Казахстан намерен активизировать формирование собственной транспортно-логистической инфраструктуры. Причем, она будет создаваться не только на территории страны, но и за ее пределами. Для этого Правительство в ближайшее время начнет разработку специальной программы «Глобальная инфраструктурная интеграция», а отраслевые аналитики расширят список приоритетных инфраструктурных проектов в транспортно-логистической сфере, сообщает официальный сайт премьер-министра РК .
|
Последние годы Казахстан последовательно продвигается к полномасштабной реализации собственного транзитного потенциала. Для этого страна начала движение сразу по всем направлениям.
На институциональном уровне – создала самостоятельную структуру, занимающуюся развитием и наращиванием транспортно-логистических возможностей – Национальный Центр Развития Транспортной Логистики.
На концептуальном - разработала специальные госпрограммы, предусматривающие конкретные шаги по кардинальной смене философии ведения транспортного бизнеса в Республике.
На финансовом – выделила средства на реализацию нескольких крупных и магистральных проектов в транспортно - транзитном секторе.
На международном – смогла договориться с ведущими компаниями и странами – соседями по расширению взаимодействия в секторе активизации транзита и построения современной транспортной инфраструктуры.
На экспертном – приступила к изучению мировых тенденций в оказании транспортно-транзитных услуг и анализу перспектив присутствия казахстанских логистических компаний и проектов на растущем международном рынке транспортной логистики.
Необходимость и актуальность развития собственной конкурентоспособной транспортно-логистической системы сегодня очевидна. Еще раз объяснять ее преимущества излишне.
Итак, созданный базис позволил Казахстану взять новый курс и определить еще более амбициозные задачи в этой отрасли. Все они нашли отражение в новой Стратегии «Казахстан - 2050».
«Мы должны развивать наш транзитный потенциал. Сегодня реализуется ряд крупных общенациональных инфраструктурных проектов, результатом которых должно стать увеличение транзитных перевозок через Казахстан к 2020 году в два раза. К 2050 году эта цифра должна увеличиться в 10 раз», - так сформулировал задачу Президент Нурсултан Назарбаев, озвучивая новую Стратегию «Казахстан - 2050».
Понятно, что начало движения к новым целям и решение новых задач невозможно без устранения прежних проблем. Многие из них удалось преодолеть за прошедшие годы, но некоторые до сих пор остаются барьерами на пути построения в Казахстане современной транспортно-логистической системы.
«Эти проблемы касаются как развития инфраструктуры, так и развития технологий, информационной поддержки, создания единого информационного пространства. Основные задачи логистики – конечно, это обеспечение доступности и конкурентоспособности услуг, ликвидация диспропорций, комплексное развитие инфраструктуры, увеличение пропускной способности, создание интегрированной системы логистических центров и создание информационной поддержки», - считает вице-президент АО НК «Казахстан Темир Жолы» Ерхат Искалиев.
Как сегодня выглядит действующая транзитная схема в регионе и каковы перспективы Казахстана стать одним из ведущих игроков в этой сфере?
Одна из ключевых проблем – отечественные транзитные маршруты все еще не в силах на равных конкурировать с альтернативными, проходящими по региону. На севере – это ТрансСиб, протянувшийся от порта Находка по югу России и далее двум ветками через Санкт-Петербург в Балтику и через Беларусь в Европу. На юге – южная морская магистраль из порта Шанхай вдоль восточного побережья Китая, через Индостан, огибая Индию и Аравийский полуостров, через Суэцкий канал в Средиземное море.
Однако, именно в географическом факторе и заложены первые конкурентные преимущества, которые и легли в основу разработки Казахстаном собственной транспортно-логистической стратегии. Дело в том, что ни по времени в пути, ни по расстоянию оба действующих транзитных направления формально не в силах конкурировать с ТрансКазахстанским маршуртом (от китайского г. Чунцин, через казахстанскую узловую станцию Достык на границе с Китаем и до немецкого Дуйсбурга, что расположен в дельте рек Рейн и Рур в Северной Рейн-Вестфалии).
По данным АО НК «КТЖ», по ТрансСибу расстояние составляет 12,9 тыс км, транзитное время – 18-20 дней; по Южному морпути – 23 тыс км и 46-80 дней, по ТрансКазахстанскому маршруту – 10,7 тыс. и 15-16 дней соответственно.
Понятно, чтобы привлечь внимание крупнейших международных грузоотправителей к новому маршруту, недостаточно данных о сокращении времени следования груза и расстояния. Поэтому Казахстан приступил к последовательной реализации нескольких инфраструктурных проектов, призванных повысить транзитную конкурентоспособность страны и создать современные и цивилизованные условия для осуществления перевалки грузов различными видами транспорта.
Один из проектов – формирование и расширение транспортно – транзитного коридора Западная Европа – Западный Китай в рамках глобального проекта «Казахстан – Новый Шелковый Путь» – сейчас в стадии активной реализации.
На еще одном – Свободная Экономическая Зона «Хоргос – Восточные Ворота» - уже запущены первые составные компоненты.
И нельзя, конечно, забывать о постоянной работе ответственных госорганов по оптимизации административного сопровождения прохождения грузов и упрощении контрольных, разрешительных и фискальных процедур.
«Национальная транспортно-логистическая система РК должна основываться на 3 принципах. Первый – продвижение и позиционирование РК, как экономного и низкозатратного альтернативного транзитного коридора между ЮВА и Европой. Второй – устранение барьеров и уменьшение затрат на транспортный и логистический компонент. И третье – увеличение доли транспортного компонента в ВВП посредством добавленной стоимости услуг в транспортном и логистическом секторах», - отметил вице-президент АО НК «Казахстан Темир Жолы» Ерхат Искалиев.
Здесь необходимо отметить еще одну концептуальную деталь – решением Главы государства функции главного логистического оператора Казахстана возложены на АО НК «Казахстан Темир Жолы».
По сути, это решение выглядит совершенно оправданным и логичным. Железнодорожным проектам в новой транспортно-логистической стратегии РК отводится ключевая роль, поскольку по железной дороге транспортируется около 80% всех грузов (еще почти 20% приходится на автотранспорт). В транзите эта доля – 90-95%.
«Важно сосредоточить внимание на выходе за пределы страны для создания производственных транспортно-логистических объектов за пределами Казахстана, тщательно просчитывая свои выгоды. Мы должны выйти за рамки существующих представлений и создавать совместные предприятия в регионе и во всем мире – Европе, Азии, Америке», - заявил Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, озвучивая основные положения новой фундаментальной Стратегии «Казахстан - 2050».
Первые шаги в этом направлении уже сделаны. К примеру, совместное предприятие России, Казахстана, Германии и Китая «YuXinOu (Chongqing) Logistics Co.,Ltd» приступило к пилотным контейнерным перевозкам по маршруту Чунцин – Дуйсбург.
Активно продвигается сотрудничество АО «НК «КТЖ» с партнерами из Германии – DB shenker, России – АО «РЖД», Ирана – PTB logistics, Белоруссии – «БелИнтерТранс».
Одним из первых примеров реализации этой задачи может стать событие, произошедшее в октябре 2012 года.
«В рамках глобального проекта «Казахстан — Новый Шелковый Путь» АО «НК «ҚТЖ» совместно с компанией Interrail Holding AG запустило пилотный контейнерный поезд по перспективному маршруту Ухань (КНР) — Пардубице (Чехия). По новому маршруту организована грузоперевозка контейнеров с продукцией завода Foxconn. Документы пилотного проекта оформлены по стандарту «электронного поезда». Грузоперевозки по данному маршруту уже побили рекорды по нескольким показателям», - говорится в пресс-релизе Национального Центра Развития Транспортной Логистики.
Если говорить о рекордах, то главный из них – контейнерный поезд преодолел расстояние в 10 569 километров за 14 суток. Подтвердив, таким образом тот факт, что трансказахстанское направление имеет все шансы и перспективы стать ведущим транзитным коридором, соединяющим Азию и Европу.
Информационная служба ZAKON.KZ
Время загрузки страницы 0.619 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |