этого дела мог быть кто-то из наших «беглецов» - Мухтар АБЛЯЗОВ или Рахат АЛИЕВ. И многое зависит от убедительности предоставленных материалов. Хотя Швейцария не очень щепетильна в вопросах «чистоты» денег. Вспомним хотя бы ее сопротивление США и Германии в вопросе предоставления данных о своих банковских вкладчиках, которых в этих странах подозревали в уклонении от налогов. Как оказалось, многое зависит от настойчивости других государств в их попытках выявить теневые капиталы своих граждан. Вашингтон и Берлин были настойчивы и добились успеха. Я лично сомневаюсь, что такую же настойчивость проявят казахстанские власти… Даже если представить, что маховик дела закрутится и швейцарское правосудие будет жестким, всегда есть возможность договориться.
Дархан КАМАЛОВ, Алматы:
Почему президент Узбекистана Ислам КАРИМОВ не приехал на саммит ОБСЕ в Астану?
- Ислам Каримов уже не раз пренебрежительно высказывался по поводу многих казахстанских инициатив, будь то процесс региональной экономической кооперации или создание водно-энергетического консорциума. Более того, Каримов умудрился испортить отношения практически со всеми своими соседями, кроме Туркменистана. Возможно, это связано с тем, что вся внутренняя и внешняя политика Узбекистана построена на принципах постоянной мобилизации и поиска врагов. Хотя отсутствие президента Узбекистана в Астане можно объяснить пресловутой «конкуренцией» Узбекистана и Казахстана за лидерство в регионе. Возможно, Ташкенту не понравилось то, что Астана забрала себе лавры миротворца в Киргизии. Это раздражение явно сквозило в выступлении министра иностранных дел Узбекистана Владимира НОРОВА на саммите ОБСЕ.
Шакен УРАЗУМБЕТУЛЫ, Алматы:
Можно ли в Казахстане добиться решения своих проблем с помощью митингов и пикетов, как это сейчас принято у части дольщиков, ипотечников, жителей «шаныраков»?
- Можно, но не всегда. Например, события в «Шаныраке» в 2006 году заставили власти пойти на частичные уступки и даже создать в Алматы Общественный совет по рассмотрению и разрешению социальных конфликтов. Акции протеста против запрета праворульных машин в Казахстане также заставили ограничиться только запретом ввоза этих машин. Что касается дольщиков и ипотечников, то власти применили старую как мир тактику разделения массы протестующих на два лагеря, иногда сталкивая их лбами.
Более сложная ситуация с политическими требованиями. Здесь степень «симметричности» властного ответа значительно повышается - любую попытку войти в казахстанскую политику через «черный ход» у нас рассматривают либо как происки беглых олигархов, либо как зачатки «оранжевых революций».
Кумысный патриот (вопрос с сайта www.time.kz ):
Почему о cаммите ОБСЕ в Астане так мало информации в мировых СМИ?
- Во-первых, потому что ОБСЕ не является ключевым игроком на мировой сцене, от которого что-то зависит. Вот если бы в Астане Россия и Грузия пожали друг другу руки или же Ереван с Баку о чем-то конкретном договорились по Нагорному Карабаху, то это действительно был бы хороший информационный повод. Во-вторых, для многих СМИ - особенно западных - приоритетными остаются интересы своих читателей и зрителей своих стран, которых вообще мало интересует внешняя политика. Накануне саммита я вернулся из Гамбурга - медийного центра Германии, где встречался с редактором популярного немецкого журнала Stern, чей еженедельный тираж 900 тыс. экземпляров. Так он вообще ничего не сказал о председательстве Казахстана в ОБСЕ и о предстоящем саммите, так как не считает это интересным для немецких читателей.
- Насколько оправдал ожидания Казахстана cаммит ОБСЕ?
- Давайте будем реалистами. Никаких кардинальных решений, особенно по замороженным конфликтам, на саммите не было принято. Даже итоговую декларацию одобрили со скрипом и в довольно усеченном виде. Хотя надо отдать должное руководству нашей страны, которое все-таки убедило многих мировых лидеров в необходимости провести этот саммит спустя 11 лет и именно в Астане.
Зарема ИСМАИЛОВА, Алматы:
Замакима Алматы Серик СЕЙДУМАНОВ недавно подтвердил, что у и.о. начальника управления культуры Алматы Кайрата КУЛЬБАЕВА купленный диплом о высшем образовании, но это не мешает работе Кульбаева на госслужбе (см. «Голод и тётка», «Время» от 1.12.2010 г. - В.Б.). Неужели у нас границы норм закона и морали настолько зыбкие, что их можно вот так легко подвинуть?
- Если кто-то покупает диплом, чтобы занять тот или иной государственный пост, то, видимо, цель оправдывает средства. Сегодня купил диплом, завтра купил должность, послезавтра - степень кандидата или доктора наук, а чуть позже вдруг возникнет желание родину продать по частям, чтобы окупить «вложенные инвестиции». Как вы правильно заметили, дело в отсутствии четкой шкалы нравственных ценностей. Эту шкалу сознательно размыли, чтобы найти оправдания для тех или иных деяний.
Зиятдин ЖАПАКОВ, Алматы:
Некоторые политологи считают, что коррупция - необходимый элемент государственной системы. А как считаете вы?
- Действительно, существует так называемая «теория издержек», гласящая: при определенных условиях для эффективного функционирования бюрократического аппарата и принятия быстрых решений коррупция может играть роль «смазки», которая ускоряет вращение номенклатурных шестеренок. Но это напоминает мне попытку лечить наркомана героином: надо будет постоянно повышать дозу, пока пациент не умрет. Проблема коррупции - не только в том, что она плодит взяточников и приводит к нравственному разложению всего бюрократического аппарата, а в том, что она угрожает национальной безопасности всего государства.
- Президент Грузии СААКАШВИЛИ расформировал ГАИ как рассадник коррупции. Почему такое невозможно у нас?
- Если у нас расформировать все рассадники коррупции, к которым, судя по многочисленным уголовным делам, можно отнести не только дорожную полицию, а практически все государственные структуры, то мы скоро останемся без правительства, областных и районных акиматов, а также национальных компаний.
Алмас САРИЕВ, Алматы:
Раньше источником сепаратистских настроений традиционно считался север Казахстана, непосредственно граничащий с Россией. Сейчас все чаще приходится слышать о сепаратизме в Западном Казахстане. Как вы к этому мнению относитесь?
- Вполне серьезно. Можно ли назвать сильным государство, где регионы объединены только жесткой центральной властью, которая неизбежно вызывает недовольство тех, кому уже надоело «кормить» всех остальных? Даже в благополучных европейских странах эта тема постоянно всплывает. Вспомним Италию, где существует Северная Лига, которая выступает за предоставление северным, промышленно развитым итальянским провинциям независимости. Потенциальной опасностью для Казахстана является то, что при первых признаках сепаратизма внутри страны поучаствовать в разделе пирога попытаются внешние игроки - тот же Китай.
Анна ТАЙМАНОВА, Алматы:
Накануне саммита ОБСЕ Ермухамет ЕРТЫСБАЕВ заявил о том, что газета «Республика» и ее клоны разжигают межнациональную и межрасовую вражду. Не сигнал ли это к тому, что после саммита ОБСЕ начнется закручивание гаек по отношению к оппозиции и оппозиционным СМИ?
- Это власти умудрялись делать даже во время председательства в ОБСЕ. Конечно, нет предела «совершенству». В следующем году Казахстан станет председателем Организации Исламская конференция, и большинство далеких от демократических ценностей участников ОИК могут научить нас, как быстро и эффективно избавиться от оппозиции.
Ермек ШАРИПОВ, Караганда:
После призывов партии «Нур Отан» к чиновникам обнародовать декларации о своих доходах практически никто из высших эшелонов власти этого не сделал. В России же декларации обнародовали многие, включая ПУТИНА, МЕДВЕДЕВА и их жен. Почему в нашей стране не следуют их примеру?
- Вот перепишут всё на своих дальних родственников - и обязательно сдадут декларации. Ведь эти «золотые люди» бескорыстно любят деньги. Как мы можем им не доверять! А если серьезно, то декларация о доходах - это в том числе и вопрос морального выбора. Наши чиновники, очевидно, свой выбор сделали.
Виктор БУРДИН, фото Владимира ЗАИКИНА, Алматы
Сайт газеты «Время»
Время загрузки страницы 1.116 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |