Новости Казахстана
Информационный портал
  Locman.kz Размер шрифта Вверх

Популярное сегодня


Реклама партнёров



Сейчас читают


Реклама посетителей

Календарь новостей

Размер шрифта

Прогноз погоды


Курс валют
Валюта Покупка Продажа
$
P


Возможность повышения пенсионного возраста для казахстанских женщин вскрыла проблемы накопительной пенсионной системы



Возможность повышения пенсионного возраста для казахстанских женщин вскрыла проблемы накопительной пенсионной системы

 

Возможность повышения пенсионного возраста для казахстанских женщин вскрыла проблемы накопительной пенсионной системы Возможность повышения пенсионного возраста для казахстанских женщин не на шутку всколыхнула общественность. И мигом вскрыла проблемы накопительной пенсионной системы. Тем не менее, ни один профессиональный участник рынка не предложил реальных шагов в направлении  совершенствования, упрощения, разъяснения, в конце-концов, передает

Заметим, недавнее предложение заместителя председателя пенсионного фонда «Народный» Майры Кичигиной о повышении уровня отчислений более 10% от жалованья и вовсе добило будущих пенсионеров, неважно в каком возрасте они сейчас находятся. Видимо, представитель фонда, аккумулирующего почти треть всех пенсионных накоплений, - Т806,8 млрд от 2,3 млн вкладчиков, - смотрит на жизнь сквозь окна кабинета и не способна понять, что такое начинание может вызвать у работодателей хроническую привычку выдавать зарплату в конвертах, минуя налоговую отчетность, банки и, тем более, пенсионные фонды.


Однако экономист, академик Национальной академии наук и экс-депутат парламента Кенжегали Сагадиев имеет на этот счет иное мнение, которым и поделился с корреспондентом агентства. По его мнению, нынешние 10% вполне «оптимальны».

«Уровень жизни пока еще не доходит до того, чтобы мы повышали эти пенсионные отчисления», - сказал К.Сагадиев.

Да и вероятность ухода от налогов при росте пенсионных отчислений им рассматривается, если не как стопроцентная, то вполне вписывающаяся в реалии отечественной экономики.

«Такая возможность не исключается. Когда налоговая нагрузка и иная нагрузка на бюджет той или иной организации увеличивается, бывает, это порождает стремление уходить в тень», - считает академик.

Слухи витают

Заметно, что сограждан как никогда раньше стала волновать дальнейшая «жизнь» пенсионной системы. Все чаще слышится недовольство молодых людей касательно того, что их отчисления «крутят НПФ», а результат малозначимый. Идея молодых о том, что  пенсионные сбережения могли бы помочь в приобретении жилья, допустим, в качестве первоначального банковского взноса, имеет право на жизнь. Слышны и упреки от пенсионеров о несправедливости системы, когда тот, кто копил несколько лет и тот, кто в последние месяцы «закинул» средства на пенсионный счет, получили одинаковую пенсию. Вопросы, вопросы, вопросы…

Добрую ложку дегтя в прекрасную бочку «пенсионки» подбрасывают слухи о шикарной жизни работников фондов. При этом критиками не указывается какой-то отдельный, а имеется в виду собирательный образ всех НПФ республики.

Корреспондент агентства обратился за разъяснением к председателю правления НПФ «Улар Умит» Даулету Сахипову. Ответ был краток, мол, в накопительной пенсионной системе разделяют учет средств вкладчиков и собственного капитала фондов.

«Наш фонд добровольно отказался от максимально возможного вознаграждения, поставив его размер в зависимость от заработанного для вкладчиков дохода. Если он низкий, то наш фонд вознаграждение не получает», - говорит он.

Глава НПФ не преминул указать, что собственный капитал сформирован акционерами, он идет на развитие фонда, внедрение инноваций, улучшение сервиса вкладчиков и пополняется за счет законодательно установленных комиссионных вознаграждений от величины активов и от заработанного инвестиционного дохода.

