Звездные музыканты классического направления довольно часто стали заглядывать в Алматы. И не просто заглядывать в рамках различных организованных туров, а выступать перед алматинскими слушателями с большими концертами, давать для своих молодых казахстанских коллег мастер-классы и общаться с представителями СМИ. И дело совсем не в гонорарах – известного исполнителя примут везде с превеликим удовольствием. Просто классическая музыка продолжает объединять людей самых разных возрастов, профессий, социальных групп и вероисповеданий. И совсем недавно концерт знаменитого австрийского пианиста Манфреда Вагнер-Артцта и Государственного академического симфонического оркестра Казахстана под управлением китайского дирижера Чин-Чао Лин, прошедший на сцене Казахской государственной филармонии имени Жамбыла, стал художественным событием. |
Поистине звездный вечер
Замечательно, что филармония имени Жамбыла настолько быстро улавливает самые последние мировые тренды и настолько точно предлагает новые и интересные форматы музыкальных мероприятий, что участвовать в них для артистов с мировыми именами, без преувеличения, становится делом престижа. При этом не последнюю роль играет и менеджмент: все, кто выступал в залах филармонии имени Жамбыла, отмечают прекрасную, продуманную до мелочей организацию. Это отметили и недавние гастролеры: пианист Манфред Вагнер-Артцт и дирижер Чин-Чао Лин. Оба музыканта в Алматы представляли музыкальную Вену.
Концертная деятельность обоих началась еще в школьные годы. И оба музыканта много выступали и гастролировали. Их триумф наблюдали более чем в 150 городах мира. Им рукоплескали в самых престижнейших залах России, Великобритании, Нидерландов, Франции, Швейцарии, Германии, Греции, Испании, США, Южной Кореи, Японии, Бельгии и других стран. Для слушателей в южной столице выдающиеся музыканты и старейший симфонический оркестр Казахстана (ГАСО) подготовили сложнейшую программу, исполнение которой – настоящая проверка для мастеров высокого уровня.
– К счастью, для рояля написано очень много хорошей музыки. У таких популярных инструментов, как скрипка или духовые, репертуар ограничен, а пианистам не хватит целой жизни, чтобы сыграть все великое. Играть разную музыку, разные программы и стараться поднимать себя до уровня композитора – главное для меня как музыканта, – так прокомментировал свое выступление в Алматы пианист Манфред Вагнер-Артцт.
Кстати, профессор Венского университета музыки известен как солист, камерный музыкант и Lied-аккомпаниатор. Записи пианиста хранятся на международных радио и телевидении, на компакт-дисках различных музыкальных компаний. Свое кредо пианист видит в сотрудничестве с известными камерными ансамблями. Он отлично аккомпанирует таким певцам, как Кристу Ладвиг, Уолтер Берри и Ирмгард Зефрид, и, конечно, регулярно выступает с оркестром Венской филармонии. Вообще, как член «Ансамбля XX века» он выступает вот уже в течение двадцати пяти лет, что позволило ему принять участие во многих значительных событиях в области современной музыки. На вопрос, как знаменитый пианист пришел к преподавательской деятельности, Манфред Вагнер-Артцт ответил так:
– Годы учебы и практической деятельности позволили мне по-настоящему познать и почувствовать инструмент. Конечно, мною было сыграно много концертов, был охвачен большой репертуар, как сольный, так и ансамблевый. Все это и позволило мне обратиться к педагогической деятельности.
Известный музыкант мечтает преподавать прямо на сцене концертного зала. По его мнению, так много быстрее приобщить детей к искусству.
Ему нравится накапливать материал, осваивать разные виды музицирования: с солистами, с хором, с оркестром – концертная деятельность предполагает универсализм исполнителя.
А еще Манфреду Вагнер-Артцту понравилось в филармонии имени Жамбыла. Он сказал, что филармония является «очагом» академического искусства и выполняет просветительскую функцию, охватывая при этом различные виды музыкальных направлений. Таким образом, целью его выступления является не столько развлечение, а больше просвещение.
Концерт не просто доставил удовольствие меломанам, но и послужил знаком того, что в деятельности филармонии наступают принципиальные изменения. Ведь это была не просто «сборная солянка» из концертных номеров, а полноценный продюсерский проект с приглашением зарубежных участников.
В концерте прозвучали произведения В. Вагнера «Vertreibung aus Eden» («Изгнания из рая»), Й. Гайдна Концерт для фортепиано с оркестром ре мажор, оп. 18/11 и Симфония № 2 ре мажор, оп. 73 Й. Брамса. И даже самые искушенные зрители, думается, слышали их впервые: они редки не только в концертных залах, их не найдешь и на аудионосителях. Из программы наиболее часто исполняется Концерт для фортепиано с оркестром Гайдна – одна из вершин фортепианной музыки. Тоже, между прочим, не самое доступное, но, безусловно, великое произведение. И, как сказал в кулуарах известный музыковед Юрий Аравин, удивительное сочетание интимного мира композитора и совершенства формы, помноженное на исполнительское мастерство, – вот составляющие этого филармонического вечера. Все три непростых шедевра великих музыкантов звучали без купюр.
Размышления австрийского пианиста Манфреда Вагнер-Артцта о музыке и великих композиторах не менее интересны и захватывающи, чем его виртуозное мастерство. После концерта Манфред Вагнер-Артцт сказал:
– Концерт для фортепиано и с оркестром ре мажор, опус 18/11 – одно из моих любимых сочинений из наследия Гайдна – композитора, мимо которого пианист пройти не может. Его очень трудно играть, потому что каждая нота — на вес золота. Поэтому исполнять его более рискованно, чем неизвестную современную музыку. Поэтому я просто счастлив услышать овации. Они адресованы не мне, а музыке и людям, которые могут ее понять и оценить. По моим наблюдениям, концерты в филармонии посещают люди, каждый из которых — личность. Каждый из них пришел на концерт по своей собственной причине, и он по-своему воспринимает музыку. И тут не важен ни социальный статус, ни возраст, ни национальность.
За полчаса до концерта
На состоявшейся перед концертом пресс-конференции, организованной филармонией, были все участники предстоящего концерта. Многих интересовал вопрос: сколько было репетиций на сцене филармонии? Дирижер Чин-Чао Лин ответил, что ему удалось репетировать с оркестром два раза. Это, конечно, мало, но репетиции были очень продуктивные.
На вопрос: какая профессия ему ближе — дирижера или обычного музыканта, пианиста? – китайский маэстро признался: «Конечно же, в этот вечер я не пианист, а прежде всего дирижер. Поскольку это мой первый приезд в Алматы в этом году, мне придется завоевывать зрителя. Но за моей спиной сам вице-президент Международного общества Шопена в Вене, профессор Манфред Вагнер-Артцт — а это придает уверенности».
Возможно, это действительно придало ему уверенности, а может, дело в чем-то другом, но молодой китайский дирижер сумел завладеть зрительской аудиторией буквально за несколько минут с начала концерта. Его отличает трепетное отношение к музыкальным деталям, которыми композиторы ловко инкрустируют свои творения. Чин-Чао Лин – выпускник Университета музыки и исполнительских искусств в Граце, затем он учился в Высшей школе искусств в Цюрихе. Молодой дирижер уже работал с крупными оркестрами в Тайване, Польше, Пловдиве и Вене. За плечами Чин-Чао Лина достаточное количество профессиональных конкурсов международного уровня. Ведь он по первой специальности – пианист.
Кстати, как и прошедшие два сезона, Казахская государственная филармония имени Жамбыла строит свою работу на абонементной системе. Абонемент симфонического оркестра (ГАСО) – не новинка сезона, но достоин отдельного разговора. Кстати, в нем пять концертов. А вот вне всяких абонементов состоятся самые долгожданные концерты сезона: новогодние концерты Академического фольклорно-этнографического оркестра им. Нургисы Тлендиева и выступление народной артистки Казахстана Нуржамал Усенбаевой на рождественском концерте органной и вокальной музыки, а также хоровой капеллы им. Бахытжана Байкадамова. Государственный духовой оркестр под управлением художественного руководителя и главного дирижера Каната Ахметова устраивает новогодний праздник «Брызги шампанского».
Мира МУСТАФИНА, фото Сергея ХОДАНОВА, Алматы
Сайт газеты «Литер» Время загрузки страницы 0.535 сек. |
Хостинг - Разработка - Сопровождение. Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved |