Завершается 2012 год. Итоги его уже подвели многочисленные эксперты и общественные деятели. А что нас ждет в следующем, 2013 году? На этот вопрос сегодня в интервью газете «Литер» отвечает заместитель руководителя администрации президента РК Бауыржан Байбек. Прежде всего, последовательная реализация «Стратегии «Казахстан-2050», которую на торжественном мероприятии, посвященном Дню независимости нашей республики, представил Глава государства Нурсултан Назарбаев. Одним из ее приоритетов являются реформирование госслужбы и модернизация кадровой политики, от реализации которых зависит рост благосостояния и уровня жизни граждан. Как говорит в интервью нашей газете Бауыржан Байбек, здесь следует «сосредоточиться на трех направлениях: эффективное расходование государственных средств, повышение ответственности госслужащих перед населением и, в конечном итоге, улучшение качества государственных услуг». |
С будущего года каждый районный аким должен будет выдержать строгий конкурсный отбор, сдать специальные тесты, владеть государственным и, желательно, английским языками. Кроме того, у граждан появится возможность реально контролировать работу местных властей – сельские акимы будут отвечать перед населением за то, что они сделали и как потратили выделенные государством финансы. Более подробно обо всем этом в интервью «Литеру» рассказал заместитель руководителя администрации президента РК Бауыржан Байбек.
– Бауыржан Кыдыргалиулы, после послания Главы государства сложилось впечатление, что Казахстан стоит на пороге масштабной реформы государственного управления. Так ли это? Если да, то чем она вызвана и в чем ее суть?
– Да. В нашей стране действительно начинается вторая волна реформ госуправления, главная цель которых – кардинальное улучшение качества работы госорганов и в конечном итоге повышение благосостояния граждан.
Это продиктовано всей логикой нашего развития, определенной в «Стратегии- 2030». Тогда, в далеком 1997 году, перед Казахстаном стояли совсем другие проблемы. Безработица, угроза обнищания, инфляция, невыплата зарплат и пенсий, отсутствие инвестиций – все это казалось практически непреодолимым.
Однако благодаря последовательной реализации стратегического курса Главы государства, в том числе эффективным реформам госаппарата, всего за 15 лет Казахстан смог добиться потрясающих успехов. Доходы казахстанцев увеличились в 16 раз, безработица сократилась вдвое, бюджетное финансирование здравоохранения увеличилось почти в 15 раз, а образования – в 9,5 раза.
Сегодня государство выделяет регионам огромные средства на открытие новых предприятий, строительство жилья, школ и больниц, обеспечение населения питьевой водой, газом, дорогами. За последние десять лет объем трансфертов и субсидий со стороны центра вырос в десять раз! Местные бюджеты увеличились в 6,5 раза – их объем достиг трех триллионов тенге.
Именно поэтому в своем послании президент, отметив досрочное достижение основных приоритетов «Стратегии-2030», а также появление серьезных глобальных вызовов, поставил перед страной амбициозные задачи до 2050 года. И я уверен, что приобретенный нами позитивный опыт, а также вера в свои силы и наличие необходимых ресурсов позволят успешно выполнить их.
– Какие же это задачи?
– В рамках реформирования государственной службы, главная цель которого – рост благосостояния и уровня жизни граждан, мы должны сосредоточиться на трех направлениях: эффективное расходование государственных средств, повышение ответственности госслужащих перед населением и, в конечном итоге, улучшение качества государственных услуг.
Поэтому мы приступаем к модернизации кадровой политики, направленной на то, чтобы на госслужбе работали наиболее эффективные, преданные народу люди, профессионалы с широким кругозором и богатым жизненным опытом.
При этом должна поменяться ментальность многих чиновников. Глава государства как гарант Конституции всегда говорит, что «государственный служащий» – от слова «служить», служить народу. Поэтому каждый чиновник должен осознать свою ответственность перед гражданами, ведь за счет их налогов он и получает зарплату.
Прежнее взаимоотношение между чиновником и простым человеком, когда представитель власти мог свысока смотреть на население, должно уступить место пониманию того, что государственная служба – это прежде всего служение народу, эффективное расходование народных денег, достижение максимальной пользы и зримых результатов.
– Наверное, на это и направлен закон «О государственной службе», подписанный Главой государства на днях?
– Да. Одна из главных целей закона и всей реформы госслужбы – формирование компактного, высокопрофессионального аппарата управленцев.
Нередко руководители из-за низкой компетентности и отсутствия управленческих навыков неэффективно используют потенциал коллектива, не решают реальные проблемы населения. Следовательно, чем строже будет их отбор, тем качественнее будет поставлена работа госаппарата.
Именно поэтому в 8 раз сокращается количество политических государственных служащих, назначаемых вне конкурса. Ими останутся только первые руководители и заместители центральных государственных органов, акимы областей и городов республиканского значения, их заместители, а также акимы областных центров.
Все остальные руководящие должности – ответственные секретари, председатели комитетов, акимы городов и районов, руководители аппаратов акимов областей – войдут в «корпус А», который будет формироваться на конкурсной основе национальной комиссией при президенте Республики Казахстан. В него войдут около 500 человек, половина из которых будет представлять регионы.
Таким образом, руководящий состав госслужбы будет формироваться в первую очередь на принципах профессионализма, справедливости и меритократии.
Поэтому планируется значительно повысить квалификационные требования к кандидатам в «корпус А». Речь идет о современных знаниях, управленческих и организаторских навыках, реальных результатах работы на прежних должностях, знании казахского, русского и иностранного языков, опыте работы в центре и регионе. Помимо персонального собеседования, для оценки претендентов будут применяться современные психологические тесты.
В ближайшее время мы подведем итоги рейтинга развития районов и городов за 2012 год, после чего станет ясно, кого из действующих акимов следует рекомендовать в «корпус А», а кому еще придется доказывать свою профпригодность.
– Вы упомянули рейтинг районов и городов. Совсем недавно говорилось, что по его итогам освобождены 12 акимов. Однако некоторые интернет-пользователи сомневаются в этом, говорят, что речь идет лишь об акимах сельских округов.
– Сегодня рейтинг, формируемый на основе 45 показателей, становится серьезным и эффективным инструментом, позволяющим объективно оценивать деятельность районных и городских акимов. Если район или город долгое время демонстрирует плохие показатели и, соответственно, имеет низкий рейтинг, то принимаются меры в отношении их руководства.
Так, по итогам 2011 года были освобождены от должностей акимы городов Шымкент и Арысь Южно-Казахстанской области, Казталовского, Срымского и Акжайыкского районов Западно-Казахстанской области, Ерейментауского района Акмолинской области, Щербактинского и Иртышского районов Павлодарской области, Шалакынского района Северо-Казахстанской области.
Наряду с этим рейтинг является основанием для проверок администрации президента, проводимых по системе рисков. Если у района высокие показатели, он проверяется в плановом режиме, если низкие – проводится комплексная проверка.
По итогам таких проверок уже в этом году за ненадлежащее исполнение обязанностей освобождены акимы Айыртауского, Жамбылского и Кызылжарского районов Северо-Казахстанской области, Сузакского, Сарыагашского и Казыгуртского районов Южно-Казахстанской области, Талгарского района Алматинской области.
Все это говорит об одном: ответственность руководителей местных госорганов возросла многократно. Те акимы, которые не понимают запросы и ожидания простых людей, не готовы настроиться на служение народу, не имеют права занимать эти высокие посты.
– Президент в своем послании поставил задачу по децентрализации госуправления. Насколько расширятся полномочия и ресурсы местных властей?
– Сегодня речь идет не только о передаче дополнительных функций и финансовых ресурсов на сельский уровень. Наша задача – кардинально повысить эффективность решения проблем, подавляющее большинство которых возникает на местах.
Мы проанализировали огромное количество обращений граждан к президенту – их поступает более 20 тысяч в год. С одной стороны, это говорит о высоком доверии к Лидеру Нации. Но вместе с тем выяснилось, что значительная часть вопросов, по которым люди просят помощи у Главы государства, могла бы быть решена на региональном уровне.
Это означает, что из-за безответственности или некомпетентности некоторых чиновников у человека остается только один выход – обратиться к гаранту Конституции.
Поэтому сегодня перед нами стоит двуединая задача: с одной стороны, наделить сельских акимов реальными полномочиями и финансами, с другой – повысить их ответственность в первую очередь перед населением.
Как раз на это и направлена реформа местного самоуправления.
С будущего года сельские и аульные акимы должны будут избираться маслихатами, а не назначаться вышестоящими акимами. Это позволит значительно повысить ответственность маслихатов перед населением.
Всего избираемыми станут более двух с половиной тысяч акимов сельских округов, поселков и городов районного значения, или около 90% от общего числа всех акимов.
Но выборность – это только полдела. Если избранный аким не будет наделен дополнительными полномочиями и самостоятельным бюджетом, он не сможет решать проблемы на местах. Поэтому сейчас, в рамках утвержденной Главой государства концепции развития местного самоуправления, Министерством экономического развития и торговли ведется работа по децентрализации функций и бюджетов с акцентом на сельский уровень.
Но и этого уже недостаточно. Важно, чтобы население само участвовало в вопросах решения проблем своего аула или города. Почему, когда лифт грязный или двор неубранный, люди спрашивают: куда смотрит аким? Разве сорит аким?! Посмотрите канал «Евроньюс». В Германии, Польше и других странах ЕС после любого снегопада жители дружно выходят на улицу и чистят свои дворы вплоть до автодорог. А почему у нас даже за подъезды должно отвечать государство?
Безусловно, государство обязано создавать условия для жизни, учебы и работы. Но учиться и работать должны сами граждане. Иными словами, за решение социально-бытовых проблем в первую очередь отвечают люди, а государство им помогает.
– Каким, по вашему мнению, должен быть государственный служащий?
– За несколько дней до послания президент провел совещание с акимами всех уровней. Там он не только предупредил госслужащих о предстоящей кадровой реформе, но и обозначил новые требования, которые время ставит перед каждым руководителем.
Сегодня быть хорошим хозяйственником и менеджером уже недостаточно.
В нашей многонациональной стране знание государственного и русского языков является ключевой обязанностью госслужащего. А иначе как он будет отвечать на вопросы человека, пришедшего к нему на прием?
К примеру, в Германии есть несколько наречий немецкого языка, в том числе платтдойч, на котором разговаривают в основном фермеры и рабочие. Он очень сильно отличается от литературного немецкого языка. Так вот, в обязанности немецкого чиновника входит обязательное владение и тем, и другим. Чиновники обязаны говорить на языке своего народа.
В Канаде в порядке вещей знание госслужащими двух языков – английского и французского. Причем выходцы из франкоговорящих регионов более широко представлены в органах власти благодаря своему двуязычию. А в развитой Бельгии вообще граждане владеют тремя языками.
Глава государства не раз говорил о том, что сегодня нужно привлекать инвестиции в регионы, активнее работать с иностранными инвесторами. А для этого акимам нужно знать английский язык – язык знаний, науки, инноваций и международного общения.
Но прежде всего госслужащий обязан служить народу.
Думаю, население уже ощущает улучшение качества госуслуг в первую очередь благодаря работе ЦОНов. Судите сами: в 2011 году количество просрочек по выдаче удостоверений личности сократилось по сравнению с предыдущим годом в 20 раз! Граждане увидели, что такие услуги, как прописка, снятие с учета, регистрация, получение водительских прав и прочее могут выполняться быстро и без лишних хлопот.
Эта работа будет продолжена, в том числе в рамках законопроекта «О государственных услугах», который уже рассматривается в Парламенте.
Согласно его нормам, каждый чиновник должен нести персональную ответственность за качественное оказание услуг и их прозрачность. Если гражданин посчитает, что должностное лицо допустило грубое отношение или некачественно оказало услугу, он может пожаловаться на него в Агентство по делам государственной службы. Само же агентство будет заинтересовано в защите интересов граждан, потому что количество удовлетворенных жалоб планируется сделать одним из критериев его работы.
Кроме того, все государственные услуги будут стандартизированы, а критерии их качества и порядок оказания четко прописаны. До своего принятия стандарты будут обсуждаться с населением – любой гражданин может подать предложения и замечания к их проектам, размещенным на интернет-ресурсе госоргана.
Таким образом, совсем скоро, хочет того госслужащий или нет, закон будет обязывать его оказывать гражданам качественные услуги. В конечном итоге мы придем к тому, что человек на деле становится целью и мерилом работы всех госорганов.
Конечно, реализация данных реформ – сверхсложная задача. Тем более что любая реформа – это болезненный процесс. Уже сейчас многие чиновники, которых устраивает нынешнее положение дел, начинают критиковать их, надеются на то, что все будет спущено на тормозах.
Задача администрации президента – этого не допустить. Лидер Нации, осознавая историческую ответственность перед народом, доверил госаппарату осуществление жизненно важных реформ. И это высокое доверие мы должны, обязаны оправдать.
И я надеюсь, что в этом нам поможет само общество. Если журналисты смогут донести до людей суть этих нововведений, а население активно включится в процесс развития местного самоуправления и повышения качества госуслуг, то реформы, направленные в конечном итоге на улучшение жизни казахстанцев, будут успешно реализованы.
Кульпаш КОНЫРОВА, фото Советбека МАГЗУМОВА, Астана
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.213 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |