Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


В Мажилисе обсудили проблемы трансграничных рек



В Мажилисе обсудили проблемы трансграничных рек

 

В Мажилисе обсудили проблемы трансграничных рекПути решения проблемных вопросов трансграничных рек рассмотрели сегодня за круглым столом в Мажилисе депутаты, представители государственных органов и неправительственных организаций, сообщает пресс-служба Мажилиса Парламента РК.

Обсуждение состоялось в рамках Комитета Палаты по вопросам экологии и природопользованию под председательством Александра Милютина.


В Казахстане проблемными считаются реки Тобол, Ишим, Иртыш, Или, Чу, Талас, Сырдарья. Особенность проблем, обозначенных вокруг этих рек, объясняется их трансграничностью, отметил А. Милютин.

Являясь стратегическими объектами, они также являются проблемами сопредельных по бассейнам стран - России, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики и Казахстана.

Существующие на сегодняшний день соглашения и протоколы по использованию водных ресурсов трансграничных рек (по реке Сырдарья, по рекам Шу и Талас, по рекам Или и Иртыш, Тобол и Урал,) к сожалению, не решают всех проблем.

И на встречах депутатов с избирателями эти вопросы всегда поднимаются, они всегда актуальны, подчеркнул депутат А.Милютин.

В обсуждении темы приняли участие и ответили на вопросы депутатов вице-министры сельского хозяйства, окружающей среды, транспорта и коммуникаций, индустрии и новых технологий, финансов, экономического развития и торговли, а также посол по особым поручениям МИД.

Свою точку зрения выразили и другие участники дискуссий, в том числе представители Казахстанского Агентства прикладной экологии, ТОО «Республиканский научно-исследовательский центр охраны атмосферного воздуха», филиала Международного Фонда спасения Арала в Республике Казахстан и Ассоциации водопользователей «Ұлы Epтic - Великий Иртыш»

В рамках круглого стола выступила также член Комитета Мажилиса по экономической реформе и региональному развитию Елена Тарасенко (тезисы):

«Глава нашего государства Н.Назарбаев неоднократно отмечал, что многие экологические проблемы Казахстана имеют трансграничный характер. Это относится, в первую очередь, к проблемам воды.

Совместное использование трансграничных объектов, совершенствование межгосударственных водных отношений следует рассматривать как одно из важных условий обеспечения не только экологической, но и национальной безопасности.

Проблема Казахстана в том, что из 8 бассейнов 7 являются трансграничными, в 6 бассейнах сток поступает из сопредельных государств.

Это касается рек Иртыш, Урал, Тобол, Ишим, Или, Чу, Талас, Сырдарьи. Поэтому считаю, наш разговор актуальным и важным.

В течении нескольких лет депутатами Западного региона поднимается вопрос и ведется большая последовательная работа в содружестве с учеными, общественностью, представителями власти, партии «Нур Отан» по решению накопившегося комплекса экологических проблем и возникшей катастрофической угрозе потери водности, богатства и разнообразия живого и растительного мира бассейна реки Урал, его притоков и долины.

За эти годы депутатами Мажилиса было просмотрено множество материалов, подготовлено несколько запросов, обращений, получено ответов. Целые тома переписки. Мы получаем постоянные обращения избирателей наших регионов. Вашему вниманию предлагаем хронологию совместных действий, предпринятых для постановки и решения проблемы.

Имеются протокольные поручения Президента РК от 2006 и 2010 г.г., поручения Премьер-Министра РК 2007 и 2010 г.г., даны ко6нкретные поручения министерствам и ведомствам, но следует отметить, что до сих пор нет единой, системной, скоординированной позиции по решению проблемных вопросов бассейна реки Урал.

В июле 2012 года в г.Оренбурге состоялось научно-практическая конференция с участием депутатов, представителей МООС, МСХ, представителей ЗКО и Оренбургской области по проблемам трансграничных рек, где ученые, эксперты констатировали факт о том, что происходит общее ухудшение состояния реки и происходит деградация экосистемы в целом.

Ученых в частности, настораживает изменение гидрологического режима стока реки, вследствие чего годовой дефицит воды на сегодняшний день составляет 4,7 кубических километра. Происходит заиление русла и разрушение береговой линии этой трансграничной водной артерии, по сути являющейся уникальным природным объектом Республики Казахстан и Российской Федерации. Деградирует пойменная растительность, сокращается биоразнобразие, скудеют рыбные запасы, на грани исчезновения поголовье осетровых.

Уровень содержания шестивалентного хрома в реке Илек (приток Урала) в отдельные периоды значительно превышает предельно допустимую концентрацию ( в 7 раз). Не снижается объем промышленных стоков крупных предприятий - загрязнителей из России и Казахстана, увеличивается темпы заиливания естественного русла реки. Требуются скоординированные системные дноочистительные и берегоукрепительные работы, очистка русла от завалов.

А это требует привлечения научно-исследовательских организаций для проведения комплексной современной экологической, экономической и рыбохозяйственной оценки реки Урал, включая в том числе подводные съемки.

На наш взгляд внимательного изучения требуют условия формирования стока в верхнем течении, начиная от истока и всей гидрографической сети, включая реку Сакмара, обоснованность аккумулирования водных ресурсов в ряде водохранилищ.

По данным многолетних исследований наблюдается системно-поэтапное уменьшение объема среднегодового стока реки Урал по сравнению со средним многолетним.

Если в 2001-2005 г.г. уменьшение составляло в среднем 11%, то 2007-21%, 2008 на 39% меньше среднемноголетних. (Казгидрометцентр).

Необходимо приостановить регулирование Урала!

По данным директора института степи РАН Чибилева, на всем течении реки Урал установлены 4 крупных водохранилища, 80 гидроузлов с капитальными сооружениями. И еще 3100 земляных плотин, которые сооружены бессистемно на всех малых реках, нанося непоправимый ущерб бассейну реки.

При решении вопросов строительства водохранилищ и аккумулирования воды недопустимо проявление местничества. При решении водохозяйственных проблем необходимо местные интересы подчинять государственным и межгосударственным. Зарегулирование, создание цепи водохранилищ на реке приводит к снижению самоочищающей способности.

На наш взгляд отсутствует контроль за лимитированным забором воды для полива, около 160 примитивных водозаборных установок обнаружено в ходе работы экспедиции вдоль реки Урал.

Несмотря на указанную значимость реки, принятие экономических, организационных и правовых мер со стороны Правительства Республики Казахстан неадекватно статусу реки Урал и оставляет желать лучшего.

В частности, 21 января 2004 года принято постановление Правительства Республики Казахстан за № 59 «Об утверждении Перечня водных объектов особого государственного значения и особенностей правового режима регулирования хозяйственной деятельности на водных объектах особого государственного значения».

Несмотря на то, что река Урал в полной мере отвечает критериям, указанным в данном перечне, она до сих пор не отнесена к водным объектам особого государственного значения. Вследствие этого решению проблем реки не уделяется должного внимания.(хотелось бы получит ответы)

Считаем необходимым принятие единой комплексной программы, ориентированной на достижение конкретных водохозяйственных целей для всего бассейна реки, попытки решать локальные водоохранные задачи в отдельных областях, не смогли дать в предыдущие годы желаемого результата. Практика очистки и экологического оздоровления ряда европейских рек позволяют надеяться на возможность такого подхода к решению проблемы.

В частности примером может служить река Дунай, где принята Конвенция о сотрудничестве по защите и устойчивому развитию реки Дунай 1994 г., в котором объединены 13 придунайских стран и создан Дунайский региональный проект, который помогает этим странам осуществлять охрану реки и укреплению трансграничного сотрудничества. Отсюда следует, что практическое решение проблем оздоровления р. Урал и экосистемы её бассейна во многом зависит от совместных и согласованных действий между Республикой Казахстан и Российской Федерацией по рациональному использованию водных ресурсов р. Урал с учетом экологических и экономических интересов обоих государств, из чего следует наше предложение о подписании межгосударственного Соглашения между РК и РФ о совместной охране и использовании вод реки Урал, которое будет включать создание постоянно действующего межгосударственного органа по координации деятельности по сохранению и восстановлению экосистемы бассейна.

Такое решение стимулировало бы взаимодействие природоохранных органов сопредельных областей Казахстана и России по оздоровлению экологической обстановки во всём бассейне.

Отсюда необходимо и широкое участие в этом важном процессе общественности и неправительственных организаций приграничных областей РК и РФ, возобновление достигнутых контактов, чему ярким примером и подтверждением является проведение в течении последнего десятилетия совместных казахстанско-российских историко-культурных, экологических экспедиций по Уралу.

Выражаю надежду, что по итогам работы круглого стола будут приняты рекомендации, вношу предложения о необходимости

- Ускорить разработку Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан по сохранению и развитию экосистемы реки Урал.

- Завершить формирование межправительственной комиссии по реке Урал с наделением её полномочиями в части координации действий по сближению нормативно-правовой базы в сфере рационального использования и охраны трансграничных водных ресурсов; разработки и принятия основных принципов распределения

воды с учетом водообеспеченности 2-х государств, планирования и финансирования совместных водохозяйственных и природоохранных мероприятий, включая совместные мероприятия по расчистке русла реки и ее притоков (малых рек) от завалов и наносов .

- Обеспечить разработку, принятие и реализацию целевых государственных программ по решению проблем бассейна реки Урал и осуществление скоординированных планов мероприятий.

- Развитие единой сети особо охраняемых природных территорий на территориях России и Казахстана вдоль берегов реки Урал и её притоков.

- Подготовить и принять комплексный план совместных действий по сохранению и восстановлению экосистемы бассейна трансграничной реки Урал на 2013-2015 г.г.

- осуществить передачу функции управления водными ресурсами в Республике Казахстан одному уполномоченному органу».

Информационная служба ZAKON.KZ

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 26
Работа на дому


Время загрузки страницы 1.450 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>