Ряд иных пенсионных фондов вместо ответа избрал тактику молчания, дескать, руководство в опусках, командировках, либо отсутствует вообще по неясным причинам.

В ответ на критику в свой адрес фонды указывают на неразвитость фондового рынка да некоторую «зажатость» капиталодвижений вследствие несовершенного законодательства. Не остается без упоминаний и мировой кризис, «повлекший за собой значительное снижение стоимости многих финансовых инструментов, а также дефолты эмитентов, в том числе и ряда отечественных».

И, чтобы утешить вкладчиков, в НПФ подсчитывают накопленную доходность для сопоставления ее с накопленной инфляцией. В одной из таких структур корреспонденту КазТАГ сообщили, что большинство НПФ все же показывает доходность выше уровня инфляции и назвали следующие цифры: накопленная доходность вкладчиков с 1 января 1998 года до 1 ноября 2012 года составила 374,4 % при инфляции за этот же период 239,5%.

Один в поле не воин

Вполне резонным может быть вопрос об объединении 11 фондов, аффилированных с банками и организациями, в один. Предположительно речь шла об иностранном управлении, мол, с таким монстром справятся зарубежные специалисты.

Напомним, Всемирный банк предлагал такую идею в начале 2012 года, но не нашел особой поддержки парламентариев, хотя депутаты обсуждали этот вопрос. В мае глава комитета мажилиса по финансам и бюджету Гульжана Карагусова заявила, что депутаты это предложение рассматривали, но не согласились, «потому что это неправильно».

Первый минус Г. Карагусова усмотрела в том, что казахстанские деньги не должны работать за границей, поскольку президент РК сказал, что пенсионные отчисления должны работать на свою страну. Ведь это длинные дешевые деньги, чью сохранность гарантирует государство.

Второй отрицательный момент идеи, по ее мнению, это необходимость ревизии НПФ. По мнению главы профильного комитета, если уж когда-то сливать все НПФ в один, то надо сначала провести ревизию, поскольку не у всех одинакова доходность. А коль скоро такая ревизия повлечет затраты государства, то Г. Карагусова оказалась против.

Вместе с тем, регулятор рынка Национальный банк РК, против этой идеи, считая, что это  проблему не закроет, а лишь усугубит ее.

Такого же мнения и экономист К. Сагадиев.

«Не думаю, что это целесообразно. НПФ - это сложившиеся компании с отработанными методами работы, с квалифицированными кадрами и эта реорганизация, на мой взгляд, была бы излишней», - говорит он.

Еще регулирующий орган опасается, - что следовало из опубликованного в республиканских СМИ интервью заместителя председателя НБ РК Дины Галиевой, - будто при слиянии НПФ в один, да еще регулируемый государством, у власти возникнет соблазн потратить долгосрочные пенсионные активы на какие-либо госрасходы…

О пенсионном возрасте слово

Женщины в нашем государстве не только, как, оказалось, формируют до 40% ВВП страны, но и могут стать основной трудовой силой. Жить они стали  в среднем  до 74 лет, так еще и на пенсию могут выйти не в 58 лет, как сейчас, а в 63 - наравне с мужчинами, живущими лет на 10-12 меньше представительниц прекрасного и слабого пола.

Однако линия демографии действительно не радует. Статистика говорит о том, Казахстан, несмотря на свою молодость в качестве государства, уже старичок по возрастным показателям населения. По прогнозам экспертов ООН, к 2050 году 25% населения страны составят люди старше 65 лет, подавляющее большинство которых - женщины.

Это, конечно, не может не беспокоить государство. Дабы снизить ожидаемый градус недовольства сограждан, Нацбанк все время делает оговорку, что повышение пенсионного возраста произойдет поэтапно, в течение 10 лет. Видимо, в памяти инициаторов идеи накрепко сохранился опыт страны, когда Казахстан первым в СНГ повысил возраст выхода на пенсию. Напомню, с 1 января 1998 года, мужчины стали выходить «на пенсию» в 61 год, женщины – в 56 лет. С 1 июля 1998 года: мужчины – с 61,5 лет, женщины – с 56,5 лет и так каждые полгода. С 1 июля 2001 года был установлен пенсионный возраст для мужчин 63 года, для женщин – с 58 лет.

В качестве показательного примера, глава Нацбанка Григорий Марченко указал на своих сотрудниц, готовых строем выйти на пенсию, но позже. Не в 58 лет. Несомненно, будут и согласные, те, кто ручку держал, в кабинетах сидел, зарплату хорошую получал. А как быть тем женщинам, кто держал лопаты или вилы, а то и шпалы с рельсами? Или же учителям, которые нервную систему «посадили» в школе? Трудно представить успешными и женщин-продавцов, сгибающими спины в 63 года, поскольку весь их рабочий день - на ногах. Кстати, Нацбанк, дабы не выглядеть монстром, выступает за снижение порогового возраста выхода на пенсию для работников, работающих на вредных производствах.

Поэтому очень хочется потребовать от властей предержащих опубликовать в параллели со статистикой возрастов данные о неумолимо  связанной с профессией потере здоровья, да еще и очертить круг таких профессий прежде, чем начать обсуждение идеи повышения женского пенсионного возраста.

Да, есть и еще вопрос. А будет ли готов работодатель держать «предпенсионерок» на работе, ведь многие женщины к такому возрасту теряют не только здоровье, силы, но и явно - производительность труда. Не проявится ли дискриминация в отношении «возрастных» работников, как было еще десяток лет назад в отношении пятидесятилетних граждан, которых никто не принимал даже на вакантные места.

Кстати, сторонники идеи приводят в пример зарубежные государства. Так, во Франции и Германии мужчины уходят на заслуженный отдых в 67, женщины - в 65-67 лет. В Японии - в 70 лет, и те, и другие. Но здесь необходимо учитывать уровень медицинских услуг, качество жизни, а также отношение к пожилым. В Казахстане ни первое, ни второе не идет ни в какое сравнение с этими странами. А о добром отношении к старикам еще помнят в семьях с традиционным укладом. Помнит ли о стариках власть?

В Астане много лет действует общество «Ардагер», занимающееся вопросами общественной  интеграции пожилых людей. Его председатель  Баян Ахметжанова уверена, что при рассмотрении вопроса о повышении пенсионного возраста для женщин должен быть дифференцированный подход.

«Для многодетных матерей нужно оставить прежний пенсионный возраст. Вырастить детей не так-то просто в наших условиях», - заявляет Б. Ахметжанова.

Вроде бы не дремлют и депутаты мажилиса.  Мажилисмен Айкын Коныров, обратившись с запросом к главе Нацбанка Григорию Марченко, справедливо пугает того социальным взрывом при «ужесточении пенсионного законодательства в Казахстане».

А.Коныров задал председателю Нацбанка ряд вопросов: планируется ли увеличение возраста для выхода на пенсию в Казахстане, как государство намерено увеличить эффективность управления вкладами, каковы защитные механизмы умеренного и агрессивного портфеля НПФ.

Корреспондент КазТАГ выяснил, что группа из представителей Нацбанка, минтруда, НПФ и профильных организаций занята обсуждением части заданных вопросов, думает над тем, насколько полно будут охвачены казахстанцы накопительной системой и каким образом деньги НПФ можно мобилизовать для работы на экономику страны. Однако, коллективный разум этой рабочей группы пока не готов раскрыть детали обсуждения.

Деньги во благо

Как известно, уже в ноябре президент поручил главе Нацбанка Григорию Марченко разработать предложения по реформированию пенсионной системы, в том числе использование средств финансовых институтов при финансировании проектов, реализуемых в рамках ГЧП.

Эту сторону проблемы агентству также прокомментировал академик К. Сагадиев.

«Надо отработать хорошие инструменты использования этих средств. Это огромные средства для инвестиций внутри Казахстана и мы, к сожалению, с ними пока не до конца разобрались. Вот тогда, когда мы найдем серьезные механизмы, тогда можно вносить изменения в пенсионную систему Казахстана», - говорит он.

Более того, по его мнению, долгосрочные средства фондов можно было бы направить на реализацию программы форсированного индустриально-инновационного развития.

«Я вносил предложение: давайте откроем дорогу пенсионным фондам, с тем, чтобы они какую-то часть накопленных средств направили на инновационные цели, венчурные фонды, технологические парки», - пояснил он.

При этом экономист указал на опыт Финляндии, которая открыла доступ пенсионных фондов к инвестированию венчурных фондов, что способствовало «росту инновационной активности финских предприятий».

В свою очередь, Д. Сахипов отмечает, что «для пенсионной системы важно создание полноценного, ликвидного и понятного рынка ГБЦ с адекватной «кривой доходности», отталкиваясь от которой пенсионные фонды смогут оценивать стоимость прочих финансовых инструментов».

Пока же, по его мнению, складывается «парадоксальная ситуация», когда инфляция в стране обусловлена наличием большой массы денег, в том числе и в пенсионной системе, которая давит на нашу экономику.

«На проблему «доходность-инфляция» надо смотреть с макроэкономических позиций. Можно и нужно привлекать пенсионные деньги в развитие собственного производства через проекты государственно-частного партнерства (ГЧП), через залоговые облигации казахстанских компаний. Таким образом, мы дадим пенсионным фондам инструменты для повышения доходности, повлияем на уровень инфляции и защитим свою экономику от внешних воздействий», - говорит он.

По его словам, длительное время в портфелях НПФ наблюдается перекос в сторону финансового сектора, следствием чего является недостаточная диверсификация и повышенные риски.

«Поэтому мы заинтересованы в появлении новых эмитентов из любого нефинансового сектора экономики», - говорит он.

Да, есть надежда, что новая законодательная инициатива даст ответы на уже возникшие вопросы и упредит появление новых. В том числе, ответит, как и на что будут жить люди, не участвующие в накопительной системе на данный момент. Например, официально озвучено в стенах парламента - количество самозанятых равняется почти 2 млн человек. Есть среди них те, кто отчисляет пенсионные взносы, но, все равно,  вне круга остается довольно много сограждан. И если с торговцами рынков проблема может решиться благодаря отмене с 2013 года разовых талонов, то, как быть, например,  домохозяйкам? Да, они не работают на государство впрямую, но крепят и обихаживают семью, которая, как  известно, является главной ячейкой общества.

Согласна, о материальном обеспечении  собственной старости должен задуматься каждый гражданин, да только и у государства есть обязанности. Например, создавать четко приписанные и экономически выверенные правила. А равно широко информировать об этом общество.

Пока же мощной информкампании с участием сторонников и противников изменений в пенсионном законодательстве мы не наблюдаем. За исключением выступлений Григория Марченко, уже создавшего себе образ «народного врага». У людей даже складывается впечатление, что именно Г. Марченко решает, как и на что жить нам  в старости.

Понимая, что позиция Нацбанка – одна из многих, а лично Г. Марченко не есть конечная инстанция, предвижу жаркие дебаты. Хотелось бы, чтобы таковые велись не на кухнях, а в телевизионных студиях, на интернет-сайтах, страницах газет и журналов, в парламенте, в конце концов. Собственно, в стенах последнего и будет решаться судьба пенсионной системы…

Казахское телеграфное агентство «КазТАГ»

Поделитесь с друзьями



Комментарии пока отсутствуют







На главную
Назад
Следующая

Просмотров 30
Работа на дому


Время загрузки страницы 0.436 сек.
Хостинг - Разработка - Сопровождение.
Copyright © 2007-2015 All Rights Reserved
?